В Московском музее современного искусства (ММОМА в Ермолаевском переулке) в середине марта открылась выставка «Коллективный симптом». Это четвертая по счету экспозиция, организованная в рамках программы «Коллекция. Точка обзора».
Основной темой проекта стал феномен социальной чувствительности и концепция «общества переживания», согласно которой, человек больше не готов жить и потреблять ради того, чтобы выжить. Сегодня человек пользуется разнообразными благами для того, чтобы соответствовать собственным представления о самом себе и наполнить свою жизнь смыслом. В едином выставочном пространстве кураторы собрали разнообразные сюжеты, касающегося вопроса,— как социум конструирует сам себя. Самые знаковые экспонаты — в галерее «Ленты.ру».
![Концепция «общества переживаний», предложенная социологом Герхардом Шульце в начале 1990-х годов, — отправная точка выставки «Коллективный симптом». Если раньше человек потреблял что-либо для удовлетворения нужды, то сегодня он делает это для того, чтобы соответствовать представлениям о самом себе.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/03/21/11/20190321114212312/preview_df0588b4ca8f2547402000025709e1f9.jpeg)
Ведьмачка. #3271 (Бронзино), Михаил Гробман, 1997-2006.
Изображение: Михаил Гробман.
Концепция «общества переживаний», предложенная социологом Герхардом Шульце в начале 1990-х годов, — отправная точка выставки «Коллективный симптом». Если раньше человек потреблял что-либо для удовлетворения нужды, то сегодня он делает это для того, чтобы соответствовать представлениям о самом себе.
![Речь не только об изменении потребительских установок. Важным стало не проживание отведенного жизненного срока, а наполнение жизни смыслом. Например, Марк Шагал ездил по святым местам Палестины, чтобы «притронуться сердцем» и лучше понять тексты Ветхого Завета.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/03/21/11/20190321114222604/preview_627e381d52b2a5a57e44f108cc64cd7e.jpg)
Обложка книги «Рисунки к Библии», 1960
Изображение: Марк Шагал
Речь не только об изменении потребительских установок. Важным стало не проживание отведенного жизненного срока, а наполнение жизни смыслом. Например, Марк Шагал ездил по святым местам Палестины, чтобы «притронуться сердцем» и лучше понять тексты Ветхого Завета.
![Эти работы о массовой одержимости и истерии. О сумасшествии, которое заставляет общество безмолвно наблюдать за казнью святого, которую изобразил Юрий Соболев-Ноев.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/03/21/11/20190321114744118/preview_82e55e3205dd595981530c4a1ada0f8c.jpg)
Без названия (Св. Себастьян на дереве), 1960-е
Изображение: Юрий Соболев-Нолев
Эти работы о массовой одержимости и истерии. О сумасшествии, которое заставляет общество безмолвно наблюдать за казнью святого, которую изобразил Юрий Соболев-Ноев.
![Художники конструировали свои собственные мифологические системы, вдохновляясь народными сказками и древними преданиями. Вот и комнатную муху, символ чревоугодия и обжорства, Игорь Макаревич поместил на ярко-красный пьедестал.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/03/21/11/20190321114237092/preview_a1bedc86ed1586172569cfce28c09261.jpg)
Игорь Макаревич. «Звув», 1987
Фото: предоставлено ММОМА
Художники конструировали свои собственные мифологические системы, вдохновляясь народными сказками и древними преданиями. Вот и комнатную муху, символ чревоугодия и обжорства, Игорь Макаревич поместил на ярко-красный пьедестал.
![Кураторы выставки отобрали несколько работ, отражающих реальные исторические явления. Например, шарж Бориса Ефимова «Порочные узы», где художник обличил коррупцию брежневского застоя.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/03/21/11/20190321114249810/preview_747b499ed2b304266bd0400584823dc4.jpg)
«Порочные узлы», 1970-е
Изображение: Борис Ефимов
Кураторы выставки отобрали несколько работ, отражающих реальные исторические явления. Например, шарж Бориса Ефимова «Порочные узы», где художник обличил коррупцию брежневского застоя.
![Но наряду с экспонатами, отражающими исторические события, организаторы экспозиции «Коллективный симптом» пытаются ответить на вопрос: «Свойственна ли эта одержимость миру искусства?»](https://icdn.lenta.ru/images/2019/03/21/11/20190321114313209/preview_6a2e3c0a1092661a49e60d2ca17eb6d8.jpg)
«Композиция,» 1920-е
Изображение: Илья Чашник
Но наряду с экспонатами, отражающими исторические события, организаторы экспозиции «Коллективный симптом» пытаются ответить на вопрос: «Свойственна ли эта одержимость миру искусства?»
![Например, после революции конструктивисты поставили перед собой задачу — изменить быт советского человека. Они создавали мебель, изготовляли ткани и шили одежду, воспевая утилитарность и лаконичность форм.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/03/21/11/20190321114304538/preview_26b513a58a3640b84e9c3823604ed1ef.jpg)
Александр Родченко. Чашка, 1922
Фото: предоставлено ММОМА
Например, после революции конструктивисты поставили перед собой задачу — изменить быт советского человека. Они создавали мебель, изготовляли ткани и шили одежду, воспевая утилитарность и лаконичность форм.
![В первые годы правления советской власти из-за тотального дефицита и форсированного темпа урбанизации художники решили привить гражданам чувство вкуса. Они отталкивались от идеи, что строгая линия победила вычурность, а чистая форма одержала верх над украшательством.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/03/21/11/20190321114308564/preview_7b44a2118ab9b6952683aad8bc3c8587.png)
Александр Родченко.Чайник для кипятка, 1922
Фото: предоставлено ММОМА
В первые годы правления советской власти из-за тотального дефицита и форсированного темпа урбанизации художники решили привить гражданам чувство вкуса. Они отталкивались от идеи, что строгая линия победила вычурность, а чистая форма одержала верх над украшательством.
![Выставка сконструирована подобно квесту, цель которого — поиск связи между художественным и коллективным переживаниями.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/03/21/11/20190321114352352/preview_58c3abf8f3365b426cfcaabfbb81e326.jpg)
Без названия, 1990
Изображение: Сергей Мироненко
Выставка сконструирована подобно квесту, цель которого — поиск связи между художественным и коллективным переживаниями.
![Успешность прохождения этого квеста зависит от наблюдательности зрителя. Работы художников — это независимые друг от друга истории и всего лишь ориентиры в пространстве для личных размышлений.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/03/21/11/20190321114748197/preview_6c8e588314415bbede9f67e719dfc415.jpg)
Уставшее солнце, 2011
Изображение: Евгений Юфит
Успешность прохождения этого квеста зависит от наблюдательности зрителя. Работы художников — это независимые друг от друга истории и всего лишь ориентиры в пространстве для личных размышлений.
![Кураторы собрали разнообразные сюжеты, иллюстрирующие массовую истерию: от охоты на ведьм и культов до городских легенд, напряженных дискуссий вокруг научно-технической революции и методов конструирования общего врага.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/03/21/11/20190321114415702/preview_e36d6fb21e105aeef75c69a61f5e00e8.jpg)
«Полеты птиц внутри головы», 1986
Изображение: Леонид Тишков
Кураторы собрали разнообразные сюжеты, иллюстрирующие массовую истерию: от охоты на ведьм и культов до городских легенд, напряженных дискуссий вокруг научно-технической революции и методов конструирования общего врага.
![Так, в шарже «Заколдованный круг» Борис Ефимов показывает путаницу политических предпочтений и взглядов граждан СССР накануне развала советской империи.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/03/21/11/20190321114426803/preview_cd44574c232b1ae22f2eb25366ab9710.jpg)
«Заколдованный круг», 1990
Изображение: Борис Ефимов
Так, в шарже «Заколдованный круг» Борис Ефимов показывает путаницу политических предпочтений и взглядов граждан СССР накануне развала советской империи.
![Николай Антипин посвящает несколько картин Винсенту Ван Гогу — турбулентные потоки света с картин великого голландца замазываются зловещими мазками — символами наступающей эпохи растерянности и безудержного стремления к земным благам.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/03/21/11/20190321114715781/preview_0ee37263b0640e35184c2a7ec0ffe40b.jpg)
«Ван Гог. Мистраль», 1990
Изображение: Николай Антипин
Николай Антипин посвящает несколько картин Винсенту Ван Гогу — турбулентные потоки света с картин великого голландца замазываются зловещими мазками — символами наступающей эпохи растерянности и безудержного стремления к земным благам.
![Великий Гойя уже в конце XVIII века обличает нравы, политические и общественные порядки. Героями его реприз были не только обычные граждане, но и представители знати и духовенства.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/03/21/11/20190321114721236/preview_c38c304f90f62af00ed95e74d8ab50fd.jpg)
«Какое безумие!» Из серии «Капричос» (№68), 1799
Изображение: Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес
Великий Гойя уже в конце XVIII века обличает нравы, политические и общественные порядки. Героями его реприз были не только обычные граждане, но и представители знати и духовенства.
![Владислав Мамышев-Монро переодевается в лидера запрещенной в России группировки «Аль-Каида» и поет шлягер «Проводы любви». Исполнение время от времени прерывается реальной хроникой телеканала «Аль-Джазира» — художник обыгрывает обывательские страхи и показывает, как легко масс-медиа конструируют образ врага.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/03/21/11/20190321114736162/preview_d3b337d4a32679a2bce468bd54660d83.jpg)
«Усама Бен Ладен» (Жестокий романс), 2002
Изображение: Владислав Мамышев-Монро
Владислав Мамышев-Монро переодевается в лидера запрещенной в России группировки «Аль-Каида» и поет шлягер «Проводы любви». Исполнение время от времени прерывается реальной хроникой телеканала «Аль-Джазира» — художник обыгрывает обывательские страхи и показывает, как легко масс-медиа конструируют образ врага.