Путешествия

«Представьте, какой эффект на пассажиров окажут девушки» Мини-юбки, молодость и сексуальность. Как менялись требования к стюардессам в разные времена

18 фото

Профессия стюардессы всегда вызывала неподдельный восторг у путешественников. Мужчины восхищались их утонченностью и красотой, а женщины завидовали образу жизни, который предполагал бесконечные поездки, проживание в дорогих отелях и отдых на лазурных пляжах.

Однако на деле работа бортпроводниц хоть и не лишена определенного романтизма, всегда предполагала тяжкий труд, вред для здоровья из-за постоянной смены часовых поясов, а зачастую и несостоявшуюся личную жизнь. Кроме того, многие сотрудницы этой сферы неоднократно подвергались домогательствам мужчин и унижению, ведь авиакомпании нередко привлекали клиентов с помощью их обаяния, но не заботились об их безопасности.

Руководство предъявляло жесткие требования к внешнему виду кандидаток в бортпроводницы, вмешивалось в их отношения и дискриминировало по всем возможным признакам. Но со временем стало понятно, что короткие юбки стюардесс нецелесообразно использовать как конкурентное преимущество, и на первый план вышла удовлетворенность пассажиров качеством сервиса. В связи с этим сменились и приоритеты авиаперевозчиков при найме сотрудниц.

С какими лишениями долгие годы сталкивались девушки, мечтавшие связать свою жизнь с небом и полетами, и что их ждет после пандемии коронавируса — в галерее «Ленты.ру».

Ровно 90 лет назад первая в мире стюардесса Эллен Черч и еще семь девушек-медсестер сопровождали 14 пассажиров на 20-часовом рейсе из калифорнийского Окленда в Чикаго. Будучи совсем юной, Черч мечтала стать летчицей, однако гендерные стереотипы того времени не позволили ей достигнуть заветной цели. Тем не менее она не оставила мечту о полетах, собрала группу медсестер и убедила компанию Boeing в том, что путешественников на борту должны сопровождать милые дамы.

1930 год. Первая в истории стюардесса Эллен Черч

Фото: Wikipedia

Ровно 90 лет назад первая в мире стюардесса Эллен Черч и еще семь девушек-медсестер сопровождали 14 пассажиров на 20-часовом рейсе из калифорнийского Окленда в Чикаго. Будучи совсем юной, Черч мечтала стать летчицей, однако гендерные стереотипы того времени не позволили ей достигнуть заветной цели. Тем не менее она не оставила мечту о полетах, собрала группу медсестер и убедила компанию Boeing в том, что путешественников на борту должны сопровождать милые дамы.

«Представьте, как будет выглядеть авиация, если молодые девушки станут постоянными членами экипажа. Представьте, какой эффект это окажет на путешествующих людей. Представьте, какую ценность они будут для нас представлять, аккуратно подавая еду и заботясь о благополучии пассажиров», — написал тогда в письме боссу менеджер Boeing Стив Симпсон. 15 мая 1930 года самолет Boeing 80A впервые взлетел в небо с женщинами, выполняющими обязанности хозяек на борту.

1936 год. Бортпроводница Дафни Керри в экипаже нового роскошного самолета для шести пассажиров

Фото: Ward / Getty

«Представьте, как будет выглядеть авиация, если молодые девушки станут постоянными членами экипажа. Представьте, какой эффект это окажет на путешествующих людей. Представьте, какую ценность они будут для нас представлять, аккуратно подавая еду и заботясь о благополучии пассажиров», — написал тогда в письме боссу менеджер Boeing Стив Симпсон. 15 мая 1930 года самолет Boeing 80A впервые взлетел в небо с женщинами, выполняющими обязанности хозяек на борту.

Тогда требования к стюардессам были совсем нехитрыми и кардинально отличались от привычных нам современных реалий. Они должны были носить часы, чтобы постоянно сверяться со временем, следить за пассажирами во избежание нарушений правил безопасности, а также иметь при себе расписание поездов на тот случай, если самолет совершит вынужденную посадку.

1945 год. Стюардесса в белом развлекает пассажиров

Фото: Hulton Archive / Getty

Тогда требования к стюардессам были совсем нехитрыми и кардинально отличались от привычных нам современных реалий. Они должны были носить часы, чтобы постоянно сверяться со временем, следить за пассажирами во избежание нарушений правил безопасности, а также иметь при себе расписание поездов на тот случай, если самолет совершит вынужденную посадку.

Со временем ожидания росли, а качество сервиса становилось все выше не только на земле, но и в небе. Чтобы лучше справляться с обязанностями и соответствовать всем стандартам, сотрудницы авиакомпаний проходили различные тренинги. Так, например, в мае 1946 года членов экипажа Trans World Airline проинструктировали, как ухаживать за путешественниками, очаровывать их и не терять при этом самообладания. Кроме того, девушкам преподавали уроки чтения и французского, а также сделали жизненно необходимые прививки.

1946 год. Сотрудницы TWA (Trans World Airline)

Фото: Bert Garai / Keystone Features / Getty

Со временем ожидания росли, а качество сервиса становилось все выше не только на земле, но и в небе. Чтобы лучше справляться с обязанностями и соответствовать всем стандартам, сотрудницы авиакомпаний проходили различные тренинги. Так, например, в мае 1946 года членов экипажа Trans World Airline проинструктировали, как ухаживать за путешественниками, очаровывать их и не терять при этом самообладания. Кроме того, девушкам преподавали уроки чтения и французского, а также сделали жизненно необходимые прививки.

Наличие пожилых женщин среди членов экипажа было категорически исключено. Во-первых, маркетологи верили, что молодость и свежий внешний вид привлекает клиентов гораздо больше, а во-вторых, стать стюардессой могли только незамужние девушки, жизнь которых не обременена отношениями. Именно поэтому в те времена бортпроводницы не задерживались на службе дольше трех лет.

1956 год. Джоан Пигготт подает обед под присмотром инструктора в макете салона самолета

Фото: Hulton Archive / Getty

Наличие пожилых женщин среди членов экипажа было категорически исключено. Во-первых, маркетологи верили, что молодость и свежий внешний вид привлекает клиентов гораздо больше, а во-вторых, стать стюардессой могли только незамужние девушки, жизнь которых не обременена отношениями. Именно поэтому в те времена бортпроводницы не задерживались на службе дольше трех лет.

Поскольку образ стюардессы был крайне сексуализирован, в 1950-1960-х годах внешний вид бортпроводниц пытались сделать как можно более обворожительным. Мини-юбки, оголяющие стройные ноги, яркий макияж, подчеркивающий их красоту, и четко очерчивающие фигуру костюмы. Вооружившись всеми вышеперечисленными атрибутами, девушки выходили на работу и с трудом отбивались от мужчин.

Стюардессы позируют босиком на фоне самолета United Airlines

Фото: Mary Evans / Diomedia

Поскольку образ стюардессы был крайне сексуализирован, в 1950-1960-х годах внешний вид бортпроводниц пытались сделать как можно более обворожительным. Мини-юбки, оголяющие стройные ноги, яркий макияж, подчеркивающий их красоту, и четко очерчивающие фигуру костюмы. Вооружившись всеми вышеперечисленными атрибутами, девушки выходили на работу и с трудом отбивались от мужчин.

Постепенно в работе стюардесс стали появляться новые  обязанности. Так, на их хрупкие плечи свалилась уборка салона, починка кресел и даже помощь в дозаправке авиалайнеров, что привело к переменам на некоторых авиалиниях. Дизайнеры униформы наконец поняли, что женщинам, работающим на высоте, в первую очередь необходима удобная одежда.

1965 год. Ямайские стюардессы перед рейсом в аэропорту Хитроу

Фото: Daily Express / Hulton Archive / Getty

Постепенно в работе стюардесс стали появляться новые обязанности. Так, на их хрупкие плечи свалилась уборка салона, починка кресел и даже помощь в дозаправке авиалайнеров, что привело к переменам на некоторых авиалиниях. Дизайнеры униформы наконец поняли, что женщинам, работающим на высоте, в первую очередь необходима удобная одежда.

Тем не менее многие перевозчики продолжали воспринимать бортпроводниц как витрину для привлечения потребителя. К слову, в 1970-х годах авиакомпания National Fly выпустила скандальную рекламную кампанию с девушкой, призывающей «полетать на ней». National даже сняла видеоролик, который показывали по телевизору. «Я полетаю на тебе так, как никто и никогда», — кокетничала стюардесса в кадре. Результат не заставил себя долго ждать — продажи авиакомпании увеличились на 23 процента.

1971 год. Пенни Уэлхэм фотографируется в новой униформе авиакомпании Skyways

Фото: Morrison / Daily Express / Getty

Тем не менее многие перевозчики продолжали воспринимать бортпроводниц как витрину для привлечения потребителя. К слову, в 1970-х годах авиакомпания National Fly выпустила скандальную рекламную кампанию с девушкой, призывающей «полетать на ней». National даже сняла видеоролик, который показывали по телевизору. «Я полетаю на тебе так, как никто и никогда», — кокетничала стюардесса в кадре. Результат не заставил себя долго ждать — продажи авиакомпании увеличились на 23 процента.

В 1968 году наступила новая эра защиты прав человека, и в США был отменен запрет на брак и отношения для стюардесс. Кроме того, перевозчикам больше не разрешалось устанавливать ограничения по возрасту и нанимать исключительно молодых сотрудниц. А в 1971 году равенства добились и мужчины — теперь они тоже могли стать бортпроводниками.

1973 год. Стюардессы демонстрируют комфортную униформу, созданную дизайнером Мэри Квант

Фото: Frank Barratt / Keystone / Getty

В 1968 году наступила новая эра защиты прав человека, и в США был отменен запрет на брак и отношения для стюардесс. Кроме того, перевозчикам больше не разрешалось устанавливать ограничения по возрасту и нанимать исключительно молодых сотрудниц. А в 1971 году равенства добились и мужчины — теперь они тоже могли стать бортпроводниками.

Тем временем в СССР требования к внешнему виду бортпроводниц были такими же строгими, как к манекенщицам на парижской Неделе моды. Каждая девушка должна была соответствовать четко прописанным параметрам: рост не более 162 сантиметров, вес не более 52 килограммов, возраст не старше 25 лет. Так что все советские бортпроводницы выглядели практически идентично — их униформа отличалась особой строгостью, а волосы всегда были убраны назад. И даже оттенки декоративной косметики четко регламентировались работодателем.

1972 год. Советская стюардесса в аэропорту Шереметьево

Фото: А. Князев / РИА Новости

Тем временем в СССР требования к внешнему виду бортпроводниц были такими же строгими, как к манекенщицам на парижской Неделе моды. Каждая девушка должна была соответствовать четко прописанным параметрам: рост не более 162 сантиметров, вес не более 52 килограммов, возраст не старше 25 лет. Так что все советские бортпроводницы выглядели практически идентично — их униформа отличалась особой строгостью, а волосы всегда были убраны назад. И даже оттенки декоративной косметики четко регламентировались работодателем.

Помимо внешности советские бортпроводницы должны были соответствовать и другим стандартам: иметь хорошие манеры, высшее образование, желательно в сфере медицины или психологии, быть коммуникабельными и стрессоустойчивыми.

1982 год. Советская стюардесса из Таджикистана

Фото: Юрий Набатов, Роберт Нетелев / ТАСС

Помимо внешности советские бортпроводницы должны были соответствовать и другим стандартам: иметь хорошие манеры, высшее образование, желательно в сфере медицины или психологии, быть коммуникабельными и стрессоустойчивыми.

Прогресс не стоял на месте, и к 1990 году единственным важным условием найма стюардесс на работу было законченное высшее образование. А тогдашний президент США Джордж Буш признал важность профессии и объявил 19 июля национальным Днем бортпроводника. Позже праздник вышел на международный уровень, и сегодня его отмечают 31 мая.

2001 год. Бывшие и нынешние стюардессы TWA (Trans World Airline) демонстрируют новую и старую униформу авиакомпании

Фото: Tom Gannam / AP

Прогресс не стоял на месте, и к 1990 году единственным важным условием найма стюардесс на работу было законченное высшее образование. А тогдашний президент США Джордж Буш признал важность профессии и объявил 19 июля национальным Днем бортпроводника. Позже праздник вышел на международный уровень, и сегодня его отмечают 31 мая.

Сегодня авиакомпании устанавливают разные регламенты для своих сотрудников. И, несмотря на современные феминистические движения, допускают в этом ошибки, вызывающие всеобщее возмущение. Например, в 2019 году перевозчик Norwegian выпустил 22-страничный документ с правилами для персонала. В нем, в частности, содержался запрет на ношение обуви на плоской подошве без разрешения врача. Кроме того, женщин призвали делать определенный макияж: красить глаза, наносить легкую основу, тонирующий увлажняющий крем и пудру.

Наши дни. Стюардесса авиакомпании Norwegian

Фото: страница Norwegian на Facebook

Сегодня авиакомпании устанавливают разные регламенты для своих сотрудников. И, несмотря на современные феминистические движения, допускают в этом ошибки, вызывающие всеобщее возмущение. Например, в 2019 году перевозчик Norwegian выпустил 22-страничный документ с правилами для персонала. В нем, в частности, содержался запрет на ношение обуви на плоской подошве без разрешения врача. Кроме того, женщин призвали делать определенный макияж: красить глаза, наносить легкую основу, тонирующий увлажняющий крем и пудру.

Другие перевозчики, напротив, стремились уйти от всевозможных запретов и требований к внешнему виду стюардесс. Например, британская авиакомпания Virgin Atlantic в марте 2019 года объявила, что отныне ее сотрудницы не обязаны краситься на работу. Отличительной чертой представительниц указанных авиалиний всегда была ярко-красная помада Upper Class Red марки Bare Minerals. Однако руководство компании решило предоставить им «большую свободу самовыражения».

Бортпроводницы Virgin Atlantic

Фото: страница Virgin Atlantic на Facebook

Другие перевозчики, напротив, стремились уйти от всевозможных запретов и требований к внешнему виду стюардесс. Например, британская авиакомпания Virgin Atlantic в марте 2019 года объявила, что отныне ее сотрудницы не обязаны краситься на работу. Отличительной чертой представительниц указанных авиалиний всегда была ярко-красная помада Upper Class Red марки Bare Minerals. Однако руководство компании решило предоставить им «большую свободу самовыражения».

А, например, в марте 2018 года начальство флагманских авиалиний Гонконга Cathay Pacific впервые за 72 года позволило стюардессам работать в брюках. С момента основания компании в 1946 году официальная униформа бортпроводниц состояла из белой блузки с логотипом Cathay Pacific, красной юбки с двумя разрезами, плотных черных чулок и черных туфель на каблуках. По желанию можно было дополнить костюм красным пиджаком. Однако участницы ассоциации бортпроводников наконец отвоевали право заменить юбку брюками.

Стюардесса перевозчика Cathay Pacific

Фото: страница Cathay Pacific на Facebook

А, например, в марте 2018 года начальство флагманских авиалиний Гонконга Cathay Pacific впервые за 72 года позволило стюардессам работать в брюках. С момента основания компании в 1946 году официальная униформа бортпроводниц состояла из белой блузки с логотипом Cathay Pacific, красной юбки с двумя разрезами, плотных черных чулок и черных туфель на каблуках. По желанию можно было дополнить костюм красным пиджаком. Однако участницы ассоциации бортпроводников наконец отвоевали право заменить юбку брюками.

Несмотря на то что некоторые организации все еще не победили устоявшиеся стереотипы в отношении внешности стюардесс, сегодня занять эту должность гораздо проще, чем 70 лет назад. Хотя бы потому, что бортпроводником теперь может стать любой человек, независимо от цвета кожи, возраста, пола и степени привлекательности.

Сотрудники Norwegian

Несмотря на то что некоторые организации все еще не победили устоявшиеся стереотипы в отношении внешности стюардесс, сегодня занять эту должность гораздо проще, чем 70 лет назад. Хотя бы потому, что бортпроводником теперь может стать любой человек, независимо от цвета кожи, возраста, пола и степени привлекательности.

Пандемия коронавируса необратимо повлияла на все сферы жизни человека, и в особенности — на авиационную отрасль. Члены экипажа оказались под угрозой заражения из-за того, что многие люди продолжали путешествовать даже во время обострения ситуации. Чтобы защитить своих работников, некоторые авиакомпании задумали отказаться от привычной элегантной униформы. Например, AirAsia недавно представила новые костюмы для сотрудников, разработанные специально на время пандемии коронавируса. Другие организации как минимум потребовали, чтобы все стюардессы и пассажиры надевали во время полета маски и перчатки.

2020 год. Сотрудники AirAsia

Фото: Puey Quiñones

Пандемия коронавируса необратимо повлияла на все сферы жизни человека, и в особенности — на авиационную отрасль. Члены экипажа оказались под угрозой заражения из-за того, что многие люди продолжали путешествовать даже во время обострения ситуации. Чтобы защитить своих работников, некоторые авиакомпании задумали отказаться от привычной элегантной униформы. Например, AirAsia недавно представила новые костюмы для сотрудников, разработанные специально на время пандемии коронавируса. Другие организации как минимум потребовали, чтобы все стюардессы и пассажиры надевали во время полета маски и перчатки.

Тем не менее заботу о сотрудниках проявили далеко не все. Многим авиакомпаниям пришлось серьезно сократить штат из-за финансовых потерь, и их стюардессы отправились на подработку в супермаркеты, а иногда и в стриптиз-клубы. Некоторые эксперты допускают, что после пандемии профессия может вовсе исчезнуть, и позже путешественники с ностальгией будут рассматривать фотографии очаровательных девушек, которые старались сделать перелет пассажиров комфортным. Ну, а пока оставшиеся без работы бортпроводники не теряют надежды и каждый день ждут возможности вновь поприветствовать путешественников и пожелать им приятного полета.

2020 год. Стюардесса в респираторной маске

Фото: Ezra Acayan/Getty

Тем не менее заботу о сотрудниках проявили далеко не все. Многим авиакомпаниям пришлось серьезно сократить штат из-за финансовых потерь, и их стюардессы отправились на подработку в супермаркеты, а иногда и в стриптиз-клубы. Некоторые эксперты допускают, что после пандемии профессия может вовсе исчезнуть, и позже путешественники с ностальгией будут рассматривать фотографии очаровательных девушек, которые старались сделать перелет пассажиров комфортным. Ну, а пока оставшиеся без работы бортпроводники не теряют надежды и каждый день ждут возможности вновь поприветствовать путешественников и пожелать им приятного полета.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.