Минувшие две недели прошли под знаком ядерных скандалов. Власти Пакистана продолжают расследование продажи собственных ядерных технологий в Иран и Ливию, причем делают это несмотря на протесты оппозиции. Украину обвиняют в том, что она вооружила "Аль-Каеду" портативными ядерными бомбами. На этом фоне Россия проводит плановые учения стратегических ядерных сил - у нас-то с атомными бомбами все в порядке.
Пакистан: "Отец" под следствием
Генеральный директор Международного агентства ООН по атомной энергии (МАГАТЭ) Мохаммед Эль-Барадей еще в августе 2003 года говорил, что ему известны страны, поставлявшие Ирану технологии для создания ядерного оружия. Это заявление не произвело сенсации среди специалистов, так как о существовании "черного рынка" атомных технологий, на котором ядерные державы торговали ураном и чертежами бомб, было давно известно. Но только в конце декабря, когда Иран открыл доступ международным инспекторам к своим ядерным объектам, обвинения МАГАТЭ конкретизировались - Иран получил атомные ноу-хау от Пакистана, а Пакистан под давлением МАГАТЭ начал расследование обстоятельств торговли своими же собственными ядерными секретами. И главным обвиняемым по делу был назван не кто-нибудь, а физик и руководитель военной лаборатории, "отец" пакистанской бомбы Абдул Кадир Хан, признавшийся, что в свое время он продал ядерные секреты Ливии, Ирану и КНДР. Приблизительно в то же время руководства КНДР и Ливии разрешили инспекторам посетить ядерные объекты своих стран. Такую поразительную сговорчивость режимов, которые считаются одними из самых закрытых в мире, можно объяснить одним обстоятельством - успешной оккупацией Соединенными Штатами Ирака и Афганистана и угрозой военного вторжения на территорию прочих компонентов "оси зла".
Иран еще в декабре 2003-го признал факт сотрудничества с Пакистаном, тем более что на его атомных объектах была найдена центрифуга для обогащения урана, сделанная по пакистанским чертежам. Чертежи ливийской атомной бомбы, попавшие в руки международных инспекторов, были, судя по всему, также скопированы с первых разработок Абдул Кадир Хана. С Северной Кореей ситуация запутана. Американские специалисты, посетившие КНДР в начале января 2004 года, считают, что эта страна не способна производить ядерное оружие. Официальный Пхеньян утверждает, что у него достаточно плутония для производства в ближайшее время шести боезарядов, однако от Пакистана технологий производства ядерного оружия Корея не получала. МИД КНДР заявил, что США сознательно распускают слухи о северокорейских ядерных контактах в преддверии шестисторонних международных переговоров, посвященных ее ядерной программе: "Это не что иное, как злобная и беспочвенная пропаганда". При этом пакистанские официальные лица предпочли опровергнуть ту часть заявления Абдул Кадир Хана, которая касалась Северной Кореи. По их словам, ученый подписал признания в том, что он продавал ядерные технологии Ирану и Ливии по идеологическим соображениям, чтобы помочь другим исламским государствам создать ядерное оружие и отвлечь внимание от Пакистана. Однако, считают в Исламабаде, у него не было причин для передачи секретных технологий коммунистическому режиму КНДР.
Итак, подробнее о событиях в Пакистане. С тех пор как в декабре 2003 года Тегеран признался в получении ядерных технологий от Исламабада, в Пакистане началось нечто среднее между PR-акцией по сохранению лица страны в глазах международного сообщества и демонстрацией независимости пакистанского руководства от этого самого международного сообщества.
22 января 2004 года представитель пакистанского МИДа Масуд Хан подтвердил информацию о том, что спецслужбы страны расследуют обстоятельства утечки секретных технологий из Пакистана: "У нас есть сведения о том, что действия определенных личностей, возможно, были вызваны личными амбициями или выгодой". Масуд Хан опроверг слухи об аресте Абдул Кадир Хана - видного ученого только допрашивают, как и шестерых других подозреваемых физиков. Однако из анонимных источников стало известно, что Хан помещен под домашний арест. Оппозиция сразу же заявила, что допросы пакистанских ученых проводятся по инициативе ФБР, и назвала это "национальным оскорблением".
31 января "отец" ядерной бомбы был уволен с поста научного советника президента Пакистана с формулировкой "за халатность". Он выступил по национальному телевидению с признанием, что по его вине произошла утечка секретных технологий в "третьи" страны. Пакистанская оппозиция восприняла эти события как "тяжелый удар" по государственному суверенитету. Оппозиционная Пакистанская мусульманская лига уверена, что президент Первез Мушарраф уволил создателя национального ядерного арсенала под давлением администрации США: "Нашему народу нанесено серьезное оскорбление. Вся нация с возмущением следит за тем, как власть обращается с национальным героем". Правительство попыталось оправдаться: "С самого начала это было внутреннее дело нашей страны, мы проводим расследование самостоятельно. Иностранные агентства и зарубежные официальные структуры не принимают в нем участия".
Тем временем в прессу как через официальные, так и анонимные источники стали просачиваться детали скандала. Следствие утверждало, что "отец" пакистанской бомбы поставлял контрабандой центрифуги для обогащения урана и другое оборудование в Иран и Ливию через Малайзию и Ближний Восток. В некоторых случаях для этого использовались чартерные авиарейсы. Подобная практика продолжалась с 1980-х годов до, по крайней мере, 1997 года. Неназванный друг Кадир Хана в интервью журналистам газеты Guardian рассказал, что два бывших высокопоставленных военачальника - генералы Мирза Аслам Бег и Джехангир Карамат - а также президент Мушарраф знали обо всем, что делал Абдул Кадир Хан. Впрочем, официальный представитель вооруженных сил Пакистана генерал-майор Шаукат Султан заявил, что Мушарраф не знал о продаже ядерных технологий и со времени прихода к власти в 1999 году никогда не имел никакого отношения к подобного рода делам.
Сайт газеты Daily Telegraph со ссылкой на источники в пакистанском правительстве сообщил, что компромат на Кадир Хана генералу Мушаррафу предоставил заместитель госсекретаря США Ричард Армитидж. Затем американцы продолжали оказывать давление - глава Центрального командования генерал Джон Абизаид дал понять, что благодаря этому делу Пакистан рискует осложнить свои отношение не только с США, но и со всеми ведущими странами мира, затем МАГАТЭ напомнило, что неспособность принять ответственность за распространение запрещенных вооружений может привести к санкциям со стороны США и ООН.
В Пакистане ждали, что скажет президент, и 5 января он издал указ о помиловании Абдул Кадир Хана. "Защищая героя, нельзя нанести вред нации", - сказал Мушарраф и пообещал, что не откроет ядерные объекты для международных инспекторов и не допустит международного расследования деятельности Абдул Кадир Хана. Однако Мушарраф высказался за сотрудничество с МАГАТЭ и пообещал, что сотрудники агентства встретятся с пакистанскими учеными, замешанными в скандале.
Это было сказано публично. Неофициально стало известно, что Мушарраф удовлетворил прошение Хана о помиловании в обмен на то, что ученый взял на себя полную ответственность за торговлю ядерными секретами. По словам высокопоставленного правительственного чиновника, доктор Хан пробудет под домашним арестом до конца жизни: "Это условное прощение, и Хан знает, что он попадет в тюрьму, если снова займется распространением ядерных технологий".
Выполнив все требования американцев, президент Мушарраф столкнулся с непониманием внутри страны. Оппозиция сказала свое слово на следующий же день, призвав к всеобщей забастовке. Всеобщей стачки не получилось, однако в Карачи прошел митинг в поддержку Кадир Хана. Лидеры исламистов потребовали защитить национального героя, разработчика бомбы, защитившей Пакистан от Индии, от унижения. После того как оппозиционеры стали жечь автомобильные шины и открыли стрельбу в воздух, в ход демонстрации вмещалась полиция и арестовала около 50 исламистов. 6 февраля в Карачи были закрыты магазины и школы, прекратил работу частный бизнес. Демонстрации прошли также в Пешаваре и Лахоре.
Но несмотря на протесты, 9 февраля стало известно, что расследование по делу Кадир Хана продолжается и его еще будут допрашивать.
Украина: Бомбы в чемоданчиках. Дешево.
8 февраля 2004 года издающаяся в Англии арабская газета "Дар Эль-Хайят", сославшись на близкие к руководству "Аль-Каеды" источники, сообщила: Осама бин Ладен приобрел у украинских ученых тактическое ядерное оружие во время приезда последних в Кандагар в 1998 году. Судя по всему, речь может идти о советских ранцевых ядерных минах, предназначенных для диверсий на территории противника, габаритами от 45х35х30 до 60х40х20 сантиметров и весом 30-40 килограммов. Для подготовки мины к взрыву одному человеку хватает 20 минут, мощность взрыва составляет 0,2-1 килотонну, что достаточно для уничтожения подземного бункера или городского квартала. Как полагают корреспонденты "Дар Эль-Хайят", в настоящее время оружие хранится "в надежном месте" и будет применено только в том случае, если существование "Аль-Каеды" окажется под угрозой. Информация газеты не получила подтверждения из независимых источников.
В свое время генерал Александр Лебедь утверждал, что после распада СССР российская армия, ставшая наследницей советского ядерного потенциала, не досчиталась сотни портативных атомных бомб. С другой стороны, 10 февраля 2004 года начальник российского Генштаба Юрий Балуевский заявил, что возможность получения террористами российского ядерного оружия исключена: "Российские Вооружeнные силы не утратили ни одного ядерного боезаряда. Насчет того, все ли они получили с Украины, я полагаю, вопрос закрыт. Все ядерное оружие Советской Армии, которое дислоцировалось на территории Украины, было вывезено. И я не знаю случаев того, что по дороге или где-то там при перегрузке какие-то боезаряды, большие или маленькие, были утрачены и после этого каким-то образом попали в руки террористов".
Украинское руководство уже обвиняли в незаконной продаже оружия. Например, в 2002 году сообщалось о продаже современного ракетного комплекса "Кольчуга" Саддаму Хусейну. Скандал с "Кольчугой", как и с ранцевыми бомбами, появился как раз в тот момент, когда оппозиция усиливала критику правящего президента Украины Леонида Кучмы.
На этом фоне 10 января в России началась стратегическая командно-штабная тренировка стратегических ядерных сил. "Среди других задач стратегической командно-штабной тренировки - подтверждение выводов и положений российской военной науки и уставных документов Вооруженных сил. Она проводится с учетом изменений в мире военных и иных угроз. Особенность нынешней тренировки состоит в том, что в ее ходе будут проверены научные разработки и выводы, направленные на создание перспективных стратегических сил и систем, способных обеспечить асимметричные меры против действий существующих систем ПВО", - пояснил генерал-полковник Балуевский.
Видимо, на фоне непрекращающихся ядерных скандалов в мире Россия показывает, что с ее атомным оружием - в отличие от ливийского или, скажем, пакистанского - все в порядке.
Предыдущие материалы по теме:
Проданный "Адмирал" [29.01.2004]
Какую технику российская армия покупает и какую продает
Время пришло [28.01.2004]
Ядерная бомба больше не фактор сдерживания, а оружие поля боя
Вот ядерная пуля пролетела, и ага... [03.12.2003]
Пентагон разрабатывает миниатюрное атомное оружие
Коротка кольчужка... [25.09.2002]
Леонид Кучма не смог скрыть факт поставки в Ирак станций радиотехнической разведки "Кольчуга" и лишился финансовой помощи США