Россия латает дыры в бюджетах европейских стран На что пойдут средства из Стабилизационного фонда

Досрочная выплата в январе 3,33 миллиарда долларов МВФ стала по-настоящему красивым ходом российского правительства. Сумма небольшая, но учитывая статус кредитора… Да еще и сэкономили более 200 миллионов долларов, учитывая, что по графику платежей Россия должна была расплатиться с Фондом только через три года. Теперь Россия приобретает в МВФ неофициальный статус страны нетто-кредитора. Между тем первое заявление самого Фонда, касающееся России после досрочной выплаты ею долга, касалось бюджетной политики нашей страны. Как заявил представитель МВФ Томас Доусон, Россия должна сократить расходы там, где только можно, а вовсе не идти на поводу у пенсионеров, требующих выплаты им положенных компенсаций. Таким образом, МВФ откликнулся на заявление министра финансов Кудрина о том, что дополнительные выплаты компенсаций можно произвести и за счет бюджетных средств, не залезая в стабилизационный фонд. Тем более, что на средства последнего весьма рассчитывают в Европе.

На Париж!

Аппетит приходит во время еды. Теперь российское руководство намерено досрочно погасить свой долг и Парижскому клубу кредиторов, объединяющему в своих рядах государства-заимодавцев. Об этом Владимир Путин заявил на встрече с главой Всемирного банка Джеймсом Вулфенсоном. Кстати, самому Всемирному банку Россия должна чуть менее 6 миллиардов долларов, а странам Парижского клуба - чуть менее 45 миллиардов долларов, срок выплаты которых растянут до 2025 года. Главным нашим кредитором является Германия, которой мы должны 20,3 миллиарда долларов. Другими крупными кредиторами РФ по линии Парижского клуба являются Италия, США, Франция. Россия намерена как можно скорее обсудить вопрос о досрочном погашении этих долгов со своими коллегами по клубу. Тем более, что у РФ есть полное моральное право рассчитывать на их уступчивость - только за последние три года наша страна списала более 40 миллиардов долларов долга развивающихся стран.

Российское правительство рассчитывает уже в этом году заплатить Парижскому клубу около 10 миллиардов долларов, а оставшийся долг полностью выплатить к 2008 году. Учитывая столь рекордные сроки, можно ставить вопрос о дисконте, то есть о скидке с суммы долга в случае его досрочного погашения. По мнению экспертов, величина дисконта может составить целых 10 процентов. Такие страны, как Франция, Италия и Германия, весьма заинтересованы в скорейшем получении денег от России, поскольку в их бюджетах образовались здоровенные дыры, размер которых никак не отвечает стандартам Пакта о стабильности ЕС. В соответствии с этим соглашением, размер дефицита бюджета не может превышать 3 процента от ВВП страны.

Желание побыстрее получить деньги с России стало таким острым, что в прошлом году Минфин Германии разместил на рынке ценные бумаги, привязанные к платежам по российскому долгу. Данное решение не только показало, сколь велико желание Берлина поскорее закрыть дыры в своем бюжете, но и стало катализатором действий Москвы, которая стала опасаться, что так же могут поступить и другие страны, испытывающие аналогичные финансовые затруднения. Подобные производные ценные бумаги, привязанные к российскому долгу, могли составить конкуренцию долговым обязательствам самой России или российских эмитентов. В результате, российские чиновники все чаще стали заявлять о необходимости направить часть средств Стабилизационного фонда (сверх 500 миллиардов рублей) на досрочную выплату внешнего долга.

Многоликий внешний долг

Это неформальное объединение стран-кредиторов. Официальной даты его учреждения нет. Первое заседание Клуба состоялось в 1956 году в Париже, где обсуждался вопрос долгов Аргентины. Сейчас постоянными членами Клуба являются 19 стран (Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония). С 1956 года Парижский клуб заключил 386 соглашений с 80 странами-должниками.

На 1 октября 2004 года внешний долг Российской Федерации составлял 192,1 миллиарда долларов. Из чего складывается эта сумма? Государственный долг РФ иностранцам составляет 92,8 миллиарда долларов. Причем 52,4 миллиарда долларов - это долг бывшего Советского Союза, включая 40,2 миллиарда долларов Парижскому клубу кредиторов, то есть иностранным государствам. С учетом новых российских долгов Парижскому клубу мы сейчас должны как раз те самые 44,5 миллиарда. По статье "Долг бывшего СССР" проходит и задолженность бывшим союзникам по социалистическому блоку, общей суммой 1,6 миллиарда долларов. Из 39 миллиардов долларов нового российского долга 28,4 миллиарда - это ценные бумаги в иностранной валюте. 25,6 миллиарда из них - еврооблигации, выпущенные в ходе реструктуризации задолженности, в том числе и по ГКО, перед Лондонским клубом кредиторов, то есть частными финансовыми организациями. Заметим, что из 92,8 миллиарда долларов государственного внешнего долга, 1,3 миллиарда - это задолженность субъектов Федерации. Поэтому следующей статьей, после долга федеральных органов управления, идет задолженность органов денежно-кредитного регулирования, охватывающая задолженность Центробанка РФ, а также кредиты от МВФ. Всего по этой статье в октябре прошлого года проходило 7 миллиардов долларов, 3,6 из которых как раз приходились на кредиты Международного валютного фонда. Эта-то сумма и была выплачена за четыре месяца в несколько приемов.

Между тем общая сумма внешнего долга охватывает и задолженность коммерческого сектора. Чуть ли не половину внешнего долга России составляет задолженность частного бизнеса. Так, по статье "Банки" проходит 25,5 миллиарда долларов. Причем 15,5 миллиарда - это кредиты, выданные иностранными партнерами. Более трети этой суммы составляют краткосрочные обязательства. Компании задолжали иностранцам 66,8 миллиарда долларов, которые проходят по статье "нефинансовые предприятия". Краткосрочные ссуды составляют здесь лишь 5,4 миллиарда долларов.

В отличие от госдолга, рост внешнего долга коммерческого сектора - факт скорее положительный. Увеличение его объема означает, что деньги российским предприятиям за рубежом дают охотно, что отражает заветную инвестиционную привлекательность страны. Однако излишняя активность компаний и банков за границей в сфере заимствований может вызвать и неприятные последствия. На фоне падающего доллара кредиты гораздо выгоднее брать в долларах, что и предпочитают делать российские компании. Крепнущий рубль позволяет в момент выплаты долга покупать большее количество долларов за меньшее количество российской валюты. Правда, в случае, если доллар все-таки начнет укрепляться по отношению к рублю, ситуация может поменяться, и многие российские предприятия-должники почувствуют себя неуютно.

Черный день российской экономики настал

Впрочем, сказать, что российский бизнес и экономика России в целом чувствуют себя сейчас уютно, значило бы погрешить против истины. И неоднократно муссировавшийся вопрос о возможности использовании резервов Стабилизационного фонда с целью ускорения экономического роста стал в январе обсуждаться со всей серьезностью в правительстве. Премьер-министр Фрадков выступил с предложением использовать средства Стабфонда для снижения налоговой нагрузки на предприятия. В частности, говорят о возможном снижении НДС с 18 до 13 процентов. Для компенсации выпадающих доходов бюджета следующего года из Стабфонда придется изъять более 300 миллиардов рублей.

Здесь неожиданную позицию занял министр экономики. По мнению Германа Грефа, этого делать не надо. А ведь в свое время именно он выступал горячим сторонником снижения подоходного налога до 13 процентов, чья плоская шкала до сих пор вызывает множество претензий со стороны поклонников социальной справедливости. Вопрос об использовании денег Стабфонда окончательно внес раскол в правительство. С одной стороны, Герман Греф и Алексей Кудрин, которому по чину положено сидеть на мешках с деньгами и уверять всех, что денег нет. С другой стороны, премьер Фрадков, терять которому нечего. Рост инфляции, плохо подготовленная реформа монетизации льгот населения, замедление темпов экономического роста, который обеспечивается, главным образом, не инвестиционной активностью, а экспортными поставками сырья, - все это заставляет премьера рассматривать все возможные варианты спасения экономики и своего кресла. И самый простой способ - вновь открыть сундук с деньгами Стабфонда.

В связи с этим возникают два вопроса. Первое, хватит ли денег из Стабфонда на все, чего хотят в правительстве. Сейчас в Фонде около 750 миллиардов рублей, то есть сверх неприкосновенного запаса в 500 миллиардов рублей использовать можно "всего" 250 миллиардов. И другой вопрос. Так ли уж необходимо прибегать к средствам Фонда в случае снижения налогов? Разумеется, правительство стремится избежать непопулярных решений, таких как сокращение бюджетных расходов. Однако использование денег Фонда в данном случае является еще одним простым решением, которое к тому же, может быть, не является самым верным.

В отличие от ситуации с внешним долгом, использование денег фонда внутри страны требует весьма взвешенного подхода. В частности, - наличия продуманной программы их использования. Иначе средства, отложенные на "черный день", быстро растворятся в неэффективных проектах и глубоких карманах.

Андрей Кириллов

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше