Объединенные в разнообразии 18 июня на саммите Евросоюза была принята общеевропейская конституция

В пятницу 18 июня 2004 года лидеры 25 европейских стран, собравшиеся на саммит ЕС в Брюсселе, приняли конституцию Евросоюза. Как сами они впоследствии заявили на итоговой пресс-конференции, общеевропейский дом был спасен от глубочайшего кризиса. К этому событию страны ЕС шли четыре года, проделав большую подготовительную работу. Переговоры, непосредственно предшествовавшие принятию документа, были самыми тяжелыми из проводившихся, и в какой-то момент оказались на грани срыва. Конституция была принята с учетом многочисленных компромиссов и поправок. Теперь одной головной болью у лидеров ЕС стало меньше. Правда, на этом дело еще не закончено. Конституцию предстоит утвердить: в одних странах для этого необходимо решение парламента, в других - одобрение текста на общегражданском референдуме.

Больше всех усилий к тому, чтобы документ был принят, приложила Ирландия. Именно премьер-министр этой страны Берти Ахерн, председательствующий в Евросоюзе, предложил компромиссный вариант, который поддержали Франция и Германия. "Это беспроигрышное решение, которое отвечает интересам всех. Мы никого не проигнорировали, приложив максимум усилий, чтобы прийти к компромиссу", - заявил он по окончании переговоров. Общий тон выступавших лидеров стран был оптимистичным. Французский президент Жак Ширак назвал 18 июня 2004 года "важным днем для Европы". Ему вторил британский премьер Тони Блэр: "Это успех для Британии и успех для Европы. Принятие европейской конституции открывает путь к созданию дееспособного союза сильных государств, обретающих все условия для взаимного сотрудничества".

We shall overcome?

Однако одного согласия лидеров стран мало - европейская конституция должна выдержать испытание референдумами и парламентскими слушаниями. Во Франции документ может быть одобрен с минимальными трудностями - согласно опросам общественного мнения, 66 процентов французов готовы поддержать Основной закон ЕС. А вот в Великобритании ситуация иная. Согласно тем же опросам, более 90 процентов жителей этой страны не хотят подчиняться европейской конституции. Некоторые политические партии Соединенного Королевства прямо обвинили Тони Блэра в "предательстве национальных интересов". То же самое может произойти и в Польше. Несмотря на заявления польского премьер-министра Марека Бельки о том, что Евроконституция будет призвана служить "защите польских интересов", большинство населения относится к документу скептически. Свои претензии есть у Германии, у Испании и у Италии.

Конституция состоит из 465 статей. Она заменит пять договоров, которые с 1957 года образовывали правовую основу сначала Европейского экономического сообщества (ЕЭС), а потом и Евросоюза. Новый основной закон Европы упрощает механизм функционирования ЕС. Вводится постоянная должность председателя ЕС вместо прежней полугодовой ротации первых лиц стран - членов Союза. Также вводится пост министра иностранных дел. К 2014 году сократится состав Еврокомиссии - с 25 до 17 членов, которых теперь будут отбирать по их деловым качествам, а не по национальной принадлежности. Для усиления "малых" стран минимальное представительство в Европарламенте будет увеличено до шести депутатов, чтобы они могли на равных сотрудничать с многонаселенными государствами. Расширяются полномочия Европарламента, а также круг проблем, решаемых в Совете ЕС квалифицированным большинством.

Основная проблема, вокруг которой ломались копья на саммите, - порядок утверждения решений в Евросоюзе. "Малые" страны не без основания опасались, что после принятия конституции ведущие державы - лидеры Старого Света будут договариваться по ключевым вопросам без их участия. Но теперь решение будет считаться принятым, только если за него подадут голоса 55 процентов государств, представляющих как минимум 65 процентов населения ЕС, что позволит новичкам не остаться за бортом политической жизни союза. Для блокирования того или иного решения будут необходимы голоса как минимум четырех государств. Вопросы налогообложения, социальной политики, уголовного права и обороны будут по-прежнему регулироваться национальными законодательствами.

Вторым спорным вопросом стало утверждение кандидатуры нового председателя Еврокомиссии. Франция отвергла предложение Британии выбрать на этот пост нынешнего комиссара ЕС по внешнеполитическим связям Криса Паттена. Англия же, в свою очередь, отказалась рассматривать парижского протеже - премьер-министра Бельгии Ги Верхофстадта. В итоге, одобрения не получил ни один из кандидатов. Лидеры решили взять паузу и принять окончательное решение по кандидатуре председателя Еврокомиссии позже. В целом, договаривающиеся стороны согласились, что новая европейская конституция будет четко определять права и полномочия как правительств стран - членов ЕС, так и общеевропейских институтов, а также включит в себя подробное описание механизмов принятия решений по ряду внутренних и международных проблем.

Вместе с водой…

В свете этих разногласий один из важных вопросов оказался выведен за рамки официальных обсуждений. Речь идет о включении в конституцию положения о христианских ценностях, на которых была создана европейская цивилизация. Еще в мае, сразу после того, как число членов общеевропейского дома увеличилось, Папа Римский Иоанн Павел II выступил с обращением ко всем странам Евросоюза. Он счел необходимым еще раз напомнить Европе о ее корнях, то есть о необходимости соблюдать верность христианству. Однако, в соответствии с нынешними веяниями, слова Папы хоть и услышали, но прислушиваться к ним не стали.

Папа Римский Иоанн Павел II

Папа Римский Иоанн Павел II

Lenta.ru

В майском послании глава всех католиков уточнил, что Европа должна помнить и чтить свое христианское наследие, "если она хочет достойно ответить на вызов XXI века". Таким вызовом Иоанн Павел II считает, прежде всего, неодухотворенное, сугубо материалистическое мировоззрение: "Душа Европы останется цельной благодаря общим гуманистическим и христианским ценностям. Европу невозможно представить себе без христианства". Эту религию в Европе исповедуют около 77 процентов населения (среди них - католики, протестанты, православные и представители иных конфессий). Призыв Папы Римского поддержали Италия, Мальта, Литва, Португалия, Словакия, Чехия и Польша. Но большинству западноевропейских стран, придерживающихся принципа веротерпимости, удалось склонить чашу весов в свою пользу.

В ответ на майский призыв понтифика председатель ЕС Романо Проди высказался в духе новых общеевропейских ценностей: "Европа должна без высокомерия предлагать свои убеждения и с уважением относиться к тем, кто исповедует другую веру. В объединенной Европе возникают дополнительные возможности для проявления инициативы, новые пути, в том числе и пути сближения с исламским миром, что не должно нас пугать".

В испанском городе Сантьяго-де-Компостела местный капитул кафедрального собора 7 мая 2004 года принял беспрецедентное для всего христианского мира решение - удалить из храма скульптуру святого Сантьяго Матаморос, покровителя Испании, в честь которого были основаны и собор, и город. Решение было обосновано тем, что "скульптура может оскорбить чувства представителей других этнических групп". Ректорский совет при епископе Сантьяго-де-Компостела постановил, что скульптура "не соответствует новому духу католической церкви".

Ватикан оперативно отреагировал на пятничное одобрение общееевропейского документа. Пресс-секретарь понтифика, Хоакин Наварро-Валс, выразил сожаление, что "некоторые правительства предпочли отказаться от признания христианских ценностей Европы". Святой престол с тревогой отнесся к тому, что конституция глядит в будущее, но предпочитает игнорировать прошлое. Выступая перед польскими паломниками в воскресенье, 20 июня, на площади Святого Петра в Ватикане, предстоятель католической церкви сказал: "Корни, из которых ты вырос, не отрезают!"

Вопрос о христианских корнях, при всей его кажущейся несущественности, является одним из ключевых. Дело даже не в том, что войди такой пункт в Евроконституцию, вступление в сообщество исламских стран Европы (Албании, Боснии и Герцеговины, Турции) стало бы почти невозможным. Гораздо важнее то, что речь здесь идет о противоречиях, которые нынешняя Европа предпочитает игнорировать. Сегодня европейская (она же христианская, она же "белая", традиционная) цивилизация столкнулась с проблемой своего постепенного замещения и рассасывания, а в перспективе - и исчезновения. И процесс этот, по мнению целого ряда наблюдателей, идет с гораздо большей быстротой, чем думают чиновники из ЕС.

Очередной закат?

Сейчас условному понятию "общечеловеческие ценности" стараниями идеологов ЕС предстоит наполниться конкретным содержанием. Но при этом никто не может - и не хочет - внятно объяснить, что именно эти ценности из себя представляют и как быть, если их толкование разнится. Еще один тревожащий "старых европейцев" момент - изменение национального состава государств. Этническое самосохранение волнует не только отдельных граждан - именно это обусловило приход к власти в ряде стран партий правого толка. Несколько лет назад департамент ООН по экономическим и социальным делам опубликовал неутешительный для развитых государств доклад о грядущих изменениях в этническом составе их населения уже к середине нового столетия. В докладе, в частности, утверждалось, что рост иммиграции - единственный способ удержать демографическую ситуацию под контролем. В Италии, например, соотношение трудоспособного населения в возрасте от 15 до 64 лет к нуждающимся в помощи старикам сократится с нынешнего 5:1 до 2:1. Подобного соотношения не сможет выдержать даже самая развитая экономика. Определенный выход из сложившейся ситуации ООН видит в постоянном иммиграционном притоке, но к этому европейские страны традиционно относятся с неохотой.

Европейцы последовательно отказались от "иного измерения" и от ассимиляторского "бремени белого человека". Поэтому в глазах других, неевропейских народов, Европа выглядит пристанищем безбожных недалеких гедонистов, не видящих дальше своего носа. Очевидно, что такую Европу ждет только смерть. Поэтому формальные европейские ценности не имеют никакой перспективы в мире. Что ж, говорят "дикари", у них чистые сортиры. У них есть международное право и межконтинентальные ракеты. Но ради чего живут эти люди? В сущности, их жизнь совершенно бессмысленна. И "дикари" действительно рассуждают мудро. Они знают, что такой способ существования обречен. Хотя бы потому, что он чреват глобальной техногенной катастрофой.
Вадим Нифонтов, март 2002 г.

Аналогичные вопросы остро стоят и в других областях. Равные права для меньшинств обернулись преимущественными социальными правами неравнозначных социальных и этнических групп. Гуманизм и миролюбие выродились в ненаказуемость терроризма и запрет на уничтожение откровенных агрессоров. Право наций на самоопределение все сильнее начинает вступать в противоречие с неприкосновенностью границ. Вот об этих проблемах в Европе вслух говорить не принято. Принято быть оптимистами и уповать на великий человеческий разум. Но именно тут заложена "мина", способная рвануть десятилетия спустя.

Новая Европа пытается справиться с грандиозной задачей - изменить человеческое сознание. И заключается это в отрицании иерархии и ценностей как таковых. Но в любой области человеческой деятельности что-то всегда будет стоять на первом месте. На этом построено существование человека. Для жителя Европы, причисляющего себя к христианской цивилизации, надличностные ценности этой цивилизации являются абсолютными. Статуя христианского святого (даже вынесенная из храма) - не столько памятник определенному человеку, сколько одно из конкретных воплощений этих ценностей. Отказ от статуи - пример отрицания этих ценностей. А значит, отрицание того фундамента, на котором стоит европейская цивилизация. Но, по физическим законам, ни одно строение не способно стоять без фундамента. То есть можно сделать шалаш, но зиму он не переживет. Надличностные ценности являются стержнем, выдерни его - и система превратится в желе. И похоже, что у нынешней Европы надличностные ценности отсутствуют. Вместо этого есть неубедительная попытка заменить их мультикультурализмом, толерантностью, политкорректностью и гуманизмом. Что это принесет в итоге?

Европа - континент гуманистических ценностей, Великой хартии вольностей, Билля о правах, Французской революции, падения Берлинской стены. Это континент свободы, солидарности и, самое главное, разнообразия во всем, что предполагает уважение языка, традиций и культуры других... Кардинальные преобразования объединенной Европы создают геополитические реалии, согласно которым будет осуществляться дальнейшее функционирование основных общественных и экономических институтов не только в странах-участницах, но и в масштабах всего мира. Процессы формирования новой модели континентального устройства носят столь объемный характер, что в их орбиту вовлекаются все новые силы, а принятие решений принципиального характера не обходится без участия основных центров современной цивилизации... Европейский союз открыт только для стран, уважающих основополагающие ценности, такие как свободные выборы, соблюдение прав меньшинств и правовое государство.
Европейский правовой центр

Политики могут стремиться к дальнейшей интеграции - это приносит им дивиденды. Но общества не всегда эту интеграцию воспринимают благосклонно, видя в этом угрозу своей национальной идентичности. К тому же Евроконституция, как и другие подобные документы, принимается с расчетом на века - нынешним европейским политикам в глубине души хочется войти в историю в качестве отцов-основателей нового государства. Но сегодня карта мира меняется стремительно - еще 20 лет назад никто не мог предсказать распада Югославии и последовавшей за этим гражданской войны в самом сердце Европы. Дело не в простом изменении границ - меняется этнический состав стран, меняется их видение себя в мире - и не всегда в сторону толерантности. Документы же, определяющие существующее положение, меняются гораздо медленнее. Через полвека национальный состав Европы кардинально изменится, и это может войти в серьезное противоречие с теми принципами, которые объединенная Европа декларирует сегодня.

Но пока на эти вопросы ответов нет. Как и на другой, задаваемый сегодня чаще всего: что будет, если конституцию не ратифицирует какое-нибудь государство Евросоюза?

ОСНОВНЫЕ ПУНКТЫ НОВОЙ КОНСТИТУЦИИ

СИМВОЛЫ:

Флаг - 12 золотых звезд, собранных в круг на синем поле.

Гимн - "Ода к радости" Людвига ван Бетховена.

Официальная валюта - евро.

Девиз - "United in Diversity" ("Объединенные в разнообразии").

Официальный праздник - День Европы, 9 мая.

ЕВРОПЕЙСКИЙ ПРЕЗИДЕНТ:

Новая должность. Избирается лидерами ЕС на пятилетний срок для председательствования на саммитах ЕС и представления ЕС за границей.

ЕВРОПЕЙСКИЙ МИНИСТР ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ:

Новая должность. Возглавляет встречи министров иностранных дел стран ЕС, несет ответственность за формирование внешнеполитических европейских вопросов, представляет ЕС во время пребывания за границей.

МЕХАНИЗМ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ:

Решения считаются принятыми, если их одобрили минимум 55 стран, представляющих не менее 65 процентов населения ЕС (механизм вступает в силу с ноября 2009 года). Блокировать решения могут не менее чем четыре страны.

ПРАВО ВЕТО:

Национальное право вето отменяется более чем в 50 областях. Право вето остается за странами, если вопросы касаются налогов, культуры, иностранных дел, оборонной политики и социального страхования.

ГИБКОСТЬ СОЮЗА:

Членам ЕС разрешается добровольно покидать союз.

ЕВРОПАРЛАМЕНТ:

Расширяется с 732 мест до 750 (максимально).

ЕВРОКОМИССИЯ:

Сокращается с нынешних 30 членов до 20, начиная с 2014 года - до 17 членов.

Сергей Карамаев

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше