Пандемия коронавируса внесла свои коррективы в путешествия россиян. Многие туристы предпочитают избегать поездов и самолетов, исследуя просторы России на личных автомобилях. И это неудивительно, ведь решение сесть за руль может стать не только вынужденной мерой добраться из пункта А в пункт Б, но и захватывающим путешествием.
Такие поездки считаются более бюджетными и дарят настоящую свободу перемещения. Кроме того, туристу на собственной машине любое расстояние кажется достижимым. По приезде домой он будет рассказывать об особой романтике автопутешествия, вспоминать остановки в придорожных кафе и на смотровых площадках, приятную усталость после нескольких часов за рулем и ощущение дома на колесах.
Говорят, нет способа лучше узнать страну, чем лично проехать по ее дорогам. Величественные горы Алтая, бескрайние степи Калмыкии и озерные края Русского Севера — самые живописные пейзажи автомобильных маршрутов страны в галерее «Ленты.ру».
Фото: Legion Media
Чуйский тракт пролегает от Бийска на юг России к границе с Монголией. Когда-то он был небольшой тропой — русские купцы вели там активную торговлю выделанной кожей, тканями и топорами с монголами, китайцами и тибетцами. Сейчас в народе дорогу называют Русской Швейцарией. По версии National Geographic, Чуйский тракт входит в десятку самых красивых дорог мира. По пути можно заехать в село Майма, где находится первый каменный храм Горного Алтая.
Фото: Алексей Мальгавко / РИА Новости
До горы Ай-Петри на Южном побережье Крыма можно добраться несколькими способами. Самый простой — почти три километра по канатной дороге — займет всего лишь 15 минут. Однако многие предпочитают подниматься туда на машине. Со знаменитого крымского серпантина открываются виды на самый высокий водопад полуострова Учан-Су, скалу Шишко и санаторий «Узбекистан» — дореволюционное здание в мавританском стиле, когда-то принадлежавшее эмиру Бухары. Извилистую дорогу окружают похожие на фиолетовое покрывало плантации лаванды, а крымские сосны с каждым километром становятся только выше.
Фото: A Челмодеев / Фотобанк Лори
Совсем другие виды открываются на трассе Р-221 из Волгограда в Элисту: дорога будто разрезает прямой линией степные просторы Калмыкии. Перепады высоты здесь минимальны, а повороты встречаются крайне редко. Дальше на юг привычные для средней полосы России пейзажи становятся поистине марсианскими. На обочинах встречаются валуны причудливых инопланетных форм, из-под колес в разные стороны летит кроваво-красная пыль. Завершают необычную картину редкие кусты и полное отсутствие деревьев. Весной дорога выглядит по-иному — в степи цветут тюльпаны, создавая бесконечный красно-желтый ковер.
Фото: Алексей Маринченко / Фотобанк Лори
Большая часть дороги из города Олонец в Сортавалу петляет вдоль берега Ладожского озера. Фьорды, затерянные деревни и зеркальные озера — суровая природа Карелии предстает перед путешественником во всей красе. Самым живописным участком трассы считается отрезок в районе деревни Рауталахти, где дорога пролегает почти у обрыва.
Фото: BoLinar / Фотобанк Лори
К горнолыжному курорту «Абзаково» в Башкортостане ведет извилистая дорога, которую признали одной из самых опасных в России. Такой титул она получила благодаря крутому повороту «Тещин язык», резко меняющему свое направление почти на 180 градусов.
Фото: Олег Рубик / Фотобанк Лори
Трассу из села Лидога в порт Ванино в Хабаровском крае начали реконструировать совсем недавно. В 2000-х годах на месте старых грунтовых лесовозных дорог появился асфальт. Однако путешественнику по-прежнему нужно быть готовым к встрече с дикой природой — шесть часов пути он, скорее всего, проведет без сотовой связи, а в самых неожиданных местах дорогу могут пересекать медведи. Между населенными пунктами отсутствуют не только деревни, но и АЗС — только бесконечная тайга, сливающаяся на горизонте с Японским морем.
Фото: Алексей Даничев / РИА Новости
Когда говорят, что путь может быть намного интереснее конечной цели путешествия, нередко вспоминают дорогу к горячим источникам Джилы-Су в Кабардино-Балкарии. Трасса извивается между отвесными скалами и редкими аулами, а удачливому путешественнику нет-нет да и покажется из облаков вершина Эльбруса. Главная особенность дороги кроется в том, что она проходит не по дну ущелья, в отличие от многих других дорог на Кавказе, а прямо по склонам и вершинам гор. 82 километра обычно преодолевают за два-три часа — слишком велико искушение останавливаться и делать фотографии на каждом повороте, да и ехать быстро по крутым подъемам и спускам довольно опасно. Любуясь пейзажами Приэльбрусья, можно полакомиться хычинами — лепешками с картофелем и сыром — традиционным блюдом карачаево-балкарской кухни.
Фото: Александр Кряжев / РИА Новости
Усинский тракт — историческое название фрагмента федеральной автодороги «Енисей», которая связывает Республику Тыву с остальными регионами страны и считается одной из самых контрастных трасс в Сибири. Усинский тракт начинается в Абакане, проходит через Кызыл и упирается в монгольскую границу. Равнинная местность плавно сменяется широколиственной тайгой, густые леса из кедров и пихт прерываются горными перевалами Западных Саян — коричневые глыбы с заснеженными верхушками кажутся неприступными.
Фото: Александр Циликин / Фотобанк Лори
От Санкт-Петербурга до границы с Норвегией в поселке Борисоглебский тянется трасса с интересным названием «Кола». Чем дальше на север, тем более суровыми становятся пейзажи — лиственные леса заканчиваются, по обе стороны от трассы мелькают озера ледникового происхождения, а в дымке показываются вершины Хибин.
Фото: Михаил Марковский / Фотобанк Лори
Не менее величественные панорамы может предложить север Свердловской области. От Карпинска, бывшего рабочего поселка, начинается серпантин. Еще несколько десятков километров — и от перепада высот начинает закладывать уши. На обычном автомобиле можно подняться на высоту 1100 метров над уровнем моря, а затем продолжить пешее восхождение через Иовское плато. Эти места называют сердцем Урала — здесь находится Конжаковский камень, одна из высочайших вершин горной системы. Предгорья покрыты густым хвойным лесом, который по мере подъема исчезает вместе с альпийскими лугами и верховыми болотами. Дальше — только рельефная тундра и каменная пустыня.
Фото: А. А. Пирагис / Фотобанк Лори
До многих природных достопримечательностей Камчатки необходимо добираться вертолетом, однако некоторые из них настолько масштабны, что их можно увидеть и из окна автомобиля. Например, трасса из столицы региона Петропавловска-Камчатского до поселка Усть-Камчатск проходит через тундру и дремучие хвойные леса, рядом с самой крупной рекой полуострова, а в начале пути — мимо так называемых «домашних вулканов»: Авачинского, Козельского и Корякского. Наиболее живописная часть дороги проходит рядом с самым высоким, 4750 метров, вулканом Евразии — Ключевской сопкой.
Фото: Анастасия Кошман / Фотобанк Лори
Холмский перевал на юге Сахалина — это серпантин протяженностью меньше 50 километров. Местность богата не только завораживающими видами на Южно-Камышовый горный хребет, но и своей историй. В 1945 году здесь шли ожесточенные бои за порт Маока, ныне известный как Холмск. Сейчас на этом месте организован мемориальный комплекс — семиметровая стела в виде морской волны с артиллерийским орудием на гребне. Местные жители отмечают, что ни одна свадьба в Холмске не обходится без фотографии на фоне перевала.
Фото: Алексей Гусев / Фотобанк Лори
Короткий (длиной всего 17 километров), но живописный отрезок трассы начинается после села Гуниб, расположенном на одноименном плато. Дорога проходит вдоль ущелий, пенящейся горной реки и полуразрушенных древних строений. Конечная точка маршрута — небольшое село Чох, будто застывшее во времени, состоит из нагромождения крошечных бетонных домов и узких проходов между ними.