Москва - очень большой город. На территории, превышающей тысячу квадратных километров, проживает свыше 10 миллионов человек. Впрочем, Москва - не просто город. Это столица. Поэтому, когда ее считают городом и субъектом России, ею управляет московское правительство. А когда Москву удобнее считать столицей, свои права на городское имущество заявляет федеральное правительство.
У Москвы огромный бюджет и восхитительно высокий кредитный рейтинг. Причина этого проста - когда приходится ежедневно кормить десятимиллионную армию, включающую в себя, между прочим, и президента с министрами, поневоле научишься считать деньги. Может быть, поэтому начальник департамента имущества Москвы и заявил в четверг: "в последнее время правительство столицы последовательно проводит политику повышения эффективности использования городской собственности и, соответственно, увеличения доходов бюджета".
К сожалению, маловероятно, что если бы он не произнес слов "в последнее время", то все бы обошлось. Впрочем, расскажем обо всем по порядку.
Жизнь в столице обходится достаточно дорого. Новые квартиры здесь стоят не менее сорока-пятидесяти тысяч долларов, а аренда квадратного метра обходится предпринимателям никак не менее чем в 200 долларов в год. Таких метров в Москве сдается около 7 миллионов.
Однако более 2 миллионов квадратных метров из вышеупомянутых семи явно работают не на полную мощь, ведь каждый из них приносит в городскую казну максимум по 600 рублей в год. Эти драгоценные метры занимают федеральные органы власти: институты, суды, налоговые инспекции и даже структуры МВД и ФСБ, причем некоторые из них платят столице всего по рублю в год за квадратный метр.
Московских чиновников это не устроило.
Поэтому Департамент имущества правительства Москвы разработал новую методику расчета льготных арендных ставок на ближайшие три года. Методика вводит корректирующий коэффициент льготной ставки, применяемый для расчета арендных платежей. Идея заключается в постепенном повышении этого коэффициента.
Повышение арендных ставок коснется не только федеральных властей. Так, малые предприятия, которые сейчас снимают муниципальные помещения за 50 процентов стоимости, через три года будут платить до 75 процентов. Впрочем, на 80 процентов будут повышены и сами рыночные ставки аренды помещений. Столкнутся с повышением ставок и магазины.
О взыскании долгов
В том, что столичные власти выказали недовольство привычным для федеральных властей ходом вещей, нет ничего удивительного. Дело в том, что федеральные власти не только сумели получить льготные контракты на аренду, но и занимать эту площадь в кредит. Так, к апрелю текущего года сумма задолженности составила 1,4 миллиарда рублей. Это примерно соответствует месячным неплатежам абсолютно всех федеральных арендаторов Москвы. Стоит ли говорить, что те же площади могли быть отданы на этот месяц в аренду по рыночным ценам?
Проделав нехитрые вычисления, столичные власти обнаружили, что в месяц недополучают около 400 миллионов долларов. Тогда в ход была пущена программа департамента имущества, подразумевающая в конечном итоге перезаключение договоров на аренду с федералами. Госорганы, в свою очередь, перезаключения не хотят, ведь московские власти предлагают ежегодно повышать арендную плату до достижения рыночного уровня.
С другой стороны, федеральные власти не могут примириться с тем, что им придется отдавать в 10 раз больше средств на аренду, тем более что денег на соответствие рыночным ценам в бюджете не только не заложено, но и не предполагается в обозримом будущем.
В итоге Минэкономразвитию было поручено совместно с Росимуществом проверить обоснованность требований московских властей. Неизвестно, чем все должно было закончиться, однако уже в конце июня органам исполнительной власти порекомендовали составить перечень необходимого для осуществления полномочий имущества. Затем появилось и известное письмо.
Железная логика
Власти, озабоченные непосильным ростом арендной платы, написали Юрию Лужкову письмо, в котором рассказали о своей точке зрения на конфликт. Под посланием поставили свои подписи Алексей Кудрин, Герман Греф и глава Росимущества Валерий Назаров.
использование находящихся в собственности города Москвы административных зданий... на коммерческой основе (передача их в аренду) означает, что данные объекты не требуются субъекту РФ – городу Москве непосредственно для реализации его полномочий
Меж тем, в нем было написано нечто совершенно оригинальное: представители власти указывали на то, что они арендуют у столичных властей площади, а, значит, вступают с городом в коммерческие отношения. Если же власти города коммерчески используют эти площади, то самому городу они не нужны. А раз эти площади городским властям не нужны, их следует отдать...федеральному правительству, и, желательно, безвозмездно.
Поэтому федеральные чиновники настоятельно рекомендовали московским властям составить список административных зданий и служебных помещений, используемых органами госвласти России и передать их безвозмездно федеральным властям.
В принципе, если следовать логике федеральных чиновников, то можно договориться до того, чтобы оставить столичному правительству здание мэрии на Тверской, а остальное передать российскому правительству.
Мэрия за словом в карман не полезла. Она рассказала федеральным властям, что может приватизировать эти площади, и тогда федералам все равно придется узнать прелести рыночных арендных ставок. Они также заявили, что ничто не мешает московским чиновникам занять те же площади, а значит - и сделать их нужными городу.
Кроме того, юристы московского правительства решили попытаться объяснить, что использование площадей в коммерческих целях не означает автоматически их ненужности. Параллельно они попытаются добиться правды в арбитраже, требуя заключения договоров по рыночным ставкам.
Закон суров, но это закон
Действительно, законодательство подразумевает возможность безвозмездной передачи имущества из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность. Соответствующие положения можно найти, скажем, в том же печально известном законе 122-ФЗ, который широкой общественности больше известен как тот самый закон о монетизации льгот.
Там написано: "Исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны передать, а федеральные органы исполнительной власти обязаны принять имущество субъектов Российской Федерации на основании решений Правительства Российской Федерации в трехнедельный срок после принятия решения, но не позднее 31 декабря 2004 года".
Дело в том, что власти столицы отказались передавать имущество до 31 декабря 2004 года. Они посчитали эти требования неконституционными и обратились в Конституционный суд. Пока запрос рассматривается в суде, московские власти могут не передавать имущество федералам.
Заключение
В этой истории есть одна очень неприятная деталь - любые действия столичных властей федералы воспринимают как личное оскорбление. Меж тем, повышение ставок до рыночных - это давно ожидаемый шаг столичных властей, которые отлично понимают, что если не федеральные власти, то другие арендаторы зачастую строят целый бизнес на арендных льготах, пересдавая полученные задешево помещения по рыночным ценам.
Если посмотреть, кто входит в список арендаторов-льготников, становится и смешно и грустно. Это рестораны, ювелирные магазины, салоны сотовой связи, автосервисы и турагентства - всего 18 видов. И то, что их льгот лишают - правильно, хотя и ударит по потребителям, которые, как известно, оплачивают аренду магазинов из своего кармана.
Стоит отметить, что все вышеперечисленной не должно бы касаться федеральных властей. Однако столичные чиновники также заявили, что составляют "черный список недобросовестных арендаторов". Туда неминуемо попадут те, кто в течение двух кварталов не оплачивают аренду и те, кто в течение квартала не подписывал новые ставки арендной платы.
Будет забавно, если федеральные арендаторы, сидящие по уши в долгах, попадут в этот список.
Но еще забавнее - если суд их потом оправдает.