Страдания осиротевших детей, нефтяное загрязнение в Африке, последствия Боснийской войны и божественное вмешательство в дела человека — авторитетное жюри подвело итоги престижной фотопремии International Photography Grant. К участию принимались только серии снимков, имеющих общую тематику и оформленные как цельный проект. Работы оценивались по пяти категориям: творчество, документалистика, пейзаж, портрет и путешествие. Наиболее яркие и пронзительные кадры финалистов и победителей — в подборке «Ленты.ру».
Фото: Robin Hinsch
Фотопроект, получивший главный приз, носит название Wahala. Это слово на нигерийском сленге означает «проблема». Серия была снята в июле и августе 2019 года в Нигерии: в Лагосе, Порт-Харкорте и дельте реки Нигер.
В пойме реки проживает 20 миллионов человек — представителей 40 различных этнических групп. Это самое большое водно-болотное угодье и третий по величине водосборный бассейн в Африке. Когда-то это была хорошо обеспеченная экосистема, поддерживающая жизнь разнообразных видов животных и растений. Проблемы начались с развитием нефтяной промышленности: в период с 1976-го по 2001 год произошло в общей сложности 6,8 тысячи разливов нефти в воде, в болотистой местности и на суше — всего около трех миллионов баррелей. Никаких реальных действий по очистке дельты Нигера и восстановлению экосистемы до сих пор не предпринималось.
Фото: Robin Hinsch
Аварии часто происходят из-за проблем с давно устаревшим оборудованием. Еще один опасный фактор — сжигание природного газа. Нигерия сжигает больше природного газа, связанного с добычей нефти, чем любая другая страна мира. Предполагается, что Нигерия может тратить около двух миллиардов долларов в год на сжигание газа на факелах. Этот процесс высвобождает токсичные компоненты в атмосферу и способствует изменению климата. Альтернативой сжиганию на факеле является повторное впрыскивание газа или хранение его для использования в качестве источника энергии: к примеру, в Западной Европе 99 процентов газа используется или закачивается обратно в землю.
Фотохудожник использует эти печальные пейзажи в качестве фона для повествования о современных проблемах Нигерии, Западной Африки и современного мира в целом. Он посетил места сжигания газа в Угелли, нефтеперерабатывающие заводы в Бодо и встретил множество различных сообществ в их, к сожалению, загрязненной среде.
Фото: Игорь Елуков
Серия названа в честь Аугсбургской книги чудес — немецкой иллюстрированной рукописи XVI века, описывающей сверхъестественные явления от Всемирного потопа до времени создания этого труда. События, описанные в рукописи, свидетельствуют о причастности Бога к человеческому миру. Фотограф же создает иной мир, сосредоточенный вокруг сознания. Это прочтение «Откровения» через призму космоцентризма. «Это история о безразличных к нам силах, способных нас уничтожить, и о необходимости искать гармонию с этими силами. Речь идет о хороших и плохих предзнаменованиях, а также о хрупкости жизни», — поясняет он. Постановка сочетает реальные объекты и крупномасштабные модели, а также художественные съемки с животными.
Фото: Elliott Verdier
Это история бывшей советской республики в Центральной Азии — Кыргызстана. Молодая республика — противоречивая страна, где великие устремления перемешиваются с осколками советской эпохи, которые, кажется, каким-то образом застыли в ландшафтах страны и в сознании ее народа. Образы Эллиота Вердье не только демонстрируют отголоски прошлого, но и то, что было забыто, скрывающееся под поверхностью, готовое поднять голову, если только кто-то уделит ему больше внимания. Снимки — лишь фрагменты реальности, созданные в попытке воссоздать разбитую вдребезги историю.
Фото: Nicholas Constant
Фирн — это швейцарско-немецкое слово, обозначающее нечто среднее между снегом и льдом. Название серии — метафорическая аналогия с нынешней ситуацией, в которой оказалась Босния. Спустя 20 лет после окончания вооруженного конфликта государство остается в послевоенной эпохе. Жители все еще встречают свидетельства войны в повседневной жизни: в стране по-прежнему действуют военные трибуналы, жители обнаруживают массовые захоронения, в стенах зданий видны пулевые отверстия. Эти шрамы войны остаются отражением проблем, которые все еще преследуют Боснию. В этой серии, включающей изображения озера Перукак, виды на Сараево с аванпостов и изуродованные здания, фотограф пытался заставить зрителя вчитаться в образы и попытаться понять происходящее. «Я фотографировал важные для войны места, чтобы добиться спокойного контраста между красотой и ужасом», — пояснил он.
Фото: Jillian Freyer
«Я полна решимости показать сплоченность, близость женщин друг к другу», — говорит фотограф Джиллиан Фрейер, живущая с матерью и двумя младшими сестрами .
Отправная точка героинь этой портретной серии — полученные по наследству женоненавистничество и определенные ожидания в отношении женщин. Образы создаются без единой формулы, это позволяет создать изобразительную композицию, почти спектакль. Снимки исследуют эмоциональную и физическую выносливость женского тела. Их кожа и позы становятся настоящими полноценными героями, передающими информацию. К примеру, физические ощущения, полученные в течение жизни, проявляются в тонких деталях — обнаженной коже или сжатом теле, в позе по отношению к другим в пространстве.
Фото: Ioanna Sakellaraki
Серия «Правда в почве», получившая первое место в своей категории, стала личным исследованием фотохудожника Иоанны Сакеллараки. После кончины отца она вернулась на родину в Грецию и следовала за матерью — как верующий, ищущий убежища и понимания в религии человек. Фотография трансформировалась в путь становления через потерю.
По мере развития проекта, вдохновляясь традиционными древнегреческими плачами, Сакеллараки жила в традиционных общинах женщин, профессионально работающих плакальщицами, населяющих греческий полуостров Мани. Это исследование касалось и лично ее, так как позволяло рассмотреть горе как объект в культуре и семье. «Соединяя свое острое горе с инсценировками, исполняемыми профессиональными плакальщиками, я смотрю на субъективную духовность греческих ритуалов смерти», — пояснила Сакеллараки. Ее фотографии соединяют реальное и ирреальное.
Фото: Austin Irving
Эта серия широкоформатных фото исследует антропоцентрические тенденции современного туризма. Так называемые «шоу-пещеры» — это настоящие природные объекты, которые модифицируются государственными или коммерческими организациями для туристических целей. Цель работы художника — подчеркнуть напряженность между ошеломительной природной красотой пещер и рукотворными объектами, с помощью которых люди превращают их в достопримечательности. Тщательно продуманное освещение, лифты, заливные цементные дорожки, даже ванные комнаты и сувенирные стенды были добавлены, чтобы древние геологические чудеса могли стать доступными и продаваемыми. Фотограф задает вопрос, являются ли такие дополнения актами вандализма, разрушающими хрупкую экосистему ради коммерческой выгоды? Или эти человеческие вмешательства привлекают внимание к пещерам и делают труднодоступные природные чудеса доступными?
Фото: Milan Sachs
Эти кадры — дань одержимости художника идеей раскрыть невымышленный Лос-Анджелес. В течение первых пяти месяцев 2019 года фотограф путешествовал по окрестностям города в надежде понять его. Представители различных рас и социальных слоев по-разному воспринимали город: некоторые утверждали, что эта местность приобрела свое «лицо» благодаря Голливуду, другие уверяли, что настоящий Лос-Анджелес потерял свою идентичность. Для третьих город стал ловушкой, загадкой, головной болью, миражом.
«Поговорив с отдельными людьми, прочитав юридические заявления, нехудожественные рассказы, эссе и прогуливаясь часами в жару, я понял, что люди понимают идентичность Лос-Анджелеса по отношению к своей собственной идентичности. Лос-Анджелес был не просто местом, это была идея, которая диктовала людям жизнь, и я был одним из этих людей», — поделился фотохудожник своими мыслями.
Фото: Sharbendu De
«Воображаемая Родина» — это семилетнее сюрреалистическое исследование мифической жизни коренного племени лису, проживающего в густых лесах национального парка Намдафа на границе Индии и Мьянмы. Жить в этой местности нелегко. Традиционно люди, связывающие свою жизнь с натуральным хозяйством, дистанцируются от монетизированной экономики. Они выживают без дорог, электричества, школ, больниц, и сама идея покинуть лес, который они называют домом, для них непостижима. Они сосуществуют в симбиозе с природой, упиваясь ее тайнами. Исследователи называют такие сельские общины «мифическими образованиями».
Фото: Ruben Salgado Escudero
«Солнечные портреты» — это долгосрочный проект, изображающий сообщества по всему миру, которые получают доступ к электричеству за счет использования солнечной энергии. Все сцены были освещены только солнечными лампами.
По оценкам Международного энергетического агентства, примерно 1,1 миллиарда человек в мире живут без доступа к электричеству. Во многих общинах по всему миру почти весь сельский труд все еще не механизирован, а свечи (которые являются при этом дорогими и опасными) становятся единственным источником света, доступным после захода солнца. Небольшие и недорогие фотоэлектрические системы питания могли бы обеспечить множество семей светом в ночное время. В целом солнечная энергия может оказать существенное положительное влияние на человечество. Агентство по охране окружающей среды доказало, что выработка электроэнергии вызывает более трети всех выбросов парниковых газов, поэтому сокращение электроэнергетических сетей могло бы положительно повлиять на климат.