Похоже, в своем неистовом стремлении дистанцироваться от всего российского грузинские власти допускают просчеты, которые в ближайшем будущем могут дорого им обойтись. Уход российских военных баз из Батуми и Ахалкалаки грозит выйти Тбилиси боком - желание "приютить" у себя контингент РФ изъявил президент Абхазии Сергей Багапш, независимость республики которого Грузия не намерена признавать ни за что. Разместив в Абхазии свои войсковые части, Москва сможет использовать их в этом регионе по своему усмотрению.
На тебе, Боже, что нам негоже
На территории Грузии в данный момент дислоцированы две российские военные базы - 12-я в Батуми и 62-я в Ахалкалаки. Каждая из них представляет собой фактически кадровую мотострелковую дивизию. Российские части в Грузии подчиняются командованию Группы российских войск в Закавказье, штаб которой находится в Тбилиси. Всего на грузинской территории находятся до 5000 военнослужащих, а также 115 танков, 220 БМП и БТР и 170 артиллерийских систем. Российский миротворческий контингент в Абхазии насчитывает 1,5 тысячи человек, в Южной Осетии - около 900 человек.
Стратегический просчет Грузии очевиден. В Тбилиси полагают, что Абхазия - это грузинская территория, но изгнав российских военных со своей земли в Сухуми, Гудауту и Гагры, власти республики уже не смогут потребовать от Москвы перевода контингента еще дальше на север - в Ставропольский край, например, или Адыгею. Потому что власти Абхазии вежливо (или не очень) посоветуют Тбилиси не вмешиваться не в свои дела.
Причем не факт, что Россия ограничится в Абхазии тем же пятитысячным контингентом, который сейчас расквартирован в Грузии - уровень доверительности в отношениях между Сухуми и Москвой позволяет Министерству обороны РФ разместить там сегодня хоть целую армию. Причем сохранение военного присутствия в Закавказье будет выгодно не только России - Абхазия расценивает наличие на своей территории войск северного соседа как гарантию безопасности и стабильности всего региона, который еще не вполне остыл после вооруженного конфликта, унесшего тысячи человеческих жизней в начале 90-х годов.
Действия Грузии, похоже, продиктованы одними лишь политическими амбициями. Никто даже в Тбилиси не будет отрицать, что российские базы - это все-таки какой-никакой, а гарант стабильности и безопасности. Мало ли что может случиться в стране, пережившей за последние десять лет вооруженные конфликты, захват власти, убийство экс-президента и прочие катаклизмы. Нельзя забывать и о Чечне, которая продолжает бурлить, периодически выплескивая на территорию Грузии обезумевшие от антисанитарных условий жизни группировки сепаратистов. Если бы по уровню боеготовности и технического оснащения своей армии Грузия шла впереди планеты всей, то, конечно, в Тбилиси имели бы все основания полагать, что присутствие российских войск лишено всякого смысла, и нервозность в правящих кругах страны оправдана. Но как объяснить действия грузинского парламента, который отправляет мощные базы в широко распростертые объятия Абхазии?
Рашн, гоу хоум
Российские военные базы не имеют никакого юридического статуса для нахождения на территории Грузии.
"Парламент Грузии убежден, что вывод российских военных баз с территории Грузии будет содействовать утверждению безопасности и стабильности в регионе, так же как и оздоровлению и нормализации грузино-российских отношений", - говорится в постановлении, принятом грузинскими законодателями в начале марта. Депутаты потребовали от российских военных "прекратить свое присутствие в Грузии до 1 января 2006 года", если до 15 мая 2005 года не удастся достичь двустороннего соглашения по вопросу о выводе российских военных баз.
В своем постановлении парламентарии особо отметили то, что переговоры о выводе баз проводятся на основании совместного грузинско-российского заявления, принятого на саммите ОБСЕ в Стамбуле 17 ноября 1999 года. Оно является частью адаптированного Договора об обычных вооружениях в Европе. Согласно этому заявлению, Российская Федерация взяла на себя международное обязательство до июля 2001 года ликвидировать свои базы в Вазиани и в Гудауте, а переговоры по статусу баз в Ахалкалаки и Батуми должны были завершиться в течение 2000 года. На сегодняшний день, заявляют в Тбилиси, фактически закрытой можно считать лишь базу в Вазиани, тогда как на территории объекта в Гудауте продолжают оставаться российские военнослужащие.
Что касается военных баз в Батуми и Ахалкалаки, то, как утверждается в постановлении грузинских депутатов, "российская сторона требует абсурдные сроки для вывода трехтысячного персонала – 15-11 лет и так далее". "Россия явно использует тактику затягивания времени", - говорят в парламенте. Тбилиси считает, что вопреки достигнутому соглашению Россия пытается возобновить и реанимировать деятельность военных баз, осуществляет перераспределение техники и вооружения между базами в Батуми и Ахалкалаки, а также между военными объектами в Тбилисском гарнизоне. Помимо этого, сетуют парламентарии, Москва старается увеличить персонал военных баз в Батуми и Ахалкалаки и постоянно проводит учения с применением тяжелой техники.
По большому счету, у Тбилиси наверняка есть основания для подобных обвинений - все-таки базы находятся под боком, так что проконтролировать действия российских военных, которые, согласно заявлению грузинского парламента, еще и занимаются противоправной коммерческой деятельность, местные власти вполне могут. Вот только как Тбилиси собирается следить за "реанимационной деятельностью" контингента РФ, если базы переместятся в Абхазию?
Утром деньги - вечером базы
Мы не можем выводить войска в чистое поле, как это было недавно в российской истории - из Германии. Для вывода войск предварительно требуется создать необходимую инфраструктуру на территории России.
Министерство обороны РФ отреагировало на заявления Тбилиси обиженно. "Язык ультиматума, шантажа и давления неприемлем при рассмотрении вопроса о выводе российских военных баз из Грузии", - заявил начальник пресс-службы Минобороны полковник Вячеслав Седов. "Вопрос о выводе российских военных баз из Грузии призвана решить специально созданная двусторонняя комиссия, заседания которой проходят регулярно и поочередно в Москве и Тбилиси", - подчеркнул пресс-атташе. По словам начальника Главного управления военного сотрудничества министерства генерала Анатолия Мазуркевича, невозможно вывести около 3 тысяч человек с военной техникой быстро. Кроме того, стоимость такой операции составит 500 миллионов долларов США. В Минобороны считают, что в лучшем случае базы можно будет вывести только через четыре года.
Как пишет французская газета Le Figaro, жестче всех на заявления Тбилиси отреагировала российская Госдума. Некоторые депутаты потребовали, чтобы Кремль незамедлительно принял меры против "наглых грузин", заставив их по мировым ценам платить за электричество, поступающее из России, или ввел энергетическую блокаду республики. Член парламентского комитета по делам СНГ Константин Затулин с иронией сказал: "Если мышка будет вести себя плохо с кошкой, то кошка должна поставить ее на место".
В свою очередь, в Грузии поспешили заявить, что вывод баз только поможет России. "Постановление парламента не против России, а в ее поддержку. Мы помогаем России стать демократической страной и освободиться от имперского мышления", - заявил председатель парламентского комитета по международным отношениям Константин Габашвили. Вместе с тем он отметил, что дальнейшее пребывание российских военных баз на грузинской территории может обойтись Москве в несколько сот миллионов долларов. "Бесплатного нахождения иностранных баз на своей территории не потерпит ни одно государство мира", - заявил депутат.
После того как в Москве и в Тбилиси политики выговорились, было принято решение провести переговоры по российским базам в третьей декаде марта. Эти сроки были предложены главой МИД РФ Сергеем Лавровым в ходе телефонного разговора с президентом Грузии Михаилом Саакашвили. Президент, как это ни удивительно, согласился с предложением главы МИД РФ и пообещал дать необходимые поручения грузинской делегации. Предварительно переговоры намечены на 23 марта. Этого дня будут ждать не только в Москве и Тбилиси, но и в Сухуми.
Те же плюс миротворцы
Подводя итоги своего визита в Москву, который стал для него первым на посту президента Абхазии, Сергей Багапш сообщил, что в ходе поездки в "белокаменную" обсуждал только экономические вопросы. Но ситуация на Кавказе не позволяет рассматривать экономику отдельно от политики, поэтому мало кто поверил, что встречи Багапша с российскими чиновниками свелись к обсуждению поставок мандаринов и строительству железной дороги.
В Сухуми близко к сердцу приняли обострение ситуации вокруг российских баз в Грузии, предложив контингенту передислоцироваться в Абхазию. Это станет для республики "положительным фактором", считает Багапш. Он предложил разместить один из совместных антитеррористических центров, о необходимости создания которых в последнее время заявляют и Россия и Грузия, на территории заброшенной российской части в Гудауте, где, считает президент, для этого есть все условия.
Нельзя забывать, что помимо базы в Гудауте в Абхазии расквартирован и контингент российских миротворцев в количестве полутора тысяч человек. Грузия, кстати, хотела бы видеть там вместо российских солдат миротворцев из других стран, например из государств - членов НАТО или из Украины. Но Багапш считает, что Тбилиси может рассчитывать лишь на частичное выполнение своих пожеланий. Грузии по силам добиться вывода россиян из Абхазии, "но чтобы ввести туда новый миротворческий контингент, нужно мнение двух сторон", заметил Багапш. "Когда нам было тяжело после войны в 1992-1993 годах, никто не пришел к нам на помощь – только Россия. И самое сложное российские миротворцы вынесли на своих плечах, оставив убитыми 96 человек. Это значит, что на свою территорию никакие другие миротворческие силы, кроме российских, мы пускать не будем", - заявил президент.
Мы всегда за то, чтобы базы сохранялись, потому что российская база в Абхазии – это фактор стабильности в республике.
На сегодняшний день абхазская армия, закаленная в боях во время конфликта с Грузией, насчитывает 5 тысяч человек. Численность вооруженных сил Грузии составляет около 30 тысяч человек. Из них как минимум 4,5 тысячи были подготовлены по американской программе "Обучи и оснасти" и составляют костяк грузинской армии. По некоторым данным, в Москве предусматривается передислокацию войск с грузинских баз в Дагестан и Карачаево-Черкесию. Однако абхазы - очень гостеприимный народ, и кто знает, не встанет ли, в соответствии с директивой Кремля, за спиной абхазской армии основательно оснащенный техникой российский контингент.