ВАЗовские "шестерки", которые не могут покинуть конвейер без малого 30 лет - далеко не единственный "автомобильный анахронизм". На самом деле Volkswagen продолжает выпуск Passat и Golf конструкции 70-х годов, 20-летнюю Audi-100 до сих пор продают под видом люксового седана, а Peugeot 504 1968 модельного года охотно покупают почти за 30 тысяч долларов США.
Все эти старые автомобили не умерли, а просто переехали - в Африку, Юго-Восточную Азию и Латинскую Америку. Там нет строгих экологических требований, жестких норм безопасности; да и избалованных покупателей, прямо скажем, немного. Поэтому если оборудование для производства старых моделей еще не выработало свой ресурс, его отправляют в развивающиеся страны, и благодаря местной (дешевой) рабочей силе снятые с конвейера машины обретают новую жизнь. Как правило, долгую и счастливую.
Volkswagen/Audi
Наверное, самым удачным продавцом позавчерашних технологий можно назвать немецкий концерн Volkswagen. До последнего времени он продавал "новые" микроавтобусы Transporter и даже "Жуки", разработанные еще в первой половине прошлого века. Несколько лет назад, правда, их пришлось снять с производства даже в неприхотливой Южной Америке.
Африканский Volkswagen CityGolf Новый интерьер старого "Гольфа" Долгожитель T2 Настоящий Golf Mk1
Пользуясь принципом "Фольксваген - он и в Африке Фольксваген", в ЮАР концерн до сих пор выпускает "Гольф" первого поколения, производство которого в Европе свернули еще в начале 80-х. Как и в случае наших "Жигулей", устаревшую модель в рекламных проспектах называют классической, время от времени слегка обновляя ее агрегаты и внешность.
Что интересно, африканский "Гольф" первого поколения стоит дороже нашей "десятки" - от 10 до 15 тысяч долларов.
Еще одним важным рынком для сбыта старых VW стал Китай. Древний VW Santana (седан на базе "Пассата" 70-х годов) за последние 20 лет разошелся по Поднебесной тиражом более 1800000 экземпляров и до сих пор является лидером на местном рынке. Раньше машину поставляли только госструктурам, которые в 2-миллиардном Китае, понятное дело, немаленькие. Сейчас чиновники пересаживаются на более современные автомобили, а давно устаревшую "Сантану" выпускают уже для рядовых китайцев.
С двигателем 1,8 литра и каталитическим нейтрализатором она соответствует экологическим нормам "Евро-2" и разгоняется до "сотни" за 14 секунд. Базовая "Сантана" обходится китайцам в 10 тысяч долларов. Самая дорогая версия старого "Фольксвагена" называтся Santana 3000. Она отличается от доступной модели примерно так же, как ВАЗ 2114 от обычной "девятки". Люксовая "Сантана" стоит 15 тысяч долларов - в два раза дороже базового "Фольксвагена" китайского рынка - VW Gol.
Дорогая китайская "Сантана" До китайского "вторжения" "Крутой" китайский автомобиль на базе Audi "Суперкрутой" китайский автомобиль на базе Audi
Volkswagen Gol - это еще один пример успешных продаж старых технологий. Формально Gol выпускается в Бразилии с конца девяностых. На самом же деле в основе этой машины платформа VW-BX с продольным расположением двигателя. Среди европейских машин наиболее близким родственником "Гола" по технической начинке можно считать Audi 80 конца семидесятых годов.
Бразильский "Фольксваген-Гол" поставляют не только на рынки развивающихся стран, но и в Россию. Здесь он называется VW Pointer и стоит намного дороже, чем в Китае или Бразилии.
Таким образом, в развивающихся странах, в отличие от Европы, Volkswagen все еще можно назвать "народным автомобилем". А в сегменте "люкс" немцы продают старые Audi, например "сотку" начала восьмидесятых годов. В Китае эта машина называется Hongqi Luxury Sedan, комплектуется двигателем объемом 1,8 литра и разгоняется до 170 километров в час. Более "крутым" покупателям адресован Hongqi Premium Luxury Sedan - "Ауди-100" следующего поколения с двухлитровым двигателем Nissan.
Французский след
Наверное, каждый российский автолюбитель, впервые попавший в Египет, удивляется огромному количеству Peugeot 504 на местных дорогах. Эта машина - самый популярный автомобиль у местных таксистов. Как и старая 24-я "Волга", Peugeot 504 с кузовом "универсал" имеет три ряда сидений, которые можно сложить, получив огромный багажник. Во Франции выпуск 504-го начался еще в 1968 году и прекратился в начале 80-х. Зато эти эти машины до сих пор делают в Нигерии. Интересно, что древний Peugeot 504 стоит там лишь немногим дешевле относительно свежего "406-го", который тоже производят в Африке. Цена этих машин - примерно 23 и 29 тысяч долларов соответственно.
Еще одним важным рынком для Peugeot/Citroen стал Иран. Туда французы передали линию по сборке Peugeot 405. Иранцы выпускают обычный "405-й" с кузовом "универсал", седан Peugeot Pars - ("405-й" с внешностью в стиле "406-го") и серию собственных автомобилей марки Khondro, созданных на базе того же 405-го. Про эти автомобили говорят, что они "лучше 405-го" - примерно так же, как в свое время говорили про модификации "Жигулей", созданные ВАЗом уже без участия итальянцев.
Peugeot 504 почти 40 лет на конвейере Peugeot Pars - 405 с "лицом" в стиле 406 Elysee - "Ситроен" с китайским лицом "Пежо"-405 через призму иранского дизайна
А одним из самых престижных автомобилей на иранском рынке стал Citroen Xantia, место которого на европейском рынке давно занял С5. Xantia с довольно слабым двигателем 1,8 литра производится на заводе Saipa вместе со старой Mazda 121.
Наконец, как и VW, французы в полную силу используют для продажи устаревших моделей огромный китайский рынок. Вместе с "Фольксвагеном" Peugeot/Citroen продают половину всех автомобилей в Китае. Citroen раньше выпускал для Китая гидравлические XM и Xantia, но потом решил остановиться на дешевом ZX, выпуск которого в Европе закончился семь лет назад. На местном рынке он называется Citroen Fukang и стоит от 10 тысяч долларов. Более престижный седан на базе ZX называется Citroen Elysee и имеет обновленный внешний вид.
Итальянцы и другие
В прошлом веке FIAT подарил "народный автомобиль" не только Советскому Союзу - свои "жигули", были в Польше, Югославии и Турции. Сейчас турки с поляками перешли на выпуск более-менее современных автомобилей, а вот завод в Черногории до сих пор штампует Fiat 128, впервые представленный на туринском автосалоне 1969 года. Эта машина претерпела небольшие изменения и теперь называется Zastava Koral. Этот же автомобиль под маркой Yugo в свое время экспортировали в США. Пожалуй, это единственная машина, про которую американцы говорят: "Хуже, чем 'Лада'".
Кроме того, FIAT до сих пор продолжает на своих южноамериканских заводах выпуск UNO - модели начала 80-х. Ее продают в Южной Америке за 10 тысяч долларов США.
Наконец, мы подошли к, наверное, самому старому серийному автомобилю на планете. Это иранский народный автомобиль Paykan. В прошлой жизни, которая началась аж в 1966 году, этот автомобиль был известен как Hillman Hunter (выпускался европейским отделением Chrysler). Несколько лет спустя Иран купил лицензию и наладил выпуск Paykan, который продолжался до 1985 года. Заводы Hillman закрылись, и иранцам оказалось негде брать агрегаты для своего, можно сказать, единственного автомобиля.
Тогда на помощь пришли французы из Peugeot. C их помощью Paykan получил моторы и ходовую часть от снятого с производства Peugeot 504. А к 1991 году выпуск практически всех комплектующих для машины наладили внутри страны.
То, что "Пайканы" выпускались без малого сорок лет - результат высоких пошлин на импорт автомобилей. Эти автомобили по цене 8-9 тысяч долларов США можно приобрести и сейчас, хотя их выпуск свернули пару месяцев назад.
Zastava Koral - дальний родственник ВАЗ-2101 Paykan - ветеран из Ирана
"Пайкан" так и продолжал бы сходить с конвейера, если бы иранские власти однажды не осознали, что вся страна захламлена миллионами этих прожорливых, ненадежных и небезопасных автомобилей. Тогда чиновники буквально заставили автопроизводителей прекратить выпуск "Пайканов" и подумать о другой доступной модели.
Не правда ли, ситуация напоминает российскую - у нас ведь тоже продолжают выпускать "Жигули", в основе которых FIAT-124 конца шестидесятых? Российско-иранскую аналогию можно продолжить, сказав, что преемником "Пайкана", скорее всего, станет Renault Logan.
Правда, в нашей стране выпуск Renault воспринимается как цветок на могиле довольно современного и безопасного "Святогора". А трижды устаревшая вазовская "классика", похоже, обречена на вечную жизнь.
Дмитрий Ларченко