Публичный демарш
Руслан Аушев - президент Ингушетии в 1993-2001 годах - выходит из состава Совета Федерации. Таким заявлением он потряс своих коллег-сенаторов на открытии пленарного заседания верхней палаты 23 апреля.
Аушев заявил, что делает это в знак протеста против "бездействия" Совета Федерации в связи с ситуацией на Северном Кавказе. Возмутитель спокойствия пояснил, что его категорически не устраивает безучастность палаты "к тем безобразиям, которые творятся в Пригородном районе Северной Осетии", куда тысячи ингушских семей не могут вернуться с 1992 года. "Мы должны были, как верхняя палата российского парламента, хотя бы попытаться разобраться в ситуации, которая сложилась в Чечне, где нет ни войны, ни мира, где продолжают гибнуть мирные люди и военнослужащие", - сказал Аушев сенаторам. Кроме того, в упрек членам Совета Федерации были поставлены "бездействие и безучастное отношение" к судьбе десятков тысяч чеченских беженцев, которые годами маются в палаточных лагерях в Ингушетии.
"Совет Федерации, видя все это, делает вид, что ничего особенного не происходит. Мы не хотим не только решать эти проблемы, но даже обсуждать их на своих заседаниях", - подчеркнул Аушев. "Последней каплей", по его словам, стала ситуация с выборами президента Ингушетии.
Резюмируя сказанное, Аушев подчеркнул, что Совет Федерации "теряет свой авторитет" у простых россиян, губернаторов и депутатов Госдумы и в этой связи он считает для себя невозможным продолжать исполнять обязанности сенатора, после чего развернулся и покинул здание палаты.
Веление сердца или продуманный ход?
Генерал-лейтенант запаса Руслан Аушев, прошедший большую часть войны в Афганистане и получивший в 1982 году звезду Героя Советского Союза, известен своим крутым нравом, резкими заявлениями (порой идущими вразрез с официальным политическим курсом) и не менее резкими движениями. Например, в конце прошлого года, перед самым Новым годом, он внезапно ушел в отставку, невзирая на увещевания, уговоры и многотысячные митинги на улицах Магаса и Назрани, имевшие целью убедить его остаться. Причина - решение Верховного суда Ингушетии, фактически отменившего решение президента.
Дело в том, что Аушев должен был находиться на посту президента до 1 марта 2003 года. Это был его второй президентский срок, и он неоднократно заявлял, что на третий баллотироваться не будет. "У нас есть конституция, которую мы должны соблюдать. Кроме того, республике нужен новый президент, с новыми силами. Но это не значит, что я ухожу из республики - я остаюсь с народом", - успокаивал он народ Ингушетии в конце прошлого года. Ранее по настоянию Аушева ингушский парламент назначил президентские выборы на 1 марта 2002 года. Когда же Верховный суд Ингушетии отменил решение парламента и тем самым обязал президента служить народу еще год, он немедленно ушел в отставку.
По словам Аушева, он сделал это, в первую очередь, "во имя сохранения стабильности в республике", хотя, на непросвещенный взгляд стороннего наблюдателя, ей особо ничто и не угрожало. Между тем злые языки поговаривали, что таким образом Аушев хотел обеспечить себе будущее - вместо туманной перспективы, ожидавшей его по окончании срока президентства, обеспечить себе непыльное место в Совете Федерации (согласно президентскому закону о формировании верхней палаты, главы регионов покинули ее с 1 января 2002 года, а вместо себя делегировали своих представителей). Так оно, собственно, и вышло: 29 декабря 2001 года Аушев подписал указ о сложении с себя президентских полномочий, а 10 января 2002 года и.о. главы республики Ахмед Мальсагов, подписал указ о направлении Аушева в Совет Федерации как представителя исполнительной власти республики.
Чечня и иже с ней
Что касается политической линии бывшего ингушского лидера, то она неразрывно связана с проблемами Северного Кавказа, и в первую очередь с Чечней. Это объяснимо - Ингушетия граничит с Чечней и именно туда после обострения ситуации хлынул основной поток беженцев, спасавшихся от войны. Большая часть чеченцев, покинувших свои дома, до сих пор предпочитает жить в палатках в Ингушетии, хотя глава Чечни Ахмад Кадыров не раз приглашал их вернуться.
Аушев позволял себе публичную критику в адрес как федеральной власти, так и чеченской администрации. Комментируя одну из военных операций еще в 2000 году, президент Ингушетии заявлял, в частности, что подобной дискриминации чеченцев не было даже при Сталине, когда депортировали этот многострадальный народ. Он высказывал мнение, что люди, прошедшие через унижения федералов, вынуждены будут пополнять ряды боевиков и уходить в горы. "Чеченцы уже проходили и через это, и через фильтрационные пункты в прошлую войну. Меня просто поражает то, что федеральная сторона опять повторяет те же самые ошибки, наступает на те же самые грабли", - говорил ингушский президент.
Кроме того, он призывал федеральную сторону пойти на переговоры с Асланом Масхадовым, за что его обвиняли в поддержке террористов. Кадыров даже заявил как-то, что в Ингушетии под опекой Аушева спокойно живут многие главари бандформирований, а деятельность последнего отнюдь не способствует нормализации ситуации в Чечне. Ингушский лидер в долгу не оставался и в ответ говорил о воровстве и коррупции в администрации Кадырова.
На проблемы Северного Кавказа, так же как и на ситуацию вокруг прошедшего 7 апреля первого тура выборов главы республики, сенатор Аушев неоднократно пытался обратить внимание своих коллег по палате, но всякий раз безуспешно. Результатом стал сегодняшний демарш.
Обидели хорошего человека...
Вскоре после того как Руслан Аушев демонстративно ушел из Совета Федерации, первый вице-спикер палаты Валерий Горегляд сообщил, что заявление Аушева по поводу отставки написано, получено и передано по инстанциям - в комиссию по регламенту и парламентским процедурам для последующего обсуждения в верхней палате.
Однако сенаторы пока смутно представляют себе, как Аушев сможет реализовать свое решение. Как отметил председатель международного комитета верхней палаты Михаил Маргелов, каждого сенатора делегирует губернатор или законодательное собрание региона, лишь они вправе его отзывать, и ни в одном законе не прописана процедура добровольного ухода члена Совета Федерации. Поэтому технически не очень понятно, как это произойдет.
Что же касается причин, то многие члены Совета Федерации сходятся в том, что Аушев решился на такой поступок из-за предвыборной ситуации в Ингушетии. Коллективное мнение выразил тот же Горегляд: Аушев хочет упредить возможное негативное развитие событий и вернуться в регион, чтобы повлиять на ситуацию на месте. С другой стороны, он добавил, что добровольный уход - "это личное дело каждого сенатора".
Вместе с тем некоторые члены Совета Федерации допускают, что экс-президент Ингушетии просто-напросто обиделся. Горегляд вспомнил о том, что сенаторы проигнорировали предложение Аушева создать временную комиссию по проблемам Северного Кавказа, а другой сенатор, Юрий Шарандин, - о том, что парламентарии отказались рассмативать ситуацию в Ингушетии.
Со своими подчиненными солидарен и спикер Совета Федерации Сергей Миронов. "Я в какой-то степени пониманию решение Аушева - ведь на заседаниях палаты он неоднократно предлагал создать комиссию Совета Федерации по проблемам Ингушетии, но его предложение не было поддержано". Однако при этом Миронов не исключает, что Аушев может передумать и остаться в "родных пенатах". "Я не исключаю, что когда дело дойдет до самой процедуры сложения с Аушева полномочий, его мнение может измениться. Я, по крайней мере, ему этого желаю", - сказал спикер.