Басманная медлительность Почему Басманный суд так долго решает, что делать с Ходорковским

Рассмотрение Басманным судом вопроса о продлении срока задержания Михаила Ходорковского под стражей наверняка войдет в историю как самое продолжительное заседание, посвященное такого рода проблеме. Для принятия решения судьям нужно лишь ознакомиться с несколькими документами и заслушать краткие выступления защиты и обвинения. Обычно российская Фемида выносит вердикт о продлении (или не продлении) срока содержания под стражей за несколько минут или, в крайнем случае, пару часов. В случае Михаила Ходорковского слушания продлились почти двое суток.

Срок ареста, санкцию на который тот же Басманный суд выдал 25 октября, истекает 30 декабря. Следствие уже закончено, и обвиняемый начал знакомиться с материалами дела. Процесс этот, по словам адвоката Ходорковского Генриха Падвы (приглашенного только на прошлой неделе), займет в лучшем случае 227 дней - по дню на каждый из многостраничных томов. Генеральная прокуратура считает, что читать подробности обвинений олигарху гораздо лучше в тюрьме. В пятницу 19 декабря обвинители обратились в Басманный суд с ходатайством продлить срок содержания Михаила Ходорковского под стражей до 25 марта. В случае если суд удовлетворит просьбу прокуратуры, бывшему главе "ЮКОСа" придется не только праздновать в СИЗО Новый Год, но и за ходом президентских выборов, назначенных на 14 марта, следить также из "Матросской Тишины".

Рассмотрение Басманным судом ходатайства о продлении срока задержания предпринимателя было назначено на 10 утра 22 декабря. Поэтому журналисты, собравшиеся у здания суда, да и все, кто следил за информацией о деле "ЮКОСа", ожидали объявления решения где-то к обеду. Но события разворачивались совершенно неожиданным образом. Сначала федеральный судья Андрей Расновский удивил адвокатов, заявив, что "для обеспечения безопасности участников судебного процесса слушания переносятся в следственный изолятор". После чего ушел в свой кабинет, так и не уточнив, кому именно угрожает опасность. Присутствующим осталось лишь гадать, имел ли в виду Расновский гипотетическое покушение на адвокатов, прокурора, судей или на самого обвиняемого.

Защитники Ходорковского сочли перенос заседания в "Матросскую Тишину" незаконным и тут же "на коленке" начали строчить протесты. И зря - примерно через час Расновский вновь вышел в зал заседаний, сообщил, что опасность миновала, угрозы не подтвердились, и еще через час Ходорковский будет доставлен в Басманный суд. Именно этого сообщения ждали мерзнущие на улице фотокорреспонденты, собиравшиеся запечатлеть обвиняемого в момент входа в здание.

Там же, на улице, за несколько минут до полудня развернулась следующая серия захватывающей истории. Журналисты с камерами наготове ждали приезда "воронка" у бокового входа в здание, куда обычно привозят арестантов. Без четверти двенадцать туда подъехал кортеж, состоявший из двух "Газелей" и темно-синего бронированного "Форда" с включенными мигалками. Последний автомобиль особенно интересен тем, что способен выдержать автоматный и гранатометный обстрел. Таких "спецворонков" в Москве единицы, и они используются обычно для перевозки особо опасных преступников. Подъехав к зданию, "Форд" начал странно маневрировать, несколько раз меняя свое месторасположение и заставляя журналистов перемещаться вслед за собой. Затем автомобиль застыл на целых двадцать минут, а после этого резко сорвался с места и въехал во двор суда. Те, кто успел пробежать сразу за ним, сняли Ходорковского крупным планом, остальным пришлось довольствоваться видом из-за решетки и снимками плакатов группы поддержки, пришедшей подбодрить олигарха лозунгами типа "Миша, держись!".

Ходорковский в наручниках прошел в здание, но само заседание началось только в начале четвертого. К шести вечера судьи еще даже не приступили к рассмотрению вопроса по существу, а выясняли, стоит ли пускать в зал заседаний американского адвоката Роберта Амстердама, накануне прибывшего в Москву по просьбе обвиняемого. Амстердам приехал специально, чтобы присутствовать на слушаниях о продлении срока заключения своего клиента. Этот адвокат, кроме всего прочего - специалист по правам человека. Он уже сообщил журналистам, что намерен собрать пакет документов о нарушениях УПК, допущенных следствием, и направить свидетельства в Страсбургский суд.

Амстердама в зал заседаний пустили, но без переводчика и всего на несколько минут, после чего суд лишил его статуса наблюдателя на процессе. Тем временем в зале начались слушания по существу. Юридическим обоснованием увеличения срока содержания под стражей может служить постановление о продлении следствия. Однако, как утверждает один из адвокатов Ходорковского Антон Дрель, такого документа прокуратура не представила. Обвинители, в свою очередь, утверждали, что, будучи на свободе, Ходорковский способен скрыться или оказать давление на свидетелей.

Чтобы принять решение, судьям не хватило целого вечера. В конце концов, в 21:30 суд отложил слушания до 12 часов следующего дня по причине плохого самочувствия одного из представителей Генпрокуратуры. Следующий день начался с того, что председатель Басманного суда Ольга Солопова запретила посторонним находится в здании суда во время заседания, сославшись на то, что накануне они мешали рассмотрению других дел. Журналисты отправились на улицу, а слушания продолжилось до перерыва, объявленного после того, как адвокаты Ходорковского получили для ознакомления 50 новых документов. При этом Антон Дрель сообщил корреспонденту Газеты.Ру, что среди новых документов, которые предоставило суду обвинение, есть такие, которые "вызывают вопросы по части законности их происхождения". Кроме этого, по словам Генриха Падвы, в ходатайстве прокуратура цитирует обвинительное заключение, в котором содержатся ссылки на уже не действующие нормы Уголовного Кодекса.

Заслушав после перерыва выступления сторон, судьи удалились на совещание и пообещали огласить решение лишь через несколько часов. Такая медлительность Басманного суда может говорить о том, что однозначного распоряжения сверху на этот раз не поступало. Тем не менее, вердикт суда, вынесенный около шести вечера, никого не удивил - Басманный суд Москвы продлил срок содержания под стражей бывшего главы нефтяной компании "ЮКОС" Михаила Ходорковского до 25 марта 2004 года.

Елена Любарская

Другие материалы по теме:

Что же это получается? [03.12.2003]Дело "ЮКОСа" стало похоже на обычную бизнес-разборку

Самый новый русский [28.11.2003]Александр Конаныхин первым в России купил 600-й "мерс" и жил бы припеваючи, не свяжись с ФСБ и Ходорковским.

"ЮКОС" без олигархов [17.11.2003]Новый глава НК "ЮКОС" определился с тактикой и стратегией

Из олигархов в президенты [04.11.2003]Ходорковский может стать политиком даже против своей воли

От ареста до ареста [31.10.2003]"ЮКОС" vs. Кремль: хроника недели

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше