Правительство России намерено со следующего года отменить Единую тарифную сетку (ЕТС) по оплате труда бюджетников, существовавшую с 1992 года. Фонд оплаты для всех бюджетников с 1 октября увеличится на 30 процентов. При этом согласно предложениям правительства возникнут отраслевые системы зарплаты. Видимо именно в этом, по мнению Михаила Касьянова, и заключается гибкость новой системы, которой была лишена ЕТС.
Однако, Единая тарифная сетка и раньше не обеспечивала единого уровня заработной платы, поскольку регионы применяли свои надбавки. Вспомним, хотя бы те прибавки к зарплате учителей, которые выплачивает правительство Москвы. Кроме этого, часто представители бюджетной сферы, привязанные к ЕТС, работают на нескольких ставках, то есть реальное количество работников в учреждениях оказывается меньше штатного расписания.
Фактически Единая тарифная сетка является тем мандатом, который государство не в состоянии обеспечить. Так, после повышения на федеральном уровне базовой ставки зарплат бюджетников потребовались дополнительные расходы в размере 120 миллиардов рублей, а денег в бюджете предусмотрели в 40 раз меньше. Самым легким решением проблемы стал переход от гарантированного уровня зарплаты по ЕТС к системе рекомендаций по размеру этих зарплат, платить которые обязаны регионы.
В результате вся ответственность за их выплату, а значит и за социальную стабильность окончательно ляжет на плечи субъектов Федерации. Причем для большинства из них эта нагрузка станет непосильной, учитывая тот факт, что налоговые сборы все больше концентрируются в федеральном центре. А государство станет гарантировать только минимальный размер оплаты труда, который в настоящий момент составляет 450 рублей, а с октября 2003 года вырастет до 600 рублей.
Таким образом, новая система также вряд ли будет способна обеспечить справедливое распределение средств, потому что "хорошими" окажутся бюджетники из богатых регионов, а жители дотационных райнов страны по новой правительственной логике будут де-юре работать спустя рукава.
Кроме этого, по мнению аналитиков, отмена ЕТС и политика сокращения непроцентных расходов для бюджетников может стать причиной политических проблем для многих губернаторов. По крайней мере тех из них, кто по-причине дотационности своего региона вынужден будет просить займы для выплат зарплат бюджетникам, можно будет держать на коротком поводке.
Пока также не понятно, что будут представлять из себя отраслевые системы оплаты труда, предложенные правительством. Насколько, например, окажется выгоднее работать врачом, а не учителем или библиотекарем? Будет ли труд учителя русского языка ценнее усилий, затрачиваемых учителем физкультуры? Однако, уже сейчас ясно, что в абсолютном выражении, и в том и в другом случае, это будут слезы, а не зарплата. А значит, роста качества услуг как в образовании, так и в здравоохранении ожидать не приходится. Впрочем, целью правительственной реформы оплаты труда бюджетников это и не являлось.