Объявленная в штате Вирджиния распродажа школьных ноутбуков переросла в массовую потасовку. Демонстрируя чудеса изобретательности, более 5000 человек пробивались к прилавку. 17 из них получили травмы. Ни один из опрошенных на месте событий так и не смог объяснить, зачем ему, пусть и задешево, нужен компьютер 4-х летней давности, не имеющий основных современных опций.
Эта история начиналась вполне идиллически. Школы добропорядочного американского округа Ричмонд в штате Вирджиния решили обновить свои компьютерные классы. При этом старые машины, 4 года верой и правдой служившие американским школьникам (едва ли эта публика слишком с ними церемонилась), было решено продать по благотворительной цене - всего за 50 долларов каждый. Наверное, администрация школ хотела избавиться от "ненужного хлама" побыстрей и с пользой для общества… И уж точно никто не ожидал никакого ажиотажа, поскольку для поддержания порядка на распродаже пригласили всего пятерых полицейских.
Уже в момент открытия ипподрома, где должны были продавать ноутбуки, стало понятно, что церемонного благотворительного базара не получится. Огромная толпа, с ночи собиравшаяся перед воротами, хлынула внутрь. При этом никто и не думал соблюдать видимость очереди: мгновенно возникла давка, какого-то старика уронили на тротуар, разнесли на кусочки детскую коляску, кто-то пытался проехать сквозь толпу на автомобиле, а один отчаянный молодой человек пробивал себе дорогу с помощью стула. Те, кто не осмеливался лезть в самую гущу событий, азартно бегали вокруг толпы.
Администрация вызвала еще 17 полицейских со щитами и 22 пожарных - однако по-настоящему толпу обуздало лишь пронесшееся через четыре часа сообщение о том, что дешевые ноутбуки закончились. Давка мгновенно рассосалась. К счастью, никто не погиб, однако четверым участникам потасовки потребовалась госпитализация. Спешно расходящиеся с места события счастливые обладатели подержанных компьютеров и несчастные, которым ничего не досталось, дружно уверяли, что никогда больше ноги их не будет на распродаже…
В 2001 году Apple выпустила специальную серию недорогих ноутбуков iBook, ориентированных на образовательный рынок. 500-мегагерцевый процессор, 12-дюймовый дисплей с разрешением до 1024 на 768 пикселей. Объём жёсткого диска: 10 гигабайт. Вес: 2,5 килограмм. В 2001 году такой ноутбук стоил $1199, сегодня б/у iBook в полной комплектации можно купить за $800.
Впрочем, верится в это с трудом. Как минимум раз в год вся Америка буквально сходит с ума и наводняет магазины, скупая миллионы нужных и ненужных вещей на рождественских базарах. Не отстают от американцев и европейцы, которые, помимо новогоднего ажиотажа, считают своим святым правом потолкаться на распродаже сезонных коллекций в модных магазинах. Хотя, безусловно, самыми кровавыми являются разовые акции, подобные вирджинской давке - особенно когда количество дешевого товара (скидок или подарков) ограничено. Так например, совсем недавно чопорные англичане выказали отнюдь не нордический нрав во время открытия магазина "Икея" в Лондоне. В первые три часа торговый центр обещал колоссальные скидки - и когда 5 тысяч покупателей разом хлынули внутрь, 8 человек получили серьезные травмы.
Тысячи и тысячи внешне благопристойных людей вдруг охватывает слепой охотничий инстинкт очереди - и если в развитых странах дело ограничивается легкими и тяжелыми ранениями, то в более бедных сообществах могут и задавить насмерть. Так например, в 2004 году во время предоставления скидок все тем же магазином "Икея" в Саудовской Аравии были насмерть задавлены трое покупателей, а в Бразилии во время раздачи бесплатных рождественских подарков умерли трое детей и женщина.
В новейшей России, наученной горьким перестроечным опытом, насмерть на распродажах не давят (по крайней мере, ни одного подобного случая уже очень долгое время зафиксировано не было). То ли с советских времен наши граждане научились выживать в самой жестокой очереди, то ли не потеряли инстинкта самосохранения, когда на определенном этапе толпа у входа в магазин начинает самоорганизовываться посредством появления строгих активистов со списками.
Так что воспоминания о Ходынке, к счастью, остались в далеком старорежимном прошлом.
Екатерина Чекушина