В среду Генеральная прокуратура РФ направила в суд уголовное дело в отношении бывшего заместителя директора Дирекции внешнего долга "ЮКОСа" Владимира Переверзина и бывших руководителей двух фирм, подконтрольных нефтяной компании - гендиректора ООО "Ратибор" Владимира Малаховского и главы ООО "Фаргойл" Антонио Вальдес-Гарсиа. Они обвиняются в хищении имущества в особо крупном размере и в легализации денежных средств, приобретенных преступным путем. Речь идет о сумме в 13 миллиардов долларов США, из которых 8,5 миллиарда было легализовано.
Как установило следствие, Малаховский, Переверзин и Вальдес-Гарсия обеспечили "искусственное (только на бумаге) движение сырой нефти через руководимые ими компании, выступая при этом в роли и фиктивных собственников и мнимых покупателей", говорится в пресс-релизе Генпрокуратуры. В дальнейшем ими якобы была разработана и применена схема, посредством которой в результате различных финансовых операций похищенные денежные средства легализовывались.
"Скважинная жидкость"
Суть предъявленных обвинений еще в мае 2005 года раскрыла начальник управления информации и общественных связей Генпрокуратуры Наталия Вишнякова. Тогда она уточнила, что Переверзина и Малаховского обвиняют в присвоении и легализации выручки нефтяных компаний "Юганскнефтегаз", "Томскнефть" и "Самарнефтегаз".
По ее словам, схема, разработанная бывшим замдиректора Дирекции внешнего долга "ЮКОСа" и гендиректором "Ратибора", состояла в следующем: "ЮКОС" покупал у своих "дочек" нефть по заниженной втрое цене, в бумагах называя сырье "скважинной жидкостью". В результате нефтедобытчики лишались причитающейся им прибыли, а "ЮКОС" значительно уменьшал выплачиваемые налоги.
Выручка за проданную в дальнейшем по рыночным ценам нефть переводилась в ООО "Ратибор" и ООО "Фаргойл", расположенные в зонах с льготным налогообложением. Затем эти деньги якобы поступали на счета зарубежных фирм в офшорах, а оттуда переводились на счета основных акционеров "ЮКОСа" в виде крупных вознаграждений или оплаты не существовавших услуг, уверено следствие.
В настоящее время Малаховский и Переверзин находятся под стражей (они были арестованы в декабре 2004 года). Вальдес-Гарсиа был задержан в июне 2005 года, однако после того, как он, по некоторым данным, согласился сотрудничать со следствием, мера пресечения ему была изменена на подписку о невыезде.
Следует отметить, что все инкриминирующиеся им преступления, по мнению Генпрокуратуры, обвиняемые совершали в составе некоей организованной группы, розыск остальных членов которой продолжается. При этом прокуратура отмечает, что в состав этой группы входили ряд руководителей "ЮКОСа". Что же это за лица?
Кто здесь?
За месяц до вынесения приговора экс-главе "ЮКОСа" Михаилу Ходорковскому и главе МФО "МЕНАТЕП" Платону Лебедеву Вишнякова в очередной раз заявила о том, что "в ближайшее время" им будут предъявлены новые обвинения. Она уточнила, что эти обвинения прежде всего будут связаны с легализацией преступно нажитых средств. До сих пор они предъявлены не были.
Тем не менее, слова Вишняковой не кажутся пустыми. Дело в том, что в апреле 2005-го стало известно о новом деле в отношении Ходорковского и Лебедева, которое расследует Генпрокуратура. Сообщалось, что в его основе лежат совершенные в 2001-2002 годах сделки по продаже нефти добывающими "дочками" "ЮКОСа" через зарегистрированную в Мордовии компанию "Фаргойл" с использованием трансфертных цен. Следствие предполагало, что группа лиц, так или иначе связанных с "ЮКОСом", присвоила выручку от продажи нефти через эту компанию в размере свыше 10 миллиардов долларов, при этом часть этих средств была легализована.
Все по сюжету
Дело "ЮКОСа"
Но при всех совпадениях однозначно утверждать, что Ходорковский и Лебедев станут фигурантами одного дела с Малаховским, Переверзиным и Вальдес-Гарсией, было бы не совсем корректно. Нельзя исключать, что Генпрокуратура всего лишь грозила им новыми обвинениями, преследуя какие-то свои цели, либо что новое дело руководителей "ЮКОСа" (если оно существует) будет слушаться отдельно. Последнее представляется наиболее вероятным.
Между тем имеется еще как минимум четыре человека, которые тем или иным образом связаны с переданным в суд делом. Это заместитель начальника правового управления "ЮКОСа" Светлана Бахмина, начальник правового управления "ЮКОСа" Дмитрий Гололобов, адвокат "ЮКОСа" Павел Ивлев и бывший депутат думы Ханты-Мансийского автономного округа, занимавший ранее пост управляющего директора "Юганскнефтегаза" Тагирзян Гильманов.
Собственно говоря, Ивлев обвиняется в том же, в чем и Малаховский с Переверзиным и Вальдес-Гарсией - в течение 2001-2003 годов он якобы в составе организованной группы похитил у "ЮКОСа" и его дочерних компаний около 14 миллиардов долларов прибыли, а затем отмыл эти деньги путем выплаты дивидендов. Басманный суд Москвы заочно выдал акцию на арест проживающего в Нью-Йорке адвоката.
Гильманов обвинялся в том, что, будучи одним из руководителей "Юганска", воспользовался своими полномочиями и обеспечил реализацию добытой этим предприятием нефти "ЮКОСу", а в дальнейшем и подконтрольным посредникам по заниженной цене, чем способствовал уклонению компании от уплаты налогов в 1999-2001 годах на сумму около 3,6 миллиарда рублей. В феврале в результате повторного рассмотрения дела (в первый раз он был оправдан) Гильманов был приговорен к трем годам лишения свободы с испытательным сроком в два года.
Что касается Бахминой, то, как считает следствие, она участвовала в присвоении имущества и активов "Томскнефти" и Восточной нефтяной компании на сумму более 8 миллиардов рублей. В этом же, а также в отмывании преступно нажитых средств обвиняется и Гололобов. В настоящее время Бахмина находится в СИЗО (как стало известно во время написания статьи, прокурор потребовал приговорить ее к 9 годам лишения свободы), а находящийся в розыске Гололобов проживает в Лондоне.
Все предыдущие дела, рассматривавшиеся судами в рамках "дела "ЮКОСа", рано или поздно заканчивались обвинительными приговорами. Ходорковский и Лебедев получили по восемь лет лишения свободы, Алексей Курцин - 14 лет, а его тезка Пичугин - и вовсе 20 лет за решеткой. Чем завершится дело Малаховского, Переверзина и Вальдес-Гарсии - предположить нетрудно.
Алексей Гапеев