Пальмовое масло часто используется при производстве пищевых и косметических продуктов. Но мало кто знает, откуда оно берется. Большую часть сырья добывают на плантациях в Малайзии и Индонезии, где трудятся миллионы женщин. Их насилуют, унижают и заставляют без всякой защиты распылять смертельно опасные яды. В отличие от мужчин, девушек почти никогда не устраивают на постоянную работу: об отдыхе и медицинской помощи они могут только мечтать. Хотя косметические корпорации зарабатывают сотни миллиардов долларов, работницам плантаций достаются гроши — и это в лучшем случае. «Лента.ру» публикует снимки Бинсара Баккары из Associated Press, сфотографировавшего, как они живут.
Фото: Binsar Bakkara / AP
Агентство Associated Press провело расследование о жестоком обращении с сотрудницами плантаций масличных пальм. Журналисты поговорили с десятками женщин, которые работают у различных производителей пальмового масла в Индонезии и Малайзии, и узнали о тяжелых и опасных условиях труда, сексуальном насилии, низкой оплате и принуждении. Это подтверждают юридические документы, сообщения в местных СМИ и жалобы, которые поступали в профсоюзные организации.
Фото: Binsar Bakkara / AP
Хотя на пальмовых плантациях трудятся и мужчины, условия, которые приходится терпеть женщинам, намного хуже. В отличие от мужчин, их почти никогда не берут на постоянную работу, которая дает определенные гарантии и льготы. Вместо этого они годами считаются временными работницами, получают поденную оплату и не могут рассчитывать ни на отдых, ни на медицинскую помощь. Порой женщины вынуждены трудиться бесплатно, чтобы помочь мужьям, не справляющимся с непосильными нормами выработки.
Фото: Binsar Bakkara / AP
На пальмовых плантациях применяют опасные пестициды — например, паракват, который приводит к развитию болезни Паркинсона и запрещен во многих странах, в том числе в России. «После распыления у меня время от времени течет кровь из носа», — рассказывает Ола, десять лет проработавшая на одной из плантаций. Ее мучит кашель и жар, но денег на врача нет. Плантация платит ей около 150 рублей в день и не обеспечивает ни медицинской помощью, ни даже защитной одеждой.
Фото: Binsar Bakkara / AP
Некоторые работницы пальмовых плантаций, постоянно имеющие дело с ядохимикатами, продемонстрировали журналистам Associated Press сращение пальцев на руках и ногах. Другие рассказали о частых головокружениях, затрудненном дыхании и ухудшающемся зрении. Известны случаи, когда работа с гербицидами приводила к полной слепоте.
Фото: Binsar Bakkara / AP
Нередко женщины работают на пальмовых плантациях поколение за поколением. Это замкнутый круг: поскольку мизерной платы, которую они получают за свой труд, хватает только на жилье, предоставляемое их работодателем, у них нет средств, чтобы переехать и найти другую работу.
Фото: Binsar Bakkara / AP
Девушка, с детства работавшая на пальмовой плантации, рассказала Associated Press, что в 16 лет ее изнасиловал начальник. Затем он приставил к ее горлу топор и посоветовал молчать. «Он пригрозил убить меня, убить всю мою семью», — говорит она. После еще четырех изнасилований девушка забеременела. Ее родственники обращались в полицию, но им отказались помогать, сославшись на отсутствие улик. И это не единичный случай: медики, профсоюзные работники, госслужащие и адвокаты утверждают, что на плантациях случаются даже групповые изнасилования, а среди жертв бывают 12-летние девочки.
Фото: Binsar Bakkara / AP
На плантациях в Малайзии занято множество мигрантов, которые не оформлены официально, поэтому их численность труднее оценить. Не так давно стало известно, что в США отказались от импорта продукции малайзийской компании FGV Holdings Berhad, которая использует рабский и детский труд. По всей видимости, подобное происходит и на плантациях малайзийской госкорпорации Felda — одного из крупнейших производителей пальмового масла. Associated Press описывает побег из Индонезии беременной женщины, которую держали в неволе на плантации Felda. Она родила в лесу и долго пробиралась через джунгли, прежде чем ее нашли и спасли.
Фото: Binsar Bakkara / AP
Работница одной из плантаций, которую зовут Ита, рассказала Associated Press, что каждый день вручную переносит и разбрасывает около 400 килограммов удобрений. Если перевести ее зарплату в российскую валюту, она получает всего 380 рублей в день. Ее отказываются оформлять на постоянную работу, при которой она могла бы рассчитывать на оплачиваемый отпуск после родов и другие льготы. Из-за тяжелого труда во время беременности Ита пережила два выкидыша, причем оба раза это произошло во время последнего триместра, то есть незадолго до родов. «Я продолжила работать, не останавливалась даже после того, как ребенок умер», — говорит она.
Фото: Binsar Bakkara / AP
«Удаленность пальмовых плантаций делает их идеальным местом для изнасилований», — утверждает Айни Фитри из Управления по делам женщин и детей индонезийской провинции Западный Калимантан. На эту проблему редко обращают внимание, и даже сами жертвы считают, что ее невозможно решить. «Они думают, что так везде, поэтому жаловаться не на что», — объясняет индонезийский социолог Саурлин Сиаган.
Фото: Binsar Bakkara / AP
В Малайзии дети сызмала работают на пальмовых плантациях. Их заставляют собирать ядра плодов масличных пальм или очищать деревья при помощи мачете. Они не ходят в школу и остаются безграмотными, не умея ни читать, ни писать.
Фото: Binsar Bakkara / AP
Пальмовое масло встречается в самой различной косметике и средствах для ухода за лицом и телом — от туши для ресниц и пены для ванн до крема против морщин. Его содержат три четверти косметических продуктов, в том числе производимых такими гигантами, как L’Oréal, Unilever, Procter & Gamble, Avon или Johnson & Johnson. Руководителям этих корпораций хорошо известно о плохих условиях труда, злоупотреблениях и нищенской зарплате на пальмовых плантациях, но они предпочитают их игнорировать.