Москва поменяла систему финансирования средних учебных заведений. С 1 января 2006 школы получают от бюджета тем больше денег, чем больше у них учеников. Это ставит в сложное положение элитные школы - ведь их подход к обучению нельзя назвать массовым. Родители же учеников обычных школ опасаются, что их детям придется учиться в переполненных классах.
Деньги вслед за учениками
План перевести школы на подушевое финансирование зародился не в Департаменте образования Москвы, а в Минобразования России. Основная идея начинания формулировалась красиво: "Деньги должны идти за учеником". Предполагалось, что такое изменение системы финансирования сделает денежное содержание школ более прозрачным и поможет определить плохие школы и решить проблему с дефицитом мест в престижных школах.
Суть же перемен заключается в том, что раньше школа получала средства на жизнь независимо от количества детей, а теперь каждый ученик будет приносить ей конкретный доход. Какой именно - зависит от типа школы. Этих типов сейчас в Москве насчитывается 18, и размер бюджетных ассигнований для них заметно различается. Так, если обычной общеобразовательной за одного ребенка теперь платят чуть более 26 тысяч рублей, то гимназии - немногим менее 50 тысяч рублей в год.
Сумма ассигнований рассчитывалась на основании данных о затратах учебного заведения. В гимназии, например, они выше, чем в обычной школе, так как там шире набор предметов, а учителя, как правило, являются специалистами высшей категории и претендуют на более высокую зарплату. А самыми "дорогими" оказались ученики загородных санаторно-лесных школ (там не только учат, но и лечат), а также воспитанники кадетских корпусов, спецшкол для трудных подростков и коррекционных школ - то есть всех тех заведений, где обучение сочетается с полным содержанием и специфическими побочными расходами.
Сколько стоит ученик
По данным газеты "Известия", за каждого учащегося московские учебные заведения получат:
1. Начальные общеобразовательные школы - от 39 тысяч 808 рублей до 47 тысяч 499 рублей в год;
2. Начальные школы-детские сады - от 39 тысяч 808 до 47 тысяч 499 рублей в год;
3. Прогимназии - от 41 тысячи 249 рублей до 45 тысяч 595 рублей в год;
4. Основные общеобразовательные школы - по 26 тысяч 172 рубля в год;
5. Средние общеобразовательные школы с углубленным изучением отдельных предметов - от 28 тысяч 663 до 45 тысяч 595 рублей в год;
6. Гимназии - в среднем по 49 тысяч 933 рубля в год;
7. Лицеи - 49 тысяч 799 рублей в год;
8. Санаторно-лесные школы - по 208 тысяч 899 рублей за ученика в год;
9. Кадетские школы - 53 тысячи 431 рубль в год;
10. Коррекционные общеобразовательные школы - от 39 тысяч 401 рубля до 93 тысяч 092 рублей;
11. Специальные общеобразовательные школы (открытого типа) - 95 тысяч 242 рубля в год;
12. Классы средних общеобразовательных школ с этнокультурным (национальным) компонентом образования - 31 тысяча 449 рублей в год;
13. Средние общеобразовательные "Школы надомного обучения" - 81 тысяча 845 рублей в год;
14. Начальные, основные и средние общеобразовательные "Школы здоровья", центры образования "Школы здоровья" - от 35 тысяч 520 рублей до 61 тысячи 606 рублей в год;
15. Центры образования - от 45 тысяч 595 рублей до 46 тысяч 137 рублей;
16. Специальные общеобразовательные школы (закрытого типа) - 148 тысяч 008 рублей в год;
17. Вечерние (сменные) общеобразовательные школы - 20 тысяч 870 рублей в год;
18. Негосударственные образовательные организации, реализующие общеобразовательные программы и имеющие государственную аккредитацию, - 26 тысяч 187 рублей в год.
Кто выиграл
Переход на такое финансирование сразу скажется на положении самых плохих школ города. В Москве, по сведениям СМИ, есть около 300 школ, пользующихся дурной славой. Отдавать детей в эти школы родители не хотят, а потому в таких учебных заведениях число учеников не превышает 500 человек. Это означает, что больших денег этим школам от города ждать не придется. Самые же бедные и запущенные школы будут банкротить, а администрацию таких школ - менять.
Система способна решить проблему нехватки мест в хороших школах. Сегодня вся округа и так знает, что эта школа хорошая, а та - нет, теперь это будет сказываться на их финансировании.
Однако могут пострадать и авторские школы, в которых ради сохранения индивидуального подхода к детям классы делают маленькими. Беспокоятся и в администрации элитных школ, формально имеющих статус обычных общеобразовательных. Чтобы не лишиться средств, им придется срочно сменить свой статус на статус лицея или гимназии. Тот же вопрос предстоит решать школам с гимназическими классами.
По мнению создателей новой системы финансирования, благодаря новой системе финансирования родителям станет легче устроить детей в престижные школы. В действительности же далеко не все желающие смогут попасть в самые популярные в Москве школы - их классы и так заполнены до предела и увеличивать их дальше без ущерба для качества образования уже нельзя. Между тем введение новых правил приводит к тому, что вместо 4 классов по 25 человек школе будет выгоднее сделать 3 класса по 33 ребенка и не держать лишнего учителя, сэкономив на его зарплате.
В масштабе страны
Москва, впрочем, стала не первым городом, в котором опробовали новую систему финансирования школ. Эксперименты начались пару лет назад и проходили сразу в нескольких регионах страны. В частности, новая система была опробована на пермских школах. Результаты пока не были обнародованы. Однако планы применения системы в масштабах всей России вызывают опасения не только у родителей школьников, но и у опытных педагогов.
Так, доктор педагогических и философских наук, профессор, член Союза писателей России Сергей Комков считает, что подушевое финансирование погубит образование в сельской местности. Ведь малокомплектные школы будут закрыты, а дети вынуждены будут учиться в районных школах и проживать в интернатах. Эту проблему Комков затронул в своей книге "День дурака. Агония русской школы".
Комков убежден, что школа должна быть обеспечена всем необходимым, независимо от количества учеников. По его мнению, подобные меры приведут к весьма нежелательным последствиям. В частности, считает профессор, постоянное проживание детей в школах-интернатах грозит ослаблением института семьи, и так уже нуждающегося в срочном укреплении.
Веский довод
Но у сторонников проекта есть довод, перевешивающий эти возражения. В Министерстве образования уверены, что новая система позволит решить важнейший вопрос - о повышении зарплат учителям.
Для того, чтобы повысить зарплаты до уровня, обозначенного учительскими профсоюзами, необходимо увеличить выделяемую на образование сумму чуть ли не вдвое. Сделать это пока не представляется возможным, а потому и было решено как можно грамотнее распорядиться деньгами внутри образовательной системы.
В конечном итоге, как утверждают энтузиасты, речь идет лишь о создании здоровой конкуренции в системе образования. Что же касается контроля за деньгами, то тут, по данным Минобразования, тревожиться нечего. "Есть как минимум 15 структур, которые уже занялись этим контролем. С нашей же стороны контроль один - максимальная гласность", - объяснил глава ведомства Александр Фурсенко.
Возможно, первые результаты введения новой бухгалтерии можно будет увидеть уже через несколько месяцев.
Мария Мстиславская