Тени и призраки Красота, садомазохизм и демоны на снимках лучших фотографов Японии

10 фото

Вашингтонские галереи искусства Азии Freer|Sackler представили выставку «Современная Япония: Фотография из коллекции Глории Кац и Уилларда Хайка». В экспозицию вошли снимки ведущих японских фотографов XX века: Эйко Хосоэ, Сёмэя Томацу, Хироши Хамая, Масахисы Фукасэ и Дайдо Мориямы. По словам кураторов, главным фокусом выставки стали поиски своего места в стремительно меняющейся стране. Лучшие кадры — в галерее «Ленты.ру».

Хосоэ — крупнейший японский фотохудожник XX века. Центральной темой его творчества стало человеческое тело — через портреты Хосоэ пытается показать душевные терзания объекта. В 1963 году он для серии «Наказание розами» фотографировал обнаженным писателя Юкио Мисиму: эта серия, в которой четко прослеживаются садомазохистические мотивы, принесла Хосоэ славу радикального фотографа. Для серии «Симмон: личный пейзаж» Хосоэ снимал перформанс Симона Ёцуя, актера легендарной андерграундной театральной группы Jokyo Gekijo.

Эйко Хосоэ. «Симмон: личный пейзаж» (#1). Япония, 1971 год

Фото: Hosoe Eikoh

Хосоэ — крупнейший японский фотохудожник XX века. Центральной темой его творчества стало человеческое тело — через портреты Хосоэ пытается показать душевные терзания объекта. В 1963 году он для серии «Наказание розами» фотографировал обнаженным писателя Юкио Мисиму: эта серия, в которой четко прослеживаются садомазохистические мотивы, принесла Хосоэ славу радикального фотографа. Для серии «Симмон: личный пейзаж» Хосоэ снимал перформанс Симона Ёцуя, актера легендарной андерграундной театральной группы Jokyo Gekijo.

Серия снимков «Кама-итати» стала коллаборацией фотографа с хореографом и основателем танцевального жанра буто Тацуми Хидзикатой. Хосоэ снимал его перформанс на фоне сельского пейзажа. Фотокнига по итогам съемки была впервые издана в 1969 году и приобрела культовый статус. Хосоэ следовал за Хидзикатой по северной Японии и запечатлевал его спонтанные танцы, в которых тот часто задействовал местных жителей и фермеров — действо было вдохновлено фигурой кама-итати — демона из японского фольклора.

Эйко Хосоэ. «Кама-итати #8». Япония, 1965 год

Фото: Hosoe Eikoh

Серия снимков «Кама-итати» стала коллаборацией фотографа с хореографом и основателем танцевального жанра буто Тацуми Хидзикатой. Хосоэ снимал его перформанс на фоне сельского пейзажа. Фотокнига по итогам съемки была впервые издана в 1969 году и приобрела культовый статус. Хосоэ следовал за Хидзикатой по северной Японии и запечатлевал его спонтанные танцы, в которых тот часто задействовал местных жителей и фермеров — действо было вдохновлено фигурой кама-итати — демона из японского фольклора.

Томацу — влиятельная фигура в послевоенной фотографии Японии, основатель нескольких фотошкол вместе с другими фотохудожниками. Первой значительной работой фотографа стала серия портретов представителя либерально-демократической партии Японии от префектуры Фукуи — за нее он получил премию «Японского объединения фотокритиков». Работы Томацу часто географически обусловлены: как серии, так и отдельные выставки фотографа обычно посвящены конкретному месту — префектуре или городу Японии.

Сёмэй Томацу. «Йокосука». Префектура Канагава, Япония, 1959 год

Фото: Tomatsu Shomei

Томацу — влиятельная фигура в послевоенной фотографии Японии, основатель нескольких фотошкол вместе с другими фотохудожниками. Первой значительной работой фотографа стала серия портретов представителя либерально-демократической партии Японии от префектуры Фукуи — за нее он получил премию «Японского объединения фотокритиков». Работы Томацу часто географически обусловлены: как серии, так и отдельные выставки фотографа обычно посвящены конкретному месту — префектуре или городу Японии.

Хамая — один из наиболее известных на Западе японских фотографов. Он стал первым японцем, вошедшим в кооператив Magnum Photos. В 1955 году одну из его фотографий куратор Нью-Йоркского музея современного искусства (МОМА) включил в выставку «Род человеческий», которая была показана по всему миру — ее посетили девять миллионов человек. Несмотря на то, что Хамая много путешествовал, прославили его снимки, сделанные в Японии. Он родился в 1915 году и застал страну в самые сложные периоды ее истории.

Хироши Хамая. «Вершины вулкана Такатихо». Префектуры Кагосима и Миядзаки, Япония, 1964 год

Фото: Hamaya Hiroshi

Хамая — один из наиболее известных на Западе японских фотографов. Он стал первым японцем, вошедшим в кооператив Magnum Photos. В 1955 году одну из его фотографий куратор Нью-Йоркского музея современного искусства (МОМА) включил в выставку «Род человеческий», которая была показана по всему миру — ее посетили девять миллионов человек. Несмотря на то, что Хамая много путешествовал, прославили его снимки, сделанные в Японии. Он родился в 1915 году и застал страну в самые сложные периоды ее истории.

В своих снимках Уэда объединяет сюрреалистичные композиционные элементы и реалистическую документацию японского пейзажа. Почти все свои снимки фотограф сделал в пределах 350 километров, окружающих его родную префектуру Тоттори. Местные песчаные дюны он считал идеальным фоном для своих портретов, в том числе групповых, часто сделанных в квадратном формате и почти всегда — вплоть до самых поздних этапов карьеры — сделанных на черно-белую пленку.

Сёдзи Уэда. «Моя жена на дюнах». Япония, около 1950 года

Фото: Ueda Shoji

В своих снимках Уэда объединяет сюрреалистичные композиционные элементы и реалистическую документацию японского пейзажа. Почти все свои снимки фотограф сделал в пределах 350 километров, окружающих его родную префектуру Тоттори. Местные песчаные дюны он считал идеальным фоном для своих портретов, в том числе групповых, часто сделанных в квадратном формате и почти всегда — вплоть до самых поздних этапов карьеры — сделанных на черно-белую пленку.

Фукасэ — один из известнейших фотографов Японии. Он начал снимать в 1960-х годах, а в 1992 году в его жизни произошла трагедия: выпивая в одном из заведений в Синдзюку, токийском квартале красных фонарей, пьяный Фукасэ упал с лестницы бара и получил повреждение мозга. Фотограф 20 лет оставался недееспособным, то и дело впадая в кому, — вплоть до своей смерти в 2012 году. Все эти 20 лет к архивам Фукасэ не было доступа, и только после его кончины миру открылись сотни снимков, которые принесли ему славу странного гения.

Масахиса Фукасэ. «Паром Сэйкан», из серии «Вороны». Япония, 1976 год

Фото: Fukase Masahisa

Фукасэ — один из известнейших фотографов Японии. Он начал снимать в 1960-х годах, а в 1992 году в его жизни произошла трагедия: выпивая в одном из заведений в Синдзюку, токийском квартале красных фонарей, пьяный Фукасэ упал с лестницы бара и получил повреждение мозга. Фотограф 20 лет оставался недееспособным, то и дело впадая в кому, — вплоть до своей смерти в 2012 году. Все эти 20 лет к архивам Фукасэ не было доступа, и только после его кончины миру открылись сотни снимков, которые принесли ему славу странного гения.

Хамая пережил войну и застал период разрухи после поражения Японии. Он говорил о том, что его главной целью было запечатлеть традиционный уклад страны, деревни и сельское хозяйство в том виде, в котором, как он понимал, они скоро перестанут существовать. Главной философией фотографа было отречение от политического взгляда в пользу общего гуманизма.

Хироши Хамая. «Мужчина в традиционных одеждах минбаши». Префектура Ниигата, Япония, 1956 год

Фото: Hamaya Hiroshi

Хамая пережил войну и застал период разрухи после поражения Японии. Он говорил о том, что его главной целью было запечатлеть традиционный уклад страны, деревни и сельское хозяйство в том виде, в котором, как он понимал, они скоро перестанут существовать. Главной философией фотографа было отречение от политического взгляда в пользу общего гуманизма.

Морияма прославился уличными фотографиями, особенно ночными пейзажами бедствующих районов Токио. Он часто снимал актеров театров кабуки, членов преступного мира на темных улицах города. Главными приемами, создающими неповторимую атмосферу фотографий Морияма, стали высокая контрастность и размытость изображения.

Дайдо Морияма. «Вечерние виды Японии». Япония, 1977 год

Фото: Moriyama Daido

Морияма прославился уличными фотографиями, особенно ночными пейзажами бедствующих районов Токио. Он часто снимал актеров театров кабуки, членов преступного мира на темных улицах города. Главными приемами, создающими неповторимую атмосферу фотографий Морияма, стали высокая контрастность и размытость изображения.

В 1941 году Уэда оставил профессию фотографа, не желая становиться военным репортером, но в конце Второй мировой войны все же был вынужден взяться за камеру — ему пришлось заснять последствия пожара. После войны он увидел в газете объявление о фотоконкурсе — и это заставило его вновь почувствовать в себе силы вернуться к работе.

Сёдзи Уэда. «Кот и я». Япония, около 1950 года

Фото: Ueda Shoji

В 1941 году Уэда оставил профессию фотографа, не желая становиться военным репортером, но в конце Второй мировой войны все же был вынужден взяться за камеру — ему пришлось заснять последствия пожара. После войны он увидел в газете объявление о фотоконкурсе — и это заставило его вновь почувствовать в себе силы вернуться к работе.

Серия «Вороны» (множественное от «ворон», а не «ворона») в оригинале называется «Одиночество ворона» — и именно эти монохромные, мрачные снимки принесли Фукасэ репутацию радикального фотографа. Фукасэ использовал птицу как метафору своего одиночества. Позже, в 1982 году, он даже говорил, что сам «стал вороном». Спустя несколько десятков лет альбом «Вороны» признали лучшей фотокнигой всех времен. Для фотографа серия символизировала отчаяние, в которое он впал после развода с женой. Ее звали Ёко, и с ней Фукасэ прожил 12 лет, посвятив ей большой альбом, названный ее именем. В японской мифологии ворон — существо, несущее разрушение, предзнаменование беспокойных, тревожных времен. Фукасэ часто возвращался к знакомому мотиву в поздние годы своей слишком рано оборвавшейся карьеры.

Масахиса Фукасэ. «Улица Коен-дори в Сибуе», из серии «Вороны». Япония, 1982 год

Фото: Fukase Masahisa

Серия «Вороны» (множественное от «ворон», а не «ворона») в оригинале называется «Одиночество ворона» — и именно эти монохромные, мрачные снимки принесли Фукасэ репутацию радикального фотографа. Фукасэ использовал птицу как метафору своего одиночества. Позже, в 1982 году, он даже говорил, что сам «стал вороном». Спустя несколько десятков лет альбом «Вороны» признали лучшей фотокнигой всех времен. Для фотографа серия символизировала отчаяние, в которое он впал после развода с женой. Ее звали Ёко, и с ней Фукасэ прожил 12 лет, посвятив ей большой альбом, названный ее именем. В японской мифологии ворон — существо, несущее разрушение, предзнаменование беспокойных, тревожных времен. Фукасэ часто возвращался к знакомому мотиву в поздние годы своей слишком рано оборвавшейся карьеры.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше