Итальянский фотограф Стефано Перего (Stefano Perego) путешествует по всему миру в поисках необычных зданий — заброшенных и используемых. Исколесив с камерой северную часть Италии, фотограф проникся интересом к архитектуре второй половины XX века, которая богата постройками революционного дизайна. Чтобы увидеть буйство модернизма, постмодернизма и брутализма, он отправился в страны бывшего Советского Союза и Восточной Европы.
Сегодня Перего обращает внимание на те здания, которые выделяются в городском пейзаже и бросают обществу вызов немыслимыми формами и странными конструкциями. В своем Instagram stepegphotography он публикует фотографии нетрадиционных жилых комплексов и религиозных зданий, общественных пространств, облик которых изменило время, и построек, пригодных для съемок фильмов о вторжении инопланетян.
За несколько лет Перего накопил большую коллекцию снимков, с помощью которой в буквальном смысле можно читать лекции об архитектуре и изучать, как строить на крошечном участке, делать объекты почти прозрачными и не бояться дополнять невзрачные районы яркими пятнами. Архитектурные причуды — в галерее «Ленты.ру».
Фото: Stefano Perego
В 1976 году в пригороде Парижа Монтрее появилось необычное здание консерватории. Над проектом работали архитекторы Клод Ле Гоа (Claude Le Goas) и Роберт Безу (Robert Bezou). Постройка представляет собой красные трубчатые конструкции из металла, соединенные бетонными балками. В основе концепции лежит идея противостояния легкости и массивности. Внутри здания располагаются концертные залы и учебные классы. Ле Гоа и Безу намеренно изолировали каждую «трубу», чтобы в помещениях можно было играть на музыкальных инструментах, не мешая коллегам.
Фото: Stefano Perego
В 2011 году бельгийские архитекторы Петерьян Гийс (Pieterjan Gijs) и Арноут Ван Ваеренберг (Arnout Van Vaerenbergh) поставили перед собой задачу построить в городе Борглон прозрачную церковь. Конструкция на бетонном фундаменте достигает в высоту десяти метров и состоит из сотни стальных пластин, создающих силуэт храма. По замыслу авторов, церковь присутствует в пейзаже, но не блокирует его, делая видимым и вблизи, и с большого расстояния. Концепцию архитекторов называют «чтение между строк». В основе лежит метафора: восприятие пейзажа человеком меняется в зависимости от того, находится он внутри церкви или снаружи.
Фото: Stefano Perego
Постройка Mineral House в Токио считается одним из самых удачных примеров идеального использования пространства. Идея принадлежит японскому архитектору Ясухиро Ямасита (Yasuhiro Yamashitа). В 2006 году его работа стала сенсацией и привлекла внимание всего мира. На крошечном участке Ямасита разместил дом неправильной формы площадью около 45 квадратных метров. Здание в виде многогранника должно было напоминать алмаз. Минималистичный интерьер выдержан в светлых тонах и почти лишен отделки. На небольшой площади архитектор умудрился разместить даже парковочное место для автомобиля.
Фото: Stefano Perego
В 1980 году сербский архитектор Богдан Богданович по просьбе мэра Вуковара создал на окраине города памятник, посвященный трагическому событию апреля 1945-го: фашисты казнили в тутовой роще более 400 человек, которых посчитали врагами режима. Богданович расположил на одном гектаре пять 18-метровых каменных блоков с вершинами в виде медных конусов. Вокруг мемориала располагаются 27 лодок — как отражение связи Вуковара и Дуная. Памятник серьезно пострадал во время военного конфликта начала 1990-х, когда Хорватия боролась за независимость. В 2013 году объект отреставрировали, однако на территорию по-прежнему трудно попасть из-за зарослей травы.
Фото: Stefano Perego
Интересная постройка находится в бельгийском городе Шарлеруа. С 1921 года она служила электростанцией IM и на протяжении десятилетий обеспечивала район энергией. Однако в 2007 году экологи добились ее закрытия из-за больших выбросов углекислого газа. Вскоре электростанция превратилась в место паломничества туристов: наибольший интерес вызывает охладительная установка — градирня, покрывшаяся со временем растительностью. Помещение напоминает место съемок фантастического фильма, и почти каждый посетитель стремится запечатлеть себя на фоне уходящей вглубь дыры. Несмотря на популярность объекта, власти города планируют его снести — они уже опечатали вход и демонтировали лестницу, по которой можно было забраться внутрь.
Фото: Stefano Perego
Здание со сложным деревянным фасадом украшает городской пейзаж. Задумка принадлежит японскому архитектору Кэнго Куме (Kengo Kuma) — в 2013 году он построил магазин, где стали продавать популярный десерт фэнлису с ананасовой начинкой. Оболочка здания состоит из большого числа деревянных реек, соединенных под определенным углом в технике Jiigoku-Gumi, без использования гвоздей или клея. Конструкция символизирует плетеную бамбуковую корзину. По замыслу Кумы, необычная постройка должна была стать утонченным элементом улицы и отличаться от бетонных зданий. Особую атмосферу магазину придает солнечный свет, который проникает внутрь, создавая впечатление, что находишься в лесу.
Фото: Stefano Perego
В 1995 году японский архитектор Такасаки Масахару (Takasaki Masaharu) решил вдохнуть новую жизнь в пенсионерский город Каноя, небо которого считается самым красивым в Японии. Масахару привлек внимание к месту, построив на высоте 550 метров над уровнем моря здание астрономического музея Кихоку. Оно представляет собой переплетение конструкций разных форм и размеров: от колонн до массивных многогранников. Благодаря удачной локации из музея открывается вид на вулкан Сакурадзима. В качестве основного материала архитектор использовал бетон, а некоторые участки покрыл стальными панелями. Проект Масахару получился удачным: появление музея широко обсуждали в прессе, а у местных жителей появился повод для гордости.
Фото: Stefano Perego
Дом с изображением лица на фасаде для графического дизайнера в 1974 году придумал японский архитектор Кадзумаса Ямасита (Kazumasa Yamashita). Он построил в городе Киото прямоугольную конструкцию из железобетона и с помощью стекла и декора «очеловечил» постройку: окна сделаны в виде глаз, двери — в виде рта. Наибольшую трудность у создателя вызвал нос: Ямасита реализовал его при помощи трех колонн, изображающих переносицу и ноздри. Внутри двухэтажного дома умещаются кухня, гостиная, совмещенная со столовой, ванная комната, спальни и рабочие зоны.
Фото: Stefano Perego
В конце 1960-х годов итальянский архитектор Джузеппе Перуджини (Giuseppe Perugini) и его жена Уга Де Плезан (Uga de Plaisant) решили провести эксперимент — построить здание, применив компьютерное программирование. Спустя 17 лет в сосновом лесу итальянского города Фреджене появился железобетонный дом. Он состоит из разной формы подвесных конструкций, создавая ощущение незавершенности. В качестве акцента в дизайне архитекторы использовали балки красного цвета, которые очерчивают силуэты комнат. Брутальный дом стали считать современным подобием гнезда, где можно отдохнуть в выходные. В нем есть несколько спален, две кухни, ванные комнаты и бассейн. После смерти авторов брутальная постройка быстро пришла в упадок, а местные вандалы разрисовали ее граффити.
Фото: Stefano Perego
В 2011 году ярким пятном дополнился облик Лиона — архитекторы из французского бюро Jakob + MacFarlane построили в портовой части города офисное здание в форме куба с гигантскими пустотами. Экспериментальный проект должен был улучшить пейзаж района, где раньше располагались склады. Архитекторы установили на фасаде каркас с пиксельным узором, благодаря которому внутрь проникает солнечный свет. В качестве главного цвета использовали яркий оранжевый. Естественное освещение поступает в куб и через огромные отверстия на входе, на углу фасада и на крыше. Из-за необычного дизайна постройка вызвала у местных жителей ассоциацию с куском сыра.
Фото: Stefano Perego
Белая бетонная башня украшает пейзаж японского города Тондабаяси. Полая внутри конструкция была создана в 1970 году японским архитектурным бюро Nikken Sekkei. Ее высота — 180 метров, и благодаря заостренной вершине башня выглядит как устремленный в небо палец. Постройка задумывалась как Великая молитвенная башня и должна напоминать о жертвах военных конфликтов, независимо от их вероисповедания, расы, места рождения и убеждений. Она символизирует стремление людей к миру и призывает не допускать убийств. Ходили слухи, что реализовать проект предлагали художнику Пабло Пикассо, однако он отказался от идеи из-за сложности конструкции. С течением времени башня стала неотъемлемой частью города — местные жители говорят, что моментально чувствуют себя как дома, когда видят ее из иллюминатора самолета.
Фото: Stefano Perego
Брутальное здание с ярким фасадом в стиле поп-арт с 1976 года украшает берлинский район Штеглиц и возвышается над городом на 47 метров. Необычная конструкция получила название Bierpinsel, что переводится как «пивная щетка». Задумка принадлежит архитектору Ральфу Шулеру (Ralf Schüler) и его жене Урсулине Шулер-Витте (Ursulina Schüler-Witte) — во время работы супруги вдохновлялись образом дерева и формой его кроны. Изначально в Bierpinsel располагался ресторан, позже внутри открылись ночной клуб и кафе. Однако заведения не приносили большой прибыли владельцам и приводили к банкротству. С 2006 года постройка пустует. Новый владелец предложил изменить концепцию и выкрасить объект в золотой цвет, однако в городе не оценили идею и выступили за сохранение оригинального дизайна.
Фото: Stefano Perego
Яркая постройка на пристани Тринити-Буй в Лондоне считается одним из самых известных контейнерных зданий. Компания Container City возвела ее в 2002 году из морских контейнеров, непригодных для транспортировки. Конструкция выглядит как искривленный зиккурат и состоит из 22 соединенных блоков желтого, белого, красного и оранжевого цветов. Яркие оттенки символизируют творческое начало тех, кто работает в необычных помещениях. Солнечный свет поступает внутрь через круглые окна. Для удобства части здания соединены между собой мостами и лифтами. Сегодня в контейнерах располагаются творческие студии, а помещения можно арендовать для мероприятий.
Фото: Stefano Perego
В первой половине 1990-х годов швейцарский архитектор Марио Ботта (Mario Botta) решил изменить представление людей о жилье и придумал комплекс из ста апартаментов в коммуне Новаццано. Особенность строений — четкая геометрия. Ботта использовал в основном прямоугольные формы, но добавил и изгибы. Части соединены крытой галереей с проходами в виде круглых арок. Они образуют гипнотическое пространство тоннеля с идеальной симметрией и ярким акцентом в виде стены, выкрашенной охрой. Для фасада здания Ботта выбрал лососевый и голубой тона. Кроме жилых помещений в комплексе есть просторный двор и небольшой торговый центр.
Фото: Stefano Perego
Изменить облик типичной для советских стран многоэтажки в 1980-х годах решил архитектор Владимир Галущенко. Он построил в Бобруйске на улице Минской жилой дом, который из-за нетрадиционного дизайна окрестили «скворечником» и «тетрисом». Подобную ассоциацию вызвал фасад здания, на котором располагаются выступающие прямоугольные части с круглыми окнами. Постройка считается одним из самых ярких примеров советского модернизма, однако смелый дизайн имеет и недостатки: комнаты в выступающих частях требуют более интенсивного отопления. «Скворечник» прославился на весь мир в 2013 году — его изображение показали в архитектурном центре Вены, где проходила выставка, посвященная советскому модернизму.
Фото: Stefano Perego
Проект Wall House в 1970-х годах задумал американский архитектор Джон Хейдук (John Hejduk) и планировал реализовать его в штате Коннектикут. Однако полет фантазии автора оказался слишком дорогим для заказчика, и строительство отложили. В 2001 году, через год после смерти Хейдука, постройка появилась в нидерландском городе Гронингене. Особенность дома — массивная стена высотой 18,5 метра. Она разделяет дом на две части и символизирует четкие границы между рабочей и домашней зонами. Внутри находятся спальня, кухня, столовая, гостиная и кабинет. Сегодня Wall House 2 служит музеем, где проводят выставки и другие мероприятия.
Фото: Stefano Perego
В Бобруйске находится еще одно творение советской архитектурной мысли — в 1989 году Борис Попов построил здание Дворца искусств с конструкцией в виде ангела над входом. Вскоре взлетающий с массивного фасада ангел-Икар стал символом города. Архитектор выбрал для каркаса металлические трубы, а пустоты заполнил нержавеющей сталью и разноцветным стеклом. В дополнение к композиции рядом с дворцом находятся колонны, украшенные конструкциями в похожем стиле. В городе с трудом могут объяснить, что именно символизирует ангел. Одни видят в нем иллюстрацию древнегреческого мифа, другие просто считают ярким элементом, привлекающим внимание.
Фото: Stefano Perego
Поиграть с объемами в 1984 году решил нидерландский архитектор Пит Блом (Piet Blom). Он построил в Роттердаме несколько домов в виде кубов. Конструкции стоят не на гранях, а упираются вершинами в шестигранные столбы. Постройки выкрасили в желтый и серый цвета, разбив дизайн белыми вставками. Необычные каркасы домов символизируют деревья и желание Блома поселить на них людей. Со временем район стал достопримечательностью города и на протяжении 30 лет считался архитектурным феноменом. Сегодня желающие могут посетить дом-музей и на собственном опыте убедиться, пригодны ли подобные конструкции для жизни.
Фото: Stefano Perego
В 2012 году архитектор Лучано Пиа (Luciano Pia) решил пересмотреть типичные представления о жилых домах и в буквальном смысле добавить им больше кислорода: в Турине он спроектировал здание площадью 7,5 тысячи квадратных метров на 63 квартир, покрытое деревьями. Для реализации проекта Пиа выбрал черепицу из лиственницы, а в качестве опорной конструкции использовал стальные колонны, сделанные в форме стволов деревьев. Пустоты заполнили разнообразные растения, которые создали внутри особый микроклимат. Жильцы получили возможность, сидя дома, наслаждаться зеленым пейзажем — окна некоторых квартир выходят во двор, засаженный деревьями, и имеют выход на крышу. С помощью цветочных горшков архитектору фактически удалось создать оазис среди бетонных блоков.
Фото: Stefano Perego
В городе Риека находится одна из самый красивых религиозных построек в Европе — мечеть, построенная по проекту хорватского скульптора Душана Джамони (Dušan Džamonja). После его смерти в 2009 году работами руководили архитекторы из Загреба Бранко Вучинович (Branko Vučinović) и Дарко Влахович (Darko Vlahović). Мечеть состоит из шести стальных секций сферической формы и минарета высотой 23 метра. Нетрадиционным для подобных построек дизайном Джамоня хотел придать «новый смысл старой теме» и сделать сооружение похожим на скульптуру. Мечеть вмещает 1,4 тысячи человек и располагается на участке площадью более 10 тысяч квадратных метров, откуда открывается вид на залив Кварнер.