Ларс Виссинг, посол Дании в России, дал интервью "Российской газете" в качестве представителя страны, в настоящее время возглавляющей Европейский союз. Основной темой его беседы с корреспондентом стал вопрос о Калининградской области и о проблеме передвижения российских граждан по территории Литвы и Польши. Выход из сложившейся ситуации, по мнению Ларса Виссинга, весьма прост: всякий, кто въезжает на территорию Евросоюза, должен подчиняться действующим на его территории правилам. Lenta.Ru публикует полный текст интервью датского посла.
Вопрос: Что принципиально нового планирует внести Дания как председатель Евросоюза в диалог между ЕС и Россией?
Ответ: Если бы во время каждого нового "председательствования" возникали новые проекты, то это говорило бы о плохой согласованности, отсутствии координации в Евросоюзе. Так что мы как страна-председатель плавно продолжаем то, что уже было начато и сделано в рамках диалога ЕС-Россия.
И все-таки, наверное, есть приоритетные направления в рабочем плане на период председательствования?
Соглашение о партнерстве и сотрудничестве остается основой существующих отношений между Евросоюзом и Россией. Дания намерена активно способствовать интеграции России в общее европейское экономическое и социальное пространство, сотрудничать с РФ в целях укрепления безопасности и стабильности в Европе и за ее пределами. Важно также препятствовать образованию новых разделительных барьеров в Европе.
Кстати, о барьерах. Не стала ли для вас неожиданностью столь непримиримая, жесткая реакция российских властей на складывающуюся ситуацию вокруг Калининграда?
Вообще слово неожиданность к "калининградскому вопросу" мало подходит. Все мы, включая Россию, уже десять лет знаем, что соседние страны Литва и Польша намерены и обязательно вступят в ЕС. Мы уже годами привлекали внимание Москвы к проблеме, которая возникнет. Должен сказать, что именно в этом году и именно ваш Президент Владимир Путин сделал шаг, которого не было ранее, - он перевел эту проблему в стадию публичных дебатов. Мы ему благодарны за это, потому что благодаря этому общественность осознала наличие вопроса. Публичное обсуждение проблемы, по-моему, поможет быстрее ее решить. Думаю, что к ноябрю этого года, к саммиту ЕС-Россия в Копенгагене, благодаря тонким подходам мы, вероятно, смогли решить "калининградский вопрос".
А как Дания полагает решать вопрос проезда россиян из Калининграда в "континентальную" Россию и обратно - с помощью "безвизовых коридоров", как предлагает Россия, или же через визы и загранпаспорта?
Безвизовые поездки мы не воспринимаем как возможное решение. Это, если хотите, решение уровня "холодной" войны. Не думаю, что Россия захочет купить безвизовый коридор, как в свое время Бонн купил безвизовый коридор для Западного Берлина у властей ГДР. Сейчас нужно более современное, эффективное средство.
Что вы имеете в виду?
Загранпаспорт и виза - это главные инструменты контроля при пересечении границ. Кстати, и для российских пограничников, насколько я понимаю, в том числе.
Поэтому необходимо, чтобы, во-первых, российские власти выдали всем своим гражданам (калининградцам, да и всем остальным) загранпаспорта, чтобы они могли ездить за рубеж. По моим же сведениям, в самом Калининграде только 25 процентов людей имеют загранпаспорта.
Во-вторых, России необходимо улучшить административную работу на границах. Имею в виду быстрый и четкий пограничный контроль. Я сам годами, например, езжу через границу Шенгенской зоны, внутри нее пересечение границ занимает минуты. Кстати, Евросоюз готов помочь с финансированием выдачи загранпаспортов и модернизации служб пограничного контроля в России.
Не считаете ли вы, что введение визового режима для российских граждан, путешествующих между Калининградом и остальной частью России, нарушает суверенитет и территориальную целостность российской территории?
Нет. Виза, повторюсь, является обычным инструментом для контроля за передвижением людей по суверенной территории стран, которым необходимо знать, кто находится на их территории.
Однако не исключено, что кто-то из жителей Калининградской области визы не получит. Какими документами Евросоюза все это будет регулироваться?
По шенгенским правилам, нет установленных категорий людей, которым отказано в получении виз, но можно предположить, что, например, стоящие на учете преступники не получат визу.
Не противоречит ли позиция ЕС по Калининграду его собственным принципам свободного передвижения людей, капитала и информации? Нет ли тут двойного стандарта?
Принцип свободного передвижения людей внутри границ Евросюза не применим за пределами ЕС, в том числе в отношениях с Россией и Калининградской областью. Здесь нет двойного стандарта, поскольку речь идет о двух разных вещах. Конечно, ЕС стремится к сотрудничеству с такими странами, как Россия, по вопросам устранения барьеров, укрепления торгово-экономических связей и установления прямых контактов между людьми. Именно поэтому отношения между ЕС и Россией так активизировались за последние годы во всех сферах.
Но отчего же шенгенские нормы должны пользоваться приоритетом над правом российских граждан на свободное передвижение между различными частями своей страны?
Вопрос не в том, что правила ЕС являются более или менее важными, чем право россиян передвигаться по различным частям России. После расширения ЕС российским гражданам, если они не предпочтут самолет или паром, придется пересекать территорию ЕС по пути из Калининграда в другие части России и наоборот. При пересечении территории Евросоюза должны применяться правила, принятые в ЕС. Еще раз подчеркну: ЕС хочет сделать применение этих правил как можно более простым и гибким, стремится сотрудничать с Россией, чтобы максимально упростить порядок пересечения границы.
Одна из причин, по которой ЕС отвергает вариант "транзитных коридоров", это опасение в том, что через них может расползаться преступность. Но известно, что уровень преступности в Калининграде ниже, чем, например, в соседней Литве - кандидате на вступление в ЕС. Так кто кого должен бояться?
Что касается вопроса об организованной преступности в регионе, то ЕС и Россия признают необходимость сотрудничества в этой области и уже активно осуществляют его, особенно в рамках Балтийской целевой рабочей группы по организованной преступности.
ЕС постоянно подчеркивает, что Калининград занимает "уникальное положение". Так почему же руководители ЕС не готовы применять "уникальные", "нестандартные" подходы для решения этой проблемы?
Предлагаемые ЕС помощь и сотрудничество по Калининграду вполне отражают тот факт, что Калининград действительно является особым случаем. Только Европейская комиссия выделила за последние годы 40 миллионов евро на осуществление проектов технического содействия Калининграду и готова помогать дальше, особенно в расширении инфраструктуры пограничного контроля, оформлении дешевых виз, а также в целом в облегчении проезда через границы ЕС.
Если говорить об отношениях Дании и России, есть ли какие-то нерешенные проблемы? И вообще лично вам в России интересно работать?
Наши двусторонние отношения, наверное, никогда не были столь хороши, как сейчас. Я работаю в России ровно год. В основном уделяю внимание экономическим вопросам. С радостью отмечаю, что сегодня Дания - это единственная страна ЕС, у которой в отношениях с вашей страной экспорт преобладает над импортом. Наш экспорт в Россию в два раза выше, чем импорт. Я в курсе всех переговоров, которые ведут датские предприниматели, фирмы в России.
Что же до того, интересно ли мне работать в России, то скажу откровенно: в Москве у меня самая увлекательная, интересная работа.