Жителям крупнейшего города Америки сегодня придется решать сложную задачу, как добраться до работы, а потом - обратно домой. В 3 часа ночи по местному времени (в 11 утра по Москве) в Нью-Йорке началась бессрочная забастовка служащих общественного транспорта. В городе не работают метро и автобусные маршруты.
В большинстве американских мегаполисов главным средством передвижения для их жителей является собственный автомобиль. В Нью-Йорке же основную работу по перевозке пассажиров выполняет общественный транспорт. Его услугами в более чем двадцатимиллионной агломерации ежедневно пользуются около семи миллионов человек.
На самом деле забастовка идет уже несколько дней. В конце прошлой недели не вышли на работу водители автобусов в нью-йоркском районе Куинс. Но это были только предупредительные меры, и с 20 декабря забастовка распространилась на весь мегаполис.
Инициатором акции выступил профсоюз нью-йоркских транспортников Transport Workers Union Local 100, в котором состоит около 50 тысяч человек. Он, в свою очередь, входит в одно из крупнейших профессиональных объединений США - Союз транспортных рабочих Америки (TWU), который был создан в 1934 году именно работниками нью-йоркской подземки.
Главным требованием профсоюза является повышение зарплаты транспортным рабочим и служащим. Его представители заявляют, что не хотели начинать забастовку, но все другие средства для переговоров с Городским управлением транспорта были ими исчерпаны.
В профсоюзе отмечают, что ежегодный доход управления составляет миллиард долларов, и потому требуют ежегодного же повышения зарплаты на 8 процентов в течение трех лет. Однако городские власти отказались пойти на уступки, так как это привело бы к повышению платы за проезд. Последнее предложение транспортного управления состояло в том, чтобы в первый год повысить зарплату на 3 процента, на второй год - на 4 процента и на третий - на 3,5 процента. Однако это не устроило профсоюзы.
Помимо зарплаты, стороны не смогли договориться о медицинском страховании и пенсиях. Профсоюз настаивал на снижении пенсионного возраста с 55 до 50 лет. Городские власти, в свою очередь, сначала хотели повысить его до 62 лет, но потом согласились на сохранение прежнего возраста выхода на пенсию для новых работников отрасли. Правда, взамен им придется ежегодно отчислять по 6 процентов от своей зарплаты в качестве пенсионного взноса в течение первых десяти лет работы.
Кроме того, транспортное управление предлагает взимать по 1 проценту от зарплаты в счет медицинского страхования, тогда как ранее транспортные рабочие имели бесплатную медицинскую страховку. Дополнительно профсоюз требует предоставить его членам еще один выходной в День Мартина Лютера Кинга, а также произвести обучение транспортных служащих на случай терактов и других чрезвычайных ситуаций.
Со своей стороны Городское транспортное управление не согласно с утверждением профсоюзов о том, что его доходы чрезмерно велики. Из полученной миллиардной прибыли почти половина зарезервирована на пенсионные выплаты. Оставшаяся сумма пойдет на погашение бюджетного дефицита городского транспорта.
Между тем, по законам штата Нью-Йорк, частью которого является одноименный город, любая забастовка муниципальных служащих считается незаконной. Поэтому каждый день невыхода на работу считается прогулом, и участники забастовки должны платить штраф в размере двухдневной зарплаты, а руководители профсоюза могут быть отправлены за решетку.
Последний раз транспортная забастовка произошла в Нью-Йорке в 1980 году, когда автобусы и метро бездействовали в течение одиннадцати дней. Десятки тысяч жителей использовали для перемещения по городу собственные транспортные средства, в том числе горные велосипеды, роликовые коньки и даже вертолеты. Тогда ущерб от акции составил около миллиарда долларов. Именно после этого и был принят закон о запрете забастовок.
Ожидается, что ежедневные убытки от забастовки для города будут составлять около 400 миллионов долларов. Городские власти подготовили план по предотвращению транспортного коллапса, который вступит в действие через 24 часа после начала забастовки. Мэр города миллиардер и издатель Майкл Блумберг советует жителям Нью-Йорка добираться до работы, по возможности, пешком или на велосипедах.
Некоторые частные компании уже подготовили средства передвижения для своих сотрудников. Другие предлагают своим служащим пока работать удаленно или же снимают номера в гостиницах, расположенных в деловых кварталах.
Дополнительно осложняет ситуацию то, что в канун Рождества город испытывает наплыв туристов, а его жители активно посещают магазины, закупая подарки и продукты питания к предстоящим праздникам.
Городские власти объявили о принятии ряда мер для исправления ситуации. Например, они ввели в действие новые правила организации движения, согласно которым до 11 утра, то есть в час-пик, въезд в деловой квартал Манхэттен будет разрешен только легковым машинам с не менее чем тремя пассажирами.
Кроме того, у стадионов и расположенных на дальних подступах к центру станциях электричек и причалах паромов будут организованы крупные автостоянки. Также отложено на два часа начало занятий в школах и колледжах. Распоряжением мэра снижены тарифы на услуги такси, а с утра 21 декабря городская администрация обещает задействовать для перевозки пассажиров пригородные электрички.
На момент написания этого комментария жители Нью-Йорка направляются на работу в центр города пешком. Пример им подает мэр Майкл Блумберг, который из солидарности с горожанами отказался от пользования автомобилем. На границах городских районов стоят полицейские блокпосты, которые следят за тем, чтобы в проезжающих автомобилях находились не менее четырех человек.
Пока что неизвестно, чем и когда закончится противостояние муниципальных властей с транспортным профсоюзом. Но пострадавшими, в любом случае, остались жители города, ставшие заложниками производственного конфликта.