Два года без конфискации В Уголовный кодекс РФ возвращается статья, отмененная в конце 2003 года

В среду, в связи с ратификацией Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма и принятием федерального закона "О борьбе с терроризмом", Государственная дума Российской Федерации приняла в первом чтении пакет поправок в законодательство.

В частности, принятые в рамках этого пакета поправки в закон "О средствах массовой информации" законодательно ставят СМИ во время проведения антитеррористической операции под контроль представителя оперативного штаба, проводящего эту операцию, и вводят запрет на распространение в СМИ сведений, могущих раскрыть тактику спецслужб либо создающих угрозу жизни и здоровью людей.

Поправки же к закону "О ФСБ" выделяют борьбу с терроризмом в отдельное направление деятельности службы безопасности и разрешают применять специальные силы ФСБ против террористов и террористических баз, находящихся за пределами Российский Федерации.

Третья группа поправок, входящих в принятый пакет, не вполне вписывается в заявленную антитеррористическую тему. Речь идет о возвращении в Уголовный кодекс РФ такой меры, как конфискация имущества.

Глава о конфискации

По инициативе думского Комитета по безопасности в пакет антитеррористических мер были включены поправки о внесении в Уголовный кодекс РФ главы под названием "Иные меры уголовно-правового воздействия", которая предусматривает возможность конфискации у преступника денег, ценностей и другого имущества, полученного в ходе совершения преступления, а также орудия, оборудование и иные средства совершения этих преступлений.

Зампредседателя этого комитета Анатолий Куликов, представляя эти поправки в Думе, предпочел жестко придерживаться террористической темы, подчеркивая, что конфискация имущества террористов позволит лишить их материальной базы и, таким образом, будет препятствовать совершению терактов. Однако глава комитета Владимир Васильев, говоря о необходимости конфискации, указал, что она связана не только с Конвенцией Совета Европы по противодействию терроризму, но и с Конвенцией ООН по борьбе с коррупцией, намекнув, таким образом, что только террористами дело не ограничится.

И действительно, по данным "Коммерсанта", список преступлений, предусматривающих конфискацию имущества, вовсе не исчерпывается правонарушениями, непосредственно связанными с террористической деятельностью: конфискация предусмотрена более чем для сорока видов правонарушений, включающих в себя как преступления против собственности, так и незаконное лишение свободы, вовлечение в проституцию, убийство, государственная измена, шантаж, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, насильственный захват власти, мятеж и организация экстремистского сообщества.

Длинный список преступлений, предусматривающих применение конфискации, и его общая расплывчатость, позволяющая, при желании, приметить ее практически в любом случае, слегка насторожил депутатов, - в пользу конкретизации этой меры высказался даже записной борец с коррупцией Александр Хинштейн, - однако нисколько не помешал практически единодушно одобрить весь пакет поправок: при необходимых 226 голосах за него проголосовали 419 депутатов. Таким образом, конфискация фактически вернулась в Уголовный кодекс РФ.

Что будет дальше

Павел Крашенинников, кадр НТВ

Павел Крашенинников, кадр НТВ

Lenta.ru

Оппозиция поправкам о конфискации имущества вовсе не исчерпывалась депутатом Хинштейном. Уверения Васильева в том, что конфискация ни в коем случае не станет произволом или массовым изъятием имущества, но будет вестись цивилизованно и в рамках международного законодательства, не убедили и главу думского Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павла Крашенинникова, заявившего, что список деяний, к которым применима эта статья, неоправданно широк, и предложившего исключить из него преступления, связанные с коррупцией.

Весьма нервно отреагировали на возвращение конфискации и представители бизнеса, не без оснований предположив, что она может стать не только прекрасным орудием борьбы с терроризмом и коррупцией, но и не менее эффективным способом передела собственности и сведения личных и политических счетов.

Так или иначе, но исключить поправки о конфискации уже вряд ли удастся. Теоретически, они могут быть подвергнуты серьезной редакции, однако хватит ли у оппозиции влияния для того, чтобы привести "конфискационный список" к приемлемому для нее виду, станет известно во время прохождения соответствующим законопроектом второго чтения. Как ожидается, это случится еще до конца весенней сессии Думы.

Сторонники же конфискации, со своей стороны, не собираются останавливаться на достигнутом. Так, один из авторов проекта Михаил Гришанков, заместитель главы думского Комитета по безопасности, заявил, что принятые поправки - лишь первый шаг в правильном направлении, за которым последуют и следующие шаги. Гришанков заявил, что по некоторым статьям - в частности, связанным с терроризмом и коррупцией, - конфискация имущества должна быть возвращена как уголовное наказание, и указал, что уже приступил к работе над соответствующим законопроектом.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше