«Психогеографический трип» — так фотограф Дмитрий Лукьянов окрестил свое погружение в российскую глубинку, проект «Внутреннее путешествие». На протяжении пяти лет он ездил по всей стране и окинул прицелом камеры почти 40 городов. Путешествие по родине привело его к выводу, что повседневность интереснее неизведанных стран. За пять лет Лукьянов посетил, казалось бы, не родные, но такие знакомые локации, в которых каждый житель России может узнать места, где он вырос, даже если они находятся в тысячах километров от дома. «Лента.ру» предлагает читателям вместе с Лукьяновым прогуляться по российским улочкам, полным контрастов и неустроенности. Но таким дорогим сердцу.
![Лукьянов в своих работах видит ландшафт как целое. Он не ищет особые точки или моменты, его ландшафт обыденный — как сама жизнь. На этом снимке он живет сам по себе. Фотограф не приукрашивает его, но и не разоблачает. В его фотографиях нет восхищения, но нет и выражения негодования, отмечает географ Владимир Каганский. В этом плане работы Лукьянова стремятся к объективности.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/09/17/18/20190917185622262/preview_95ef4bf2b02c679be499acf323408c52.png)
Фото: Дмитрий Лукьянов
Лукьянов в своих работах видит ландшафт как целое. Он не ищет особые точки или моменты, его ландшафт обыденный — как сама жизнь. На этом снимке он живет сам по себе. Фотограф не приукрашивает его, но и не разоблачает. В его фотографиях нет восхищения, но нет и выражения негодования, отмечает географ Владимир Каганский. В этом плане работы Лукьянова стремятся к объективности.
![В объективе Лукьянова — еще один обыкновенный российский пейзаж, который, казалось бы, не должен вызывать удивления или восхищения. Похожие гаражи есть практически в каждом российском городе, а рядом с ними — непременно столб с линией электропередач, разбитая дорога и покосившийся забор. Мы можем не знать, где это находится, но по домам, столбам и окружающей природе узнаем Россию и чувствуем что-то родное. Умение найти эстетическое там, где понятие «эстетика» вроде бы неприменимо.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/09/17/18/20190917185629063/preview_e60c4e3482c94da30deef42406b57244.png)
Фото: Дмитрий Лукьянов
В объективе Лукьянова — еще один обыкновенный российский пейзаж, который, казалось бы, не должен вызывать удивления или восхищения. Похожие гаражи есть практически в каждом российском городе, а рядом с ними — непременно столб с линией электропередач, разбитая дорога и покосившийся забор. Мы можем не знать, где это находится, но по домам, столбам и окружающей природе узнаем Россию и чувствуем что-то родное. Умение найти эстетическое там, где понятие «эстетика» вроде бы неприменимо.
![И туристические «достопримечательности», и окраина провинциального города в работах Лукьянова, по выражению Каганского, «равноправные члены обитаемой земной поверхности». Лестница в поле, ведущая в никуда, уже стала мемом про «светлое будущее». Сколько таких по всей России.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/09/17/18/20190917185644587/preview_73a2ae7c14db9521183c5f91a1f8d6f0.png)
Фото: Дмитрий Лукьянов
И туристические «достопримечательности», и окраина провинциального города в работах Лукьянова, по выражению Каганского, «равноправные члены обитаемой земной поверхности». Лестница в поле, ведущая в никуда, уже стала мемом про «светлое будущее». Сколько таких по всей России.
![Обычно зритель любуется пейзажем так, как принято воспринимать живопись в галерее. Он видит особенное, необычное, сцены, монументы, символы, знаки. Но совсем не замечает ландшафт — только заменяющие его детали. При этом задает ему настроение и дает оценку. Восторгается или ужасается.
Снимок сделан в Москве на территории ВВЦ у павильона «Нефть».](https://icdn.lenta.ru/images/2019/09/17/18/20190917185633128/preview_e9ff1c06e09da9a29150f0fe9daa057f.png)
Фото: Дмитрий Лукьянов
Обычно зритель любуется пейзажем так, как принято воспринимать живопись в галерее. Он видит особенное, необычное, сцены, монументы, символы, знаки. Но совсем не замечает ландшафт — только заменяющие его детали. При этом задает ему настроение и дает оценку. Восторгается или ужасается.
Снимок сделан в Москве на территории ВВЦ у павильона «Нефть».
![Этот необычный памятник в виде хвоста самолета МиГ находится на трассе «Каспий» М-6. Он посвящен летчику-инструктору Виктору Попову. Во время учебного полета в двигатель попала птица, начался пожар. Из-за неудачного катапультирования Попов получил серьезные травмы и скончался в госпитале.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/09/17/18/20190917185650941/preview_37ad49b0488852b04b7931d70d513b4d.png)
Фото: Дмитрий Лукьянов
Этот необычный памятник в виде хвоста самолета МиГ находится на трассе «Каспий» М-6. Он посвящен летчику-инструктору Виктору Попову. Во время учебного полета в двигатель попала птица, начался пожар. Из-за неудачного катапультирования Попов получил серьезные травмы и скончался в госпитале.
![Лукьянов пытается увидеть в ландшафте его сущность — форму, конфликт, контраст, человека и следы его жизни, дружбу или вражду людей и этого места. То, что крепко вписанные в этот ландшафт люди воспринимают как обыденность, Лукьянов бережно запечатлевает и без прикрас демонстрирует аудитории.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/09/17/18/20190917185659235/preview_8f557dbc3454e987ae4f869b3ab3f239.png)
Фото: Дмитрий Лукьянов
Лукьянов пытается увидеть в ландшафте его сущность — форму, конфликт, контраст, человека и следы его жизни, дружбу или вражду людей и этого места. То, что крепко вписанные в этот ландшафт люди воспринимают как обыденность, Лукьянов бережно запечатлевает и без прикрас демонстрирует аудитории.
![«Жизнь ландшафта нашей округи непостижима и загадочна. Далекое и близкое сменили места. Настоящую, коренную среднюю полосу России не видел никто — Камчатку видели; говорю уверенно, поскольку и то, и другое знаю. Обыденность, повседневность, близкое стало далеким, экзотикой, раритетом», — продолжает писать про работы Лукьянова географ Каганский.
Один из логистических центров продуктовой сети «Магнит» рядом с кладбищем — что это, как ни то «далекое» и «близкое».](https://icdn.lenta.ru/images/2019/09/17/18/20190917185707741/preview_b0ad7185c3458745428417bc4463d7f3.png)
Фото: Дмитрий Лукьянов
«Жизнь ландшафта нашей округи непостижима и загадочна. Далекое и близкое сменили места. Настоящую, коренную среднюю полосу России не видел никто — Камчатку видели; говорю уверенно, поскольку и то, и другое знаю. Обыденность, повседневность, близкое стало далеким, экзотикой, раритетом», — продолжает писать про работы Лукьянова географ Каганский.
Один из логистических центров продуктовой сети «Магнит» рядом с кладбищем — что это, как ни то «далекое» и «близкое».
![Есть мнение, что в современной фотографии детали заместили целое, оттеснили и выгнали его из культуры. Целостное восприятие ландшафта пропало, его дробят и пилят, снижая ценность всего содержания. Главные ворота Морского Никольского собора — тому пример. Находящийся в Кронштадте храм ежегодно украшают множеством георгиевских ленточек. Стать свидетелем этого явления можно в День Победы 9 мая.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/09/17/18/20190917185703173/preview_e964f82a354a99c3a3150d172c988d47.png)
Фото: Дмитрий Лукьянов
Есть мнение, что в современной фотографии детали заместили целое, оттеснили и выгнали его из культуры. Целостное восприятие ландшафта пропало, его дробят и пилят, снижая ценность всего содержания. Главные ворота Морского Никольского собора — тому пример. Находящийся в Кронштадте храм ежегодно украшают множеством георгиевских ленточек. Стать свидетелем этого явления можно в День Победы 9 мая.
![Современное и прошлое — тоже важная составляющая в работах Лукьянова. На одних снимках это незаметно, на других, как на этом, более очевидно. Посередине заведение с американским фастфудом, а вокруг — типовая застройка советского времени. Ландшафт показывает не просто историю, но и то, как изменилась жизнь местных жителей.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/09/17/18/20190917185715647/preview_f510ad1fc1def5881d761d735400df8f.png)
Фото: Дмитрий Лукьянов
Современное и прошлое — тоже важная составляющая в работах Лукьянова. На одних снимках это незаметно, на других, как на этом, более очевидно. Посередине заведение с американским фастфудом, а вокруг — типовая застройка советского времени. Ландшафт показывает не просто историю, но и то, как изменилась жизнь местных жителей.
![В снимке со двора удивительным образом сконцентрирован активно меняющийся российский ландшафт. Между двумя стойко держащимися серыми пятиэтажками и мусорным пятачком врывается громадина из металла, громко возвещающая о переменах в жизни обитателей этого места. В работе Лукьянова не только видны грядущие изменения, их как будто можно и услышать.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/09/17/18/20190917185727443/preview_afa2898b3cc8e0d4447b2e26dc3373cc.png)
Фото: Дмитрий Лукьянов
В снимке со двора удивительным образом сконцентрирован активно меняющийся российский ландшафт. Между двумя стойко держащимися серыми пятиэтажками и мусорным пятачком врывается громадина из металла, громко возвещающая о переменах в жизни обитателей этого места. В работе Лукьянова не только видны грядущие изменения, их как будто можно и услышать.
![В современном мире, где произошел визуальный бум, люди только начали смотреть вокруг, видеть и запечатлевать. Только тогда пришло осознание, что повсюду нас окружает пространство, причем неоднородное. На этом снимке печать нескольких эпох, поколений. В нем память одного поколения и несбывшиеся надежды другого. Современное же становится свидетелем всего этого, пытаясь найти в нем себя или вовсе уйти от него.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/09/17/18/20190917185736336/preview_dca85926c1af38079becb4a3acfc0444.png)
Фото: Дмитрий Лукьянов
В современном мире, где произошел визуальный бум, люди только начали смотреть вокруг, видеть и запечатлевать. Только тогда пришло осознание, что повсюду нас окружает пространство, причем неоднородное. На этом снимке печать нескольких эпох, поколений. В нем память одного поколения и несбывшиеся надежды другого. Современное же становится свидетелем всего этого, пытаясь найти в нем себя или вовсе уйти от него.
![По мнению географа Владимира Каганского, у Лукьянова есть особое умение запечатлеть ландшафт во всей его целостности. Он вспомнил, как раньше в глаза лезло многое, но люди внимали избранному, искали его. Фотографы снимали лишь особенное, свое, а фотография была ремеслом — и искусством.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/09/17/18/20190917185749414/preview_959effc1d2430bce4d3789d52a8fc73f.png)
Фото: Дмитрий Лукьянов
По мнению географа Владимира Каганского, у Лукьянова есть особое умение запечатлеть ландшафт во всей его целостности. Он вспомнил, как раньше в глаза лезло многое, но люди внимали избранному, искали его. Фотографы снимали лишь особенное, свое, а фотография была ремеслом — и искусством.
![Лукьянов быстро понял, что ему интереснее банальное, повседневное. То, мимо чего мы проходим и не замечаем. Для себя он решил, что высший пилотаж — это работать в среде, где вроде бы не на что смотреть. «Сначала снимаешь всю эту русскую дичь, кидаешься на нее, а через год-другой это все отпадает и остается повседневность, которая меня и очаровывает», — рассказывал фотограф.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/09/17/18/20190917185802433/preview_b284356b0aeff5cf2217461da45902d9.png)
Фото: Дмитрий Лукьянов
Лукьянов быстро понял, что ему интереснее банальное, повседневное. То, мимо чего мы проходим и не замечаем. Для себя он решил, что высший пилотаж — это работать в среде, где вроде бы не на что смотреть. «Сначала снимаешь всю эту русскую дичь, кидаешься на нее, а через год-другой это все отпадает и остается повседневность, которая меня и очаровывает», — рассказывал фотограф.
![По словам автора, выбор российских ландшафтов объясняется просто — «я отсюда». Он согласен с мнением, что Россия уже сама по себе художественный объект, который надо только осмыслить. «Тут проявляется преимущество чистого фотографического подхода: все, что ты находишь и запечатлеваешь, не выдумано тобой, а еще имеет силу документа», — подчеркнул Лукьянов.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/09/17/18/20190917185809342/preview_402cddcf957dd1fa3c627186218f9eb2.png)
Фото: Дмитрий Лукьянов
По словам автора, выбор российских ландшафтов объясняется просто — «я отсюда». Он согласен с мнением, что Россия уже сама по себе художественный объект, который надо только осмыслить. «Тут проявляется преимущество чистого фотографического подхода: все, что ты находишь и запечатлеваешь, не выдумано тобой, а еще имеет силу документа», — подчеркнул Лукьянов.
![Географ Каганский уверен, что в этом проекте Лукьянова отражены невидимые раритеты разных уголков России. Его «Внутреннее путешествие», продлившееся пять лет, ученый называет «оптикой и поэтикой обыденного». Автор же замечает, что благодаря этой работе стал искать вдохновение в том, что раньше отторгал.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/09/17/18/20190917185815796/preview_f331cf8d050b2ff512bda4ed161b1d43.png)
Фото: Дмитрий Лукьянов
Географ Каганский уверен, что в этом проекте Лукьянова отражены невидимые раритеты разных уголков России. Его «Внутреннее путешествие», продлившееся пять лет, ученый называет «оптикой и поэтикой обыденного». Автор же замечает, что благодаря этой работе стал искать вдохновение в том, что раньше отторгал.
![Лукьянов говорит прямо — Россия вызывает интерес, но не любовь точно. Для создания этих работ он специально ездил в места с неустроенностью, неистовой эклектичностью и недружелюбной средой. Эти ландшафты его раздражали, пугали и вгоняли в тоску. Но он пытался понять, всматривался и запечатлевал для остальных эту среду. Такие тривиальные локации так привычны, что обычно люди не пытаются их осознать.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/09/17/18/20190917185820492/preview_61d7c9f21a7ede54126d5a715dacf03b.png)
Фото: Дмитрий Лукьянов
Лукьянов говорит прямо — Россия вызывает интерес, но не любовь точно. Для создания этих работ он специально ездил в места с неустроенностью, неистовой эклектичностью и недружелюбной средой. Эти ландшафты его раздражали, пугали и вгоняли в тоску. Но он пытался понять, всматривался и запечатлевал для остальных эту среду. Такие тривиальные локации так привычны, что обычно люди не пытаются их осознать.