Новый роман петербургского писателя Александра Проста номинирована на Всероссийскую литературную премию «Национальный бестселлер — 2022». В конце прошлого года издательство «Лимбус Пресс» выпустило его книгу «Свистулькин». Это третье произведение петербуржца, ранее были публикованы его романы «Смерть в цвете бейсик» и «Содержанки».
Книга «Свистулькин» представляет собой роман-фантасмагорию, описывающую параллельную историю города на Неве, через историю «следов» появления призрака отставного капитана в самые трагические моменты. Свистулькин воодушевляет Михаила Кутузова на спасение России, предупреждает Александра II о готовящихся покушениях, а в конце книги даже отчаянно пытается спасти жителей петровской столицы от бомбардировок немецких истребителей, заслонив город грудью.
Высокий драматизм истории снова и снова привлекает писателей, драматургов и сценаристов. «Свистулькин» Александра Проста рассказывает знакомые сюжеты самым неожиданным образом — через историю призрака.
Незадолго до гибели Павла I в Петербург из вологодской глубинки прибыл ветеран Швейцарской кампании, потерявший при переходе через Альпы левую руку и ступню, Кузьма Степанович Свистулькин. Отставной капитал надеялся добиться в столице полной пенсии и ордена Святого Георгия IV степени. На Невском капитан случайно подслушал разговор двух офицеров Измайловского полка. Услышанное его ошеломило: высокородные заговорщики готовились через три дня избавить Россию от «курносого недоумка».
«Свистулькин» — роман, выстроенный совершенно новым, уникальным образом. Тонкая интеллектуальная игра, используя средства то психологической драмы, то исторического детектива, то научпопа, открывает читателю железную логику исторической спирали, вращение которой не остановить одному человеку, даже вооруженному самыми сверхъестественными дарованими.
Крепко выстроенная историческая часть размывает грань между вымышленным и действительно происходившим. Роман убедительно описывает возникновение и развитие выдуманной науки — спиритической физики. Научная дисциплина появляется, как это часто бывает, благодаря счастливой случайности в Петербурге, даже еще Ленинграде, тут же работает старейший и авторитетный исследовательский центр. Активность постжизни, в терминах романа, Свистулькина в бывшей столице столь уникально высока, что становится важнейшим предметом изучения.
Автор романа и себя вводит в повествовательную ткань книги как исследователя. Интеллектуальный читатель получил новую книгу, парадоксальную, ироничную и совершенно неожиданную. Автор нашумевшей «Содержанки» отошел от остросоциального любовного романа так далеко, как это вообще возможно. Вместо образа порочного и корыстного современного Петербурга он создает таинственный и мистический Петербург прошлого. Такой же увлекательный и убедительный.