Бывший мэр Москвы Юрий Лужков умер во вторник, 10 декабря, на 84 году жизни в одной из клиник немецкого Мюнхена, где ему проводили операцию на сердце. Лужков занимал пост градоначальника в неспокойные 90-е и непростые нулевые — вплоть до сентября 2010-го, когда тогдашний президент Дмитрий Медведев уволил его с обидной формулировкой «в связи с утратой доверия». При «Кепке» или «Старике Батурине» (экс-мэра порой называли по фамилии его небезызвестной супруги Елены Батуриной) не было Wi-Fi в метро, велосипедных дорожек, богатого уличного декора к праздникам и тем более тротуарной плитки, но свой след — и огромный — в истории города он оставил. Самые яркие городские проекты лужковской эпохи — в галерее «Ленты.ру».
Фото: Григорий Сысоев / ТАСС
Первым крупным проектом Лужкова в Москве стала реконструкция Московской кольцевой автодороги. МКАД на самом деле строили с середины 1950-х, но по-настоящему трасса заработала именно при втором мэре столицы. Дорогу расширили, разделили барьерным ограждением, добавили тоннелей, мостов, путепроводов и переходов. Естественно, не обошлось без критики: злые языки говорили, что Лужков якобы «украл» 20 сантиметров МКАД, то есть при расширении трассы ее сделали уже, чем предполагалось, на чем городские чиновники сильно разбогатели. Но это лишь легенда.
Фото: Валерий Шустов / РИА Новости
К созданию нового облика Манежной площади приложил руку вечный соратник Лужкова, скандально известный скульптор Зураб Церетели. Именно поэтому без споров о культурной и архитектурной ценности этого места не обошлось. И фонтаны в Александровском саду вызывают много вопросов, хоть в них хорошо купаться в жару.
Фото: Юрий Артамонов / РИА Новости
Не остался без внимания команды Лужкова и исторический выставочный зал «Манеж» — в 2004-м он «случайно» сгорел, после чего на его месте появилось «такое же» здание. Справедливости ради, новый «Манеж» сохранил и даже преумножил свои выставочные функции.
Фото: Максим Блинов / РИА Новости
Памятник Петру I — еще один сюрприз от дуэта Лужков-Церетели. Существует версия, что это переработанная и видоизмененная статуя Колумба, которую скульптор безуспешно пытался продать США и другим странам Америки. Установке монумента противостояли многие, и все-таки Петра москвичам навязали. После отставки Лужкова в 2010 году памятник предлагали перенести в другое место, но он и ныне там. Более того, жители города к нему привыкли.
Фото: Владимир Сергеев / РИА Новости
Крупным транспортным подарком от мэра Лужкова стало Третье транспортное кольцо — основную часть трассы протяженностью свыше 35 километров возвели в 1990-х. Автомобилисты радовались, жители расположенных рядом с дорогой домов скорбели. ТТК не добавило городу привлекательности, но ненадолго разгрузило другие трассы. В том, что кольцо Москве нужно, сегодня никто не сомневается.
Фото: Сергей Бобылев / ТАСС
Воссоздание храма Христа Спасителя — пожалуй, одна из самых громких лужковских историй. Оригинал был частично разобран и взорван в 1931-м, а после распада СССР появилась идея отстроить храм заново. Ее поддерживали многие общественные группы, и столь же многие строительству противились. Проект нового здания выполнили архитекторы Михаил Посохин и Алексей Денисов, достройка велась — опять же — под руководством Зураба Церетели. Получилось дорого, но не «как было». Тем не менее в ночь наступления нового тысячелетия храм открыли для посещений. А скандалы вокруг ХХС никак не утихают — правда, они уже никак не связаны с его строительством.
Фото: Григорий Собченко / «Коммерсантъ»
Дом «Патриарх» в районе Патриарших прудов — тоже характерный пример лужковского стиля. Безумные объемы, вписанные в тихий Ермолаевский переулок, безумная архитектура с непонятной «улиткой» вместо крыши, безумная стоимость квадратного метра... Хотя могло быть и хуже — изначально архитектор планировал возвести на участке 12-этажный дом-яйцо. В настоящее время минимальная стоимость квартиры в жилом комплексе — 191 миллион рублей.
Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС
Уничтожение Военторга на Воздвиженке считают одной из серьезных ошибок Лужкова. Здание в стиле модерн с элементами ар-деко построили в начале XX века, и против его сноса активно выступала общественность, в том числе тогдашний министр культуры Михаил Швыдкой. Но исторический объект все же демонтировали — естественно, разрешение на это дал Лужков. На месте старого здания построили офисно-торговый центр. В 2010 году Forbes попросил архитекторов назвать самые уродливые здания Москвы, и новый Военторг попал в позорную тройку.
Фото: Александр Любарский / «Коммерсантъ»
Мемориальный комплекс на Поклонной горе начинали строить еще в СССР, но в 1980-х проект заморозили из-за нехватки средств. При Лужкове стройка возобновилась в новых, грандиозных масштабах. Торжественная церемония открытия комплекса состоялась в 1995-м, в год 50-летия Победы. Позже на территории появились Мемориальная синагога, цветочные часы и еще несколько памятников. Фонтанный комплекс Парка Победы считается самым крупным в Москве, а 142-метровый монумент Победы — самым высоким в стране. Несмотря на аляповатость, Поклонную гору любят и москвичи, и гости столицы.
Фото: Константин Кокошкин / «Коммерсантъ»
Международный деловой центр в столице начали строить тоже при Лужкове: проект задумали в 1992-м, но первый небоскреб — «Башня 2000» — появился в Москва-Сити уже в новом тысячелетии. Занятно, что в 2006-м тогда еще действующий мэр высказался против ММДЦ как офисного квартала, «лепить Манхэттен» Лужкову не хотелось. Но москвичи с новым деловым кластером давно свыклись. Да, это «каменные джунгли» (скорее бетонные). Многие известные люди даже купили здесь апартаменты. Их имен, как водится, риелторы не раскрывают.
Фото: Валерий Мельников / «Коммерсантъ»
Дом-яйцо — почти единственный двоечник из числа первых элитных домов Москвы. Проект разработала группа архитекторов под руководством Сергея Ткаченко (он же спроектировал жилой дом «Патриарх» на Малой Бронной). Здание построили в 2002 году на улице Машкова (Басманный район), в проекте оно значилось флигелем. Впоследствии «яйцу» безуспешно пытались найти хоть какое-нибудь применение, но в настоящее время, спустя 17 лет после ввода в эксплуатацию, оно все еще продается — за 400 миллионов рублей. В объявлении на портале ЦИАН его описывают как «архитектурный шедевр Москвы — квартира в виде яйца Фаберже».
Фото: Сергей Пятаков / РИА Новости
Монорельс — один из самых громких и провальных проектов времен Лужкова. Транспортная система протяженностью около пяти километров, строительство которой обошлось городу примерно в 220 миллионов долларов, долго работала «в экскурсионном режиме». Дорога то и дело ломалась, и в конце концов ее сделали частью метро. В целом весь эксперимент до сих пор вызывает недоумение. В мае 2017-го сообщалось, что Московская монорельсовая транспортная система будет реконструирована. Основную часть этой железной дороги, которая сейчас проходит по эстакаде, опустят на землю. Но в ноябре 2019-го заместитель мэра Москвы Марат Хуснуллин заявил, что демонтажа не будет.
Фото: Алексей Зотов / ТАСС
Торговый центр «Наутилус» в Москве — типичный привет из 90-х. В этом году он отмечает 20-летие, и сейчас довольно сложно понять, как такое могло появиться всего в полукилометре от Кремля, напротив Центрального детского мира и печально известного здания органов госбезопасности на Лубянке. Автором проекта между тем выступил Алексей Воронцов — в то время заместитель главного архитектора Москвы. Архитектурный критик Григорий Ревзин в феврале 1999-го опубликовал в «Коммерсанте» статью о новом торговом центре, озаглавив ее «Лубянский прыщ». Добавить, в общем-то, нечего.
Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС
Дом музыки, издали похожий на летающую тарелку, построили в начале нулевых на Космодамианской набережной Москвы-реки, в районе Павелецкого вокзала, где до того времени практически не было учреждений культуры. Огромный комплекс возвели за пару лет, на его открытии присутствовал сам президент Владимир Путин. Он назвал Дом музыки «прекрасным хрустальным кубком», хотя на кубок, кажется, больше похож расположенный по соседству Swissotel Красные Холмы.
Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости
Здание театра Et Cetera появилось у станции метро «Чистые пруды» в начале 2000-х. Чем-то оно напоминает тот же «Наутилус», и его тоже раскритиковал Ревзин. «Вряд ли Александр Калягин (руководитель театра — прим. «Ленты.ру»), который у простых зрителей, профанов вроде меня, вызывает лишь чувство глубокого восхищения, хотел, чтобы у него получился цирк-шапито с бутафорскими колоннами», — написал критик. Но здание на месте, театр работает.
Фото: Максим Блинов / РИА Новости
Комплекс «Алые паруса» — тоже «корабль» Лужкова. Он стал первым исключительно жилым высотным проектом в Москве (годы строительства — 2001-2016).
Фото: Сергей Бобылев/ТАСС
Застройщик «Алых парусов» к 2006 году возвел и 57-этажный ЖК «Триумф-палас» в сталинском стиле — один из самых высоких жилых комплексов в Москве: вместе со шпилем его высота достигает 264,5 метра. По состоянию на декабрь 2019-го в здании выставлено на продажу около 130 квартир.
Фото: Борис Кавашкин / ТАСС
Бывшее здание нефтяной компании «ЮКОС» на Дубининской улице — один из первых современных московских небоскребов. По нынешним меркам это маленький небоскреб — 22 этажа, но для начала нового тысячелетия, когда его вводили в эксплуатацию, здание было настоящей диковинкой. Оно вписано в Павелецкий район, примерно в полукилометре от вокзальной площади и Садового кольца. Россияне в основном помнят небоскреб по новостям об аресте главы «ЮКОСа» Михаила Ходорковского и последующем банкротстве его компании. В 2007-м здание купила «Роснефть».
Лужкову приписывают высказывание «Я не хочу здесь как-то выпучиваться, какие-то гиперболы делать». Но «гипербол» он Москве и москвичам оставил в достаточном количестве — вольно или невольно.