Аналитики медиахолдинга Rambler&Co спросили интернет-пользователей, сталкивались ли они лично с фейковой (ложной) информацией в интернете. Выяснилось, что чаще всего она встречается в социальных сетях и в основном на политические темы.
Согласно опросу, 93 процента опрошенных россиян хоть раз сталкивались с недостоверной информацией. 7 процентов утверждают, что не видели такой ни разу.
Чаще всего фейки попадаются в социальных сетях и мессенджерах (64 процента). Телевидение отметили 16 процентов, интернет-издания — 15 процентов. Меньше всего недостоверной информации, по мнению пользователей, содержится в тематических или региональных изданиях (5 процентов).
При этом респонденты отметили, что опровержения данной ранее информации чаще всего встречаются в интернет-СМИ (32 процента). Реже — в социальных сетях (27 процентов) и по ТВ (22 процента). На мессенджеры и тематические издания указали 14 процентов и 5 процентов соответственно.
Самой благодатной темой для тиражирования фейков больше половины опрошенных (55 процентов) назвали политику. 15 процентов «ловили» неправду в новостях о разных событиях в родном городе или стране, 14 процентов — об экономике. 9 процентов считают, что самая непроверенная информация кроется в опубликованных слухах об известных личностях, 4 процента — в новостях шоу-бизнеса.
81 процент опрошенных россиян не поверили в фейк, с которым они столкнулись. 11 процентов поверили, но позже увидели опровержение, а 8 процентов так и считают себя обманутыми.
Напомним, 7 процентов участников опроса сообщили, что ни разу не становились жертвами фейков. 32 процента из них отметили, что у них хватает знаний не попадаться в информационную ловушку. 31 процент полностью доверяют тем СМИ, которые читают или смотрят. Четверть (25 процентов) допускают, что в их инфополе есть недостоверная информация, но они ее просто не замечают. А 12 процентов придерживаются мнения, что чем меньше новостей читать — тем меньше попадется фейков.
В ходе опроса респондентам также задан вопрос о том, что лично они считают признаком недостоверной новости. Ровно половина (50 процентов) ответили, что это отсутствие ссылок на верифицированные источники, треть (33 процента) – раскрытие только одной точки зрения. 13 процентов назвали излишнюю эмоциональность, 4 процента — просторечную лексику.
Опрос проходил на ресурсах медиахолдинга Rambler&Co с 30 ноября по 7 декабря 2023 года, охват составил 262 374 интернет-пользователя, среди которых 56 процентов мужчин и 44 процента женщин.