В московском фонде «Екатерина» проходит выставка «Новый пейзаж», в рамках которой художники исследуют постсоветский пейзаж, фиксируя трансформации, произошедшие в регионах России за последние 25 лет. Среди участников экспозиции — Александр Гронский, уроженец Эстонии, один из известнейших в России фотографов. Он представил свой ранний проект «Меньше единицы», снятый во второй половине 2000-х. Бескрайние просторы холодной Сибири, которая медленно зализывает следы вмешательства человека — в галерее «Ленты.ру».
Фото: Александр Гронский
Как следует из названия, выставка обращена к пейзажу самых малонаселенных частей страны. «Меньше единицы» — сборник автобиографической прозы Иосифа Бродского, изданный в 1986 году. В нем автор вспоминает о своем детстве, родителях, родном городе и путешествиях.
Фото: Александр Гронский
Название книги Бродского родилось из фразы об извечной человеческой неуверенности и изумлении, возникающем, когда сталкиваешься со взрослой жизнью: «Недовольство ребенка родительской властью и паника взрослого перед ответственностью — вещи одного порядка. Ты не тождествен ни одному из этих персонажей, ни одной из этих социальных единиц; может быть, ты меньше единицы».
Фото: Александр Гронский
В свою очередь в названии Гронский отсылает нас к чрезвычайно малой населенности отдаленных уголков России. Регионы с плотностью населения менее одного человека на квадратный километр сегодня составляют треть территории страны. И в этих обширных краях проживает только около трех процентов населения.
Фото: Александр Гронский
Для Гронского этот проект стал попыткой понять, как можно запечатлеть на снимках пустоту этих необъятных пространств. Для этого он забирался в самые отдаленные и труднодоступные регионы страны.
Фото: Александр Гронский
Выставка «Новый пейзаж» объединяет работы, которые осмысляют новую российскую действительность. В стране со времен распада СССР произошли колоссальные изменения, что не могло не отразиться на пейзажах.
Фото: Александр Гронский
Переход от индустриального общества к постиндустриальному в России совпал с переходом от плановой экономики к рыночной, от советского бытия — к постсоветскому.
Фото: Александр Гронский
В пейзажах, снятых Гронским, всегда можно найти следы вмешательства человека. Это рубцы промышленного освоения, бытовые элементы и отпечатки религиозных ритуалов.
Фото: Александр Гронский
Все эти пейзажи, несмотря на явное человеческое вмешательство, выглядят покинутыми из-за минимального присутствия людей в кадре — поэтому картины выглядят почти постапокалиптическими.
Фото: Александр Гронский
Автор проекта «Меньше единицы» родился в Таллине в 1980 году, в настоящее время живет в Москве и в Риге. Гронский работает профессиональным фотографом с 1998 года.
Фото: Александр Гронский
За свою карьеру Гронский был удостоен главных мировых премий в области фотографии, таких, как World Press Photo, Foam Paul Huf Award и Aperture Portfolio Prize.
Фото: Александр Гронский
Фотографа отмечали и в России. Он стал лауреатом главных отечественных премий в области современного искусства — «Инновации» и премии Кандинского.
Фото: Александр Гронский
Проекты Гронского выставляются по всему миру, а работы находятся в частных и музейных коллекциях.
Фото: Александр Гронский
«Меньше единицы» — достаточно ранний фотопроект Гронского. Над этими снимками автор работал с 2006-го по 2008 год.
Фото: Александр Гронский
Всего в «Новом пейзаже» приняли участие шесть художников, среди них — Лиза Фактор, Валерий Нистратов, Анастасия Цайдер.
Фото: Александр Гронский
По словам организаторов выставки, проекты фотографов, собранные вместе, свидетельствуют о радикальных изменениях ландшафта и культуры страны, беспрецедентных по интенсивности и масштабу.