Геращенко и Генпрокуратура заполнили паузу Акции "ЮКОСа" вновь прокатились на "русских горках"

Основные вопросы, стоящие сейчас в связи с делом "ЮКОСа", не получат ответа до того, как произойдут два решающих события - внеочередное собрание акционеров, назначенное на 20 декабря (на этом собрании может быть принято решение о банкротстве НК) и объявление суммы налоговых претензий к "ЮКОСу" за 2003 год (сумма эта может оказаться столь огромной, что какие-либо разговоры о "спасении "ЮКОСа" потеряют остатки смысла).

Само собой, такой ситуацией грех не воспользоваться. Нервы всех участников игры, а особенно спекулянтов фондового рынка, натянуты сейчас до предела, и любое связанное с "ЮКОСом" слово вызывает огромный резонанс. Поэтому все, к чьему мнению хоть кто-нибудь прислушивается, стараются заполнить паузу собственными высказываниями. Таким образом они надеются повлиять на фондовый рынок, различных представителей власти, иностранных инвесторов и вообще на общественное мнение.

Если вопрос о том, кому достанется "Юганскнефтегаз", кажется почти решенным (все говорит о том, что его купит "Газпром" или связанные с ним компании), то что будет с самим "ЮКОСом" - до конца все же не ясно. 9 ноября председатель совета директоров НК "ЮКОС" Виктор Геращенко вдруг заявил, что лучшим выходом была бы продажа принадлежащего MENAТEP Group пакета акций компании (MENATEP держит в своих руках 61 процент акций НК) каким-нибудь приятным для российской власти инвесторам. В частности, в беседе с корреспондентом РИА "Новости" Геращенко сообщил, что одним из таких инвесторов могла бы стать итальянская компания ЭНИ, часть акций которой находится в руках у правительства Италии. При этом Геращенко указывал именно на возможность продажи ЭНИ миноритарного пакета.

Учитывая, что слухи о намерении ЭНИ купить кусочек "ЮКОСа" активно обсуждались СМИ во время недавнего визита в Москву Сильвио Берлускони, высказывание Геращенко выглядело достаточно правдоподобно. Однако для того чтобы его можно было воспринять всерьез, недоставало двух вещей. Во-первых, всем известно, что еще летом Виктор Геращенко поссорился с владельцами "ЮКОСа" и сейчас вряд ли уполномочен озвучивать их мнение. Во-вторых, описанный Геращенко сценарий осуществим только в том случае, если между MENATEP Group и российской властью возник, наконец, конструктивный диалог.

На данный момент общая сумма предъявленных "ЮКОСу" налоговых претензий, вместе с пенями, штрафами и претензиями к "Юганскнефтегазу", составляет 18,4 миллиарда долларов (вместе с 3,5 миллиардами, которые "ЮКОС" государству уже отдал). Примерно столько и стоит "Юганскнефтегаз", который государство собирается выставить на аукцион. Однако после того как "ЮКОСу" предъявят претензии за 2003 год, может оказаться, что ни юганского месторождения, ни всей капитализации компании не хватит для погашения долга.

Все же события последних дней указывали на обратное. В начале ноября менеджеры "ЮКОСа" в очередной раз пригрозили государству банкротством компании. Считается, что банкротство "ЮКОСа" - невыгодный для власти вариант, так как государство попадет в последнюю очередь кредиторов, уступая место сотрудникам и акционерам. Правда, многие аналитики утверждают, что в данном вопросе многое зависит от ликвидатора, которым в случае с "ЮКОСом" легко станет какой-нибудь "агент Кремля". В любом случае, разговоры о банкротстве никак не вяжутся с мыслью о достижении договоренностей между "ЮКОСом" и властью.

Кроме этого, в прошлый четверг холдинг MENATEP заявил о своем намерении воспользоваться "энергетической хартией" и подать на Россию в международный суд в случае, если в ближайшие три месяца между НК "ЮКОС" и властью не будет достигнуто мировое соглашение. Сумма иска, по словам представителей MENATEP, сможет составить около 25 миллиардов долларов.

А 8 ноября на англоязычном сайте НК "ЮКОС" появилось сообщение, автор которого доказывал, что сумма налоговых претензий к "ЮКОСу" превышает не только аналогичные соотношения для всех других российских нефтяных компаний, но, в некоторых случаях, и саму прибыль НК. В частности, сумма претензий за 2001 год с учетом штрафов превысила выручку "ЮКОСа" за этот же период на 27 миллионов долларов. Хотя аналитики и отметили, что расчеты, опубликованные на сайте, не совсем корректны, они все же признали, что налоговая нагрузка "ЮКОСа" за 2000-2002 годы действительно значительно превосходит подобные показатели "Сибнефти", "Сургутнефтегаза", "Газпрома" или "Норникеля".

Короче говоря, ничто, кроме высказываний Геращенко, не указывало на достижение договоренностей между Кремлем и "ЮКОСом". Тем не менее, сразу после выступления бывшего главы ЦБ, акции НК на российских биржах поднялись на 11 процентов. Неудивительно, что уже на следующий день обнаружилось, что на самом деле их следовало не покупать, а продавать.

Утром 10 ноября газета "Ведомости" сообщила об аресте, наложенном на 34,5 процента акций "Сибнфети", являющихся собственностью "ЮКОСа". Само по себе это заявление не было особенно шокирующим, так как они уже были арестованы дважды: один раз, по просьбе ФСНС, вместе со всем имуществом "ЮКОСа", а второй раз - летом по решению чукотского арбитража.

Однако на этот раз "Ведомости" указали на то, что у Генпрокуратуры есть прямая возможность доказать факт использования главным бухгалтером ООО "ЮКОС ФБЦ" Ириной Голубь полученных в результате уклонения от уплаты налогов денег для покупки акций "Сибнефти". Если это ей удастся, то акции "Сибнефти" можно будет конфисковать, а затем продать - как Абрамовичу, так и любому другому желающему.

Позже в среду факт наложения ареста на вышеописанный пакет акций подтвердила сама Генпрокуратура. Ясное дело, "голубые фишки" "ЮКОСа" тут же упали, потеряв, как говорят биржевые аналитики, "все завоевания предыдущего дня". А вечером 10 ноября РИА "Новости" опубликовало сообщение итальянской компании ЭНИ, согласно которому компания пока не рассматривала миноритарного участия в капитале НК "ЮКОС". И хотя это сообщение оказалось достаточно двусмысленным (получалось, что от контрольного пакета опальной НК ЭНИ бы не отказалась), источник РИА "Новости" в компании заявил, что переговоров о покупке "ЮКОСа" ее представителями на данный момент не ведется.

Кстати, никакой ответственности за все это Виктор Геращенко не несет. Его вчерашнее выступление не содержало ни одного уверенного утверждения. Скорее, председатель совета директоров НК вдруг решил публично порассуждать о ее судьбе. А те, кто сделал из этого слишком далеко идущие выводы, виноваты сами.

Елена Любарская

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше