Центральная власть в очередной раз столкнулась с проблемой, которую обязана была предвидеть. В первые дни 2005 года в различных городах России прошли акции пенсионеров, протестующих против замены льгот деньгами. Количество и характер митингов позволяет не только назвать эти акции массовыми, но и сделать определенный прогноз - выступления недовольных продолжатся и дальше. Что с этим делать, не знает никто, но ответственность власть по привычке старается спихнуть на крайних.
Закон о монетизации льгот вступил в силу с 1 января 2005 года. Еще во время принятия этого закона Думой население устраивало митинги протеста. Однако федеральные власти не уставали объяснять, что будущий закон тщательно продуман и неудобств гражданам, имеющим льготы, не причинит.
Мы считаем, что закон справедливый и дает дополнительные преимущества льготникам. Вопрос в том, как он выполняется.
По закону, теперь вместо льгот предусмотрены денежные компенсации. Для самых массовых категорий льготников - инвалидов 1-й, 2-й и 3-й групп - размеры выплат составляют 1400, 1000 и 800 рублей в месяц соответственно. Из этих сумм вычитаются ежемесячно 450 рублей - стоимость так называемого социального пакета, в который входят бесплатный пригородный проезд, медико-лекарственное обеспечение и санаторно-курортное лечение. Таким образом, на руки инвалиды должны получать соответственно 950, 550 и 350 рублей.
Однако, начиная с 2006 года, граждане должны будут сделать выбор. Либо льготники будут продолжать пользоваться соцпакетом, либо получить от государства денежную компенсацию в полном объеме и в этом случае оплачивать все сами. Выплаты должны индексироваться в соответствии с инфляцией.
Но с расчетами власти, похоже, ошиблись. По данным Минсоцздрава, на компенсации из федерального бюджета имели право 11 миллионов человек, а из региональных - 14 миллионов. Однако уже сейчас количество федеральных льготников превышает запланированные цифры, хотя и не намного (около 15 миллионов), а вот число региональных возросло почти в 2 раза. По различным экспертным оценкам, количество региональных льготников будет только расти, что в свою очередь может серьезно ударить по бюджету. И эти цифры никак не укладываются в статистическую погрешность, о которой часто упоминал глава Минсоцздрава Михаил Зурабов во время принятия закона.
Такое расхождение в запланированных и реальных цифрах свидетельствует, прежде всего, об одном - власть не знает, как живут ее граждане. Между тем почти пять лет назад, вступая в должность, президент Путин заявил, что необходимо произвести "большую инвентаризацию страны". То ли эта сфера жизни страны выпала из указанной инвентаризации, то ли, судя по всему, к инвентаризации так и не приступили.
Перечень городов, где прошли акции протеста в начале января, выглядит внушительно: Альметьевск, Апатиты, Арзамас, Дзержинский, Дубна, Ижевск, Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Солнечногорск, Старый Оскол, Стерлитамак, Тольятти, Уфа, Химки, Ярославль. Это не просто отдельные выступления, это настоящее предупреждение в адрес федеральных властей.
Основное требование митингующих: "Верните льготы!". В первую очередь это касается бесплатного проезда в общественном транспорте. Денежная компенсация за проезд, вопреки расчетам правительства, расходов не покрывает. Теория в очередной раз разошлась с практикой.
Для жителей Подмосковья отмена льгот оказалась, по их словам, настоящим бедствием, поскольку теперь поездка в Москву (а для многих это жизненная необходимость) будет безжалостно съедать семейный бюджет. В настоящее время компенсация за транспорт и связь (в эту сумму входит и компенсация за телефон) в подмосковных Химках составляет 200 рублей. Чтобы добраться до Москвы на автобусе, придется выложить 15-17 рублей за поездку, 13 рублей за метро и 11 рублей за наземный транспорт в Москве, если придется им пользоваться. Таким образом, одна поездка в столицу обойдется пенсионеру из Подмосковья рублей в 80. Выводы очевидны.
Причем отмена льгот ударила не только по пенсионерам. Военнослужащие также ощутили на себе тяжесть нового закона. Для военных правительство установило вместо бесплатного проезда компенсации: для солдат срочной службы - 100 рублей, для курсантов военных вузов - 200. Учитывая, что в московском метро, например, поездка стоит 13 рублей, а ездить военнослужащим приходится часто, нетрудно посчитать, насколько им хватит компенсационных денег.
Нельзя, конечно, сказать, что власть совсем уж не ожидала протеста со стороны населения. Но, по-видимому, считала, что митинги протеста будут укладываться в ту самую "статистическую погрешность". Да и массированная пропаганда нововведений заставляла надеяться, что население поверит, будто деньги вместо льгот - это хорошо. Однако количество акций заставило федеральные власти срочно пересмотреть свое отношение к новому закону.
Депутатам Государственной думы, приступившим к работе в новом году, пришлось в срочном порядке уделять внимание вопросу о льготах. В первую очередь депутаты попытались в очередной раз объяснить, что закон правильный и нужный, а во вторую - найти "стрелочников".
Фракция "Единая Россия", без голосов которой принятие данного закона было бы невозможно, перекладывает ответственность на местные власти и правительство. Председатель Комитета по труду и социальной политике Андрей Исаев (фракция "Единая Россия") заявил, что местные власти ряда регионов нарушили требование закона, в котором черным по белому записано: ухудшение положения граждан-льготников произойти не должно. Если нет денег на монетизацию льгот - можно было сохранить льготы в натуральной форме. Но местные власти этого не сделали.
Ну а местные власти обвиняют во всем Госдуму, принявшую негодный закон. Но при этом забывают, что за данный закон, внесенный правительством, проголосовала не только Госдума, но и Совет Федерации, в котором сидят представители региональных властей. Но поскольку "стрелочниками" быть не хочется никому, то в некоторых регионах были вынуждены пойти на сохранение льгот. Что проблему, увы, не сняло.
Помимо этого, как обычно, власти поинтересовались - а так ли уж все чисто с этими народными выступлениями, намекнув, что за подобные действия можно понести ответственность. Борис Грызлов прямо заявил, что нужно разобраться с причинами возникновения стихийных митингов: "Если пенсионеры вышли на улицу, понимая, что они чего-то не получают, то им объяснят. Если же это продуманная акция, которая не имеет ничего общего с реальной ситуацией, против участников таких митингов возможно возбудить дело об административных правонарушениях".
А губернатор Подмосковья Борис Громов пошел еще дальше. Со свойственной бывшему военному прямотой он заявил, что виновные в организации стихийных митингов будут наказаны в соответствии с уголовным законодательством. Поскольку в результате акции 10 января в Химках, где митинг перекрыл Ленинградское шоссе, было парализовано движение транспорта, сорваны рейсы самолетов аэропорта Шереметьево, то экономике региона был причинен ущерб. И за кому-то за это придется нести ответственность.
Правда, отвечать будут не пенсионеры, а некие подстрекатели, которые, по мнению Громова, спровоцировали массовые акции. Мол, раз митинги были хорошо спланированы и подготовлены, значит, за ними стоят люди, которые играют на трудностях переходного периода и организуют провокации. Простая мысль о том, что человек от отчаяния может сам выйти на улицу, подмосковному губернатору в голову не приходит...
Словом, неплохая в теории идея обернулась, как обычно в России, отвратительным исполнением на практике. Казалось бы, что плохого в том, чтобы дать человеку деньги вместо льгот, а дальше уж пусть он сам решает, за что ему платить? Однако на бумаге все всегда выглядит гладко, но, как гласит один из законов Мэрфи, "ни один план не выдерживает столкновения с жизнью".
В данном случае виноваты как исполнительная, так и законодательная ветви власти: никто не удосужился сопоставить реальное количество льготников и размер денежных компенсаций по стране, не говоря уж об оценке последствий столь масштабной реформы. Все же Россия - не Голландия, как по географическим размерам, так и по уровню эффективности действий исполнительного аппарата.
На попятный власть уже не пойдет - получится изрядный конфуз, и рейтинг ответственных политиков и чиновников, прежде всего президента, упадет до нуля. Да и экономические последствия от подобного дерганья туда-сюда приведут без того не самую крепкую российскую экономику в состояние лихорадки. Так что ничего не остается, как продавливать выполнение этого закона, сочетая старый принцип кнута и пряника: где-то будут приниматься послабления, дополнительные компенсации и тому подобные меры, где-то выступления противников нового закона станут подавлять силовым путем. Но уже сегодня можно с уверенностью сказать, что ни жестко закрутить гайки, ни смягчить такой удар по населению у нынешних властей, по крайней мере, в ближайшем будущем, не получится.
Мы все равно заставим власть слушать людей. Ведь нам после замены льгот деньгами жить не на что.
Попытки центра свалить вину на других в самой Москве, может, и выглядят убедительно, но со стороны смотрятся несколько по-иному. Выстраивая властную вертикаль, центр подгреб под себя большую часть властных полномочий, а регионам оставил крохи. Но вот ответственность за свои действия центр брать на себя не стремится, любезно предоставляя нести это бремя нижним уровням упомянутой вертикали. А у тех выход один - во всем винить Москву.
Что же касается народа, то его, как обычно, никто не спрашивал. Все было сделано по известному принципу: "За невыполнение ваших обязанностей будем спрашивать строжайшим образом, а вот о соблюдении ваших прав поговорим как-нибудь в другой раз".
Между тем, отмена льгот - это только начало. Впереди грядет реформа сферы здравоохранения. Результат ее сейчас предсказать трудно, но, судя по тому, что большинство врачей отзываются о ней в исключительно непарламентских выражениях, вряд ли населению стоит ожидать от этой реформы скорейшего благоденствия. Есть еще и новый Жилищный кодекс, который учитывает возможность применения суровых санкций против неплательщиков (вплоть до выселения) и по сути ставит крест на программе бесплатного жилья. Говорят и об очередной грядущей налоговой реформе - естественно, не в сторону либерализации. В общем, населению с такой властью скучать не придется.
Сергей Карамаев