Джексон родил Конга

Детская мечта как пролог одного из самых зрелищных фильмов в истории кинематографа

Если до "Властелина колец” зритель еще мог задаваться вопросом "кто такой Питер Джексон?", то после за подобную неосведомленность можно оказаться побитым камнями. Распахнутые двери студий и Оскар – предел мечтаний для многих. И здесь бы ему взять тайм-аут, но нет, он замахнулся на великое - на Кинга нашего, на Конга.

Джексон

Сказать, что Джексон взял на себя слишком большую ответственность - это не сказать ничего. Однажды сделав из литературной классики революционную во многом киноверсию, он сам установил себе планку на неимоверной высоте и спуститься ниже ее он уже просто не имел права. "Кинг-Конг" - не меньшая классика, но уже кинематографическая. Некий артефакт, вольное обращение с которым могло закончиться плачевно.

Страсть Джексона к девятиметровой горилле не вспыхнула в одночасье. Эта была, по его собственному признанию, вынашиваемая многие годы мечта, и все его предыдущие фильмы были лишь прелюдией к реинкарнации Конга. Впервые Джексон припал к первоисточнику в глубоком новозеландском детстве. Черно-белый фильм 1933 года произвел на 9-летнего Питера столь неизгладимое впечатление, что он немедленно потребовал у мамы купить ему коробку пластилина и вылепил бронтозавра, которого чуть позже попытался "оживить" при помощи родительской восьмимиллиметровой кинокамеры. Получилось не очень, но упрямый Питер решил вырасти, выучиться и стать... создателем спецэффектов.

Что произошло далее, мы примерно знаем. В 1996 году выходят "Страшилы", почти провалившиеся в прокате, но привлекшие внимание ответственных голливудских работников. Окрыленный Джексон провел массированную атаку на все крупнейшие студии, рекламируя свою детскую мечту. Однако, справедливо рассудив, что новому Конгу будет слишком тесно среди готовящихся к выходу ремейков "Годзиллы" и "Могучего Джо Янга", ответственные работники посоветовали Джексону заняться чем-нибудь еще.

И тогда с досады он снял "Властелина колец". Размякшие голливудские боссы утерли слезы, подсчитали чудовищные кассовые и сопутствующие сборы и твердо уверились в том, что все, к чему прикасается рука Джексона, превращается в золото. Последний стал ковать его, пока оно горячо. Финальная часть переговоров о съемках нового блокбастера шла прямо во время церемонии вручения Оскара. Уже на следующий день после триумфа Джексон вручил еще не отошедшим от оскаровского фуршета хозяевам Universal сценарий, а еще через день он уже работал "с натурой" на вершине Empire State Building. Все подготовительные работы заняли около года, и в сентябре 2004 года на съемочной площадке "Кинг-Конга" впервые прозвучал боевой клич - "мотор!"

Конг

С самого начала Джексон намеревался снимать новую версию оригинального фильма 1933 года. "Кинг-Конг" Джона Гиллермина, вышедший в 1976 году, в прямом смысле этого слова ремейком не являлся, лишь вольной вариацией на тему. Этот фильм, хоть и явил миру будущих звезд Джессику Ланж и Джеффа Бриджиса, не стал откровением. Более того, технически картина почти не отличалась от черно-белого "Конга". Это были все те же съемки миниатюр, куклы аниматроникс и статист, одетый в шкуру существа с мордой гориллы и пропорциями человека. Джексону нужны были принципиально иные решения, настоящий взрыв. И первой его жертвой должен был стать обреченный на заклание гигантский примат.

Здесь Джексону чрезвычайно пригодился опыт, приобретенный его студией Weta Digital Ltd при производстве спецэффектов к "Властелину колец". Точнее, отработанная схема "оцифровки" живых персонажей с последующим наложением требуемых образов. Еще точнее - Горлум. И уж если совсем точно - Энди Серкис, оставшийся в 2003 году без Оскара только из-за отсутствия такой категории в списке номинаций американской Киноакадемии. Никакого иного варианта и быть не могло.

Джексон сделал предложение, Серкис согласился и... был сослан сначала на два месяца в Лондонский зоопарк, изучать поведение человекообразных обезьян в неволе, а затем еще на месяц в Руанду, для тесного общения с горными гориллами в их естественной среде обитания. Ну, а далее были месяцы съемок, в процессе которых Серкис, увешанный датчиками, как новогодняя елка, скакал по скалам, бил себя в грудь и изображал платоническую любовь к главной героине на фоне зеленого экрана. Кстати, Серкис умудрился сыграть в фильме сразу две роли: собственно Конга и корабельного кока, причем в последнем его узнать гораздо труднее.

Что же касается самой героини, то и здесь выбор Джексона был однозначен: безработную актрису Эн Дэрроу, волею судьбы оказавшуюся на Острове Черепов в объятиях гигантской гориллы, должна сыграть Наоми Уотс и никто другой. Уж в чем-чем, а в умении бежать без оглядки с искаженным от ужаса лицом Уотс может дать фору кому угодно. И в навыках общения с кошмарными созданиями тоже. А курсировавшие в Голливуде слухи о том, что Джексон остановил свой выбор на Кейт Уинслет, оказались лишь тщательно подготовленной дезинформацией.

Распределение остальных ролей при первом взгляде вызывает недоумение. Самовлюбленного импресарио Карла Дэнема Джексон поручил сыграть комику Джеку Блэку, в портфолио которого числилось участие в актерской ассоциации Тима Робинса и пара-тройка комедий, не отягощенных особым смыслом. По собственному признанию Блэка, он готов был сыграть даже в фильме "Морковка на льду", если бы его снимал Джексон. Но, произнося это, Блэк явно напрашивается на комплимент. Его Дэнем выглядит настоящим гадом, или профессионалом, что почти всегда одно и тоже, и что, собственно, и требовалось. Еще одним странным кадровым решением стало приглашение на роль Джека Дрисколла, главного соперника Конга в борьбе за обладание блондинкой, хорошего драматического актера Эдриана Броуди. Ей-Богу, уж если кого и можно было представить бегущим сквозь джунгли с автоматом Томпсона наперевес, то только не его. Но Джексон представил и, надо сказать, его выбор совершенно себя оправдал: Броуди сумел продемонстрировать всем свои недюжинные героические способности, забыв на время о большом драматическом прошлом.

Правда, при оценке некоторых других членов актерской группы невольно закрадывается мысль о коррупции. Так, роль капитана Инглхорна досталась Томасу Кречманну, игравшему с Броуди в "Пианисте", а одну из ролей второго плана исполняет сыночек Тома Хэнкса Колин, бывший партнер Блэка по фильму "Округ Орандж", но... кто без греха, пусть кинет в Джексона камень. Хотя, надо сказать, оба эти актера отрабатывают свой хлеб с маслом вполне честно и картины не портят.

О чем же фильм? Джексоновский "Конг" не вызывает тотальной жалости к гигантской зверушке убитой на потребу толпы, как это было в фильме 1976 года. И после него вовсе не хочется
записаться в "Гринпис". Фильм об ОДИНОЧЕСТВЕ. Ведь не зря Конг приносит Эн любоваться закатом к месту последнего упокоения многих его сородичей, не зря камера несколько раз показывает нам гигантские скелеты предков Конга. Он живой Бог, но его безраздельная власть и безудержная дикость - не могут утолить его одиночества. Все это, только с противоположным знаком, относится и к Дэроу. Столкновение таких персонажей не может привести ни к чему хорошему для них обоих, но с другой стороны, они оба получают от этого так много, что смерть уже не является трагедией - это освобождение. Конга жалко, но ведь он погиб не только свободным, он погиб НЕ ОДИНОКИМ.

Итак, что в новом творении Джексона "работает":

  • О спецэффектах говорить даже как-то бессмысленно. Скажем так: они есть! Много! С самим Кинг-Конгом все ясно, он выглядит абсолютно живым, и иногда даже кажется, что в некоторых эпизодах Джексон снимал натуральную гориллу. Особое восхищение вызывает цифровой Нью-Йорк середины тридцатых годов. Здесь специалисты Weta Digital абсолютно вне конкуренции.
  • Почти платиновая блондинка Наоми Уотс. Некогда всего лишь лучшая подруга Николь Кидман очевидно вытесняет последнюю из первой пятерки голливудских примадонн. Характеристика "когда она плачет в кадре, у меня самого на глазах слезы" из уст Джексона стоит многого.
  • Энди Серкис, как совершенно новое явление в кинематографе. Многие актеры экспериментировали на поприще создания цифровых героев, но только он довел этот процесс до совершенства. Кинг-Конг даже в большей степени Серкис, чем был в свое время Горлум. Движение глаз, мимика, даже рефлекторные движения мышц, столь точно подмеченные Серкисом у горилл, и так точно переданные специальными датчиками (только на лице у него их было 132), все это делает образ абсолютно аутентичным.
  • Все романтические эпизоды с участием Конга и Дэрроу. Сцены с закатом и катанием на льду в Центральном парке Нью-Йорка и уж, тем более, финал заставят судорожно сглотнуть не только девочек. Вообще, все любовная лирика фильма, разумно лишенная какого-либо эротического подтекста, получилась куда сильнее, чем эпизоды в стиле "Парка Юрского периода".
  • Вся операторская работа. Эндрю Лесни, уже получивший Оскар за "Властелина колец", будет явным фаворитом и нынешней оскаровской гонки.

    Что "не работает":

    Откровенно говоря, зачислить в эту категорию что-то определенное нет никакой возможности.

  • Вероятно, тем, кто пришел посмотреть, "как гигантская горилла сворачивает шеи тиранозаврам", покажется скучной и затянутой первая часть фильма, большая часть действий которой сосредоточена на борту корабля S.S. Venture.
  • Вероятно, кому-то коренные обитатели Острова Черепов покажутся удивительно похожими на орков из "Властелина".
  • Вероятно, кого-то смутят три часа семь минут экранного времени.
  • Вероятно, кому-то покажется не очень удачным саундтрек к фильму. И это, пожалуй, единственная адекватная претензия к фильму. Экстренная и не совсем понятная замена за два месяца до премьеры Ховарда Шора на Джеймса Ньютона Ховарда несомненно сказалась на качестве саундтрека. Он хорош, но не идеален, как в случае с "Властелином".
  • Несомненно, найдутся и такие, кто потратит три часа на выискивание следов реактивных самолетов в небе, пересчитает все здания в цифровом Нью-Йорке и выяснит, что киноаппарат, которым снимает фильм Карл Дэнем, был выпущен на 5 лет позже.

    К слову, аппарат этот самый что ни на есть настоящий и действующий. По утверждению Джека Блэка, эта камера из личной коллекции Джексона, известного коллекционера голливудских древностей. Во время работы над фильмом ею действительно снимали, и эти уникальные материалы будут в дальнейшем включены в коллекционные собрания дисков. Равно как и не вошедшие в экранную версию дополнительные 40 минут. Да, именно. Реальная продолжительность фильма - около четырех часов. Решение о выпуске расширенной версии будет принято руководством кинокомпании Universal после первых прокатных результатов. Хотя уже сейчас ясно, что 200-миллионный проект Джексона наверняка окупится. По прогнозам экспертов, уже первые выходные могут положить в копилку "Конга" более 100 миллионов долларов. Некоторые высказывают и более смелые предположения: у ремейка есть все шансы побить кажущийся незыблемым рекорд "Титаника" с его 600 миллионами кассовых сборов только в США.

    Но это все пока в будущем. А сейчас уже совершенно ясно, что Джексон сумел избавиться от ярлыка "режиссер одного фильма". При всех возможных претензиях, "Кинг-Конг", без сомнения, станет эталонным фильмом в своем жанре. Хотя и сам жанр его определить достаточно проблематично. В общем, господа Спилберг и Лукас, много раз грозившиеся оставить масштабные проекты и заняться малобюджетным авторским кино, могут теперь сделать это со спокойной совестью. Сильно исхудавший, но не сломленный Питер Джексон готов подхватить выпавшее из их рук знамя и водрузить его на новую высоту.

    Андрей Воронцов