Новости партнеров

Как весело быть серьезным

Интервью с лидером групп Army of Lovers, Vacuum и BwO

Шведский композитор и продюсер Александр Бард, душа и мозг популярных групп Army of Lovers, Vacuum и BwO (Bodies without Organs), рассказал в интервью Lenta.ru о массовой культуре, будущем электронной музыки, провокациях и манипуляциях, зороастризме и современной философии.

Швеция последние сорок лет с успехом кует один популярный музыкальный проект за другим: ABBA, Europe, Roxette, Ace of Base. В начале 1990-х появилась группа Army of Lovers, выглядевшая экстравагантно, певшая страшно запоминающиеся песенки вроде "Obsession" или "Crucified" и сопровождавшая их смешными и яркими видеоклипами. Затем Army of Lovers исчезли, на смену им пришел проект Vacuum с хитом "I Breathe". Наконец, в 2004 году появилась группа BwO (Bodies without Organs) со шлягером "Living in a Fantasy". За всеми тремя проектами стоит один человек - Александр Бард (Alexander Bard), продюсер, композитор, психолог и философ, профессиональный экономист и вообще один из десяти "ярчайших умов Швеции 2005 года".

Александр Бард ответил на вопросы Lenta.ru накануне российского релиза второго диска группы BwO под названием "Halcyon Days". Пластинку выпускает компания Gala Records 22 мая 2006 года. Шведский релиз состоялся 17 апреля, а мировой еще только предстоит - он назначен на 27 июля.

Lenta.ru: Как вы объясняете популярность своих проектов в России и на Украине?

Александр Бард: Все дело в песнях! Людям нравятся песни. Я люблю волнующие гармонические созвучия, чаще использую минорные, нежели мажорные аккорды. Кроме того, я люблю приезжать в Восточную Европу и выступать с концертами. С российской поп-культурой у меня взаимная любовь уже пятнадцать лет, и надеюсь, этим отношениям предстоят еще долгие счастливые годы. Тем более, что сейчас песни мне удаются лучше, чем когда-либо. Я очень горжусь BwO и особенно новым альбомом "Halcyon Days". Это на самом деле моя лучшая работа на сегодняшний день.

Человек даже с поверхностным философским образованием не может спокойно пройти мимо названия группы Bodies Without Organs ("тела без органов"). Это же понятие, введенное Антоненом Арто и развитое Жилем Делезом и Феликсом Гваттари! Что это: шутка, невинное хвастовство или тонкий намек для тех, кто почем зря игнорирует поп-музыку?

Ха-ха! BwO - отличное и очень странное имя для поп-группы. Я спросил Марину Шипченко (участницу Vacuum и BwO), что она по этому поводу думает, и ей понравилось. На нем мы и осановились. А вообще сокращения длинных названий электронных поп-групп до аббревиатур уже стало традицией: например, ELO (Electric Light Orchestra), OMD (Orchestral Maneuvers In The Dark), DAF (Deutscher-Amerikanischer Freundschaft) и KLF (The K Liberation Front). Все эти коллективы нам нравились, когда мы взрослели и учились играть на своих синтезаторах. Наконец, я действительно большой поклонник работ Жиля Делеза, он один из моих любимых философов.

Вы уютно себя ощущаете в поп-культуре? Вы - ее объект или субъект?

Полагаю, что я и объект, и субъект в этом случае. Я действительно люблю работать в поп-культуре, со всеми ее аспектами: написание песен, продюсирование музыки, перформансы, гастроли, мода. Все это для меня много значит. Очень приятно делать нечто столь массовое, как поп-культура, и в то же время по-прежнему писать книги и читать лекции о чем-нибудь маргинальном и узкоспециальном вроде философии. Марина разделяет эту точку зрения: она и поп-звезда, и арт-дилер.

Как вы считаете, существуют ли границы между массовой культурой и тем, что называется "классическим наследием"?

Да, я думаю, существуют. Более того, я уверен, что их нужно блюсти. Массовая культура - это ремесло, а не форма искусства. Но если вы сочиняете оперу или создаете инсталляцию для галереи, то вы уже не просто ремесленник, а художник. Я предпочитаю быть ремесленником, когда пишу музыку и продюсирую записи BwO. Я не ощущаю себя художником в классическом смысле слова. Мои книги куда ближе к искусству, чем мои песни. Поп-культура вся строится на тиражировании, а искусство одержимо оригинальностью. Эти вещи нельзя смешивать.

Каким вы видите будущее поп-музыки? Можете сделать прогноз или предсказание?

Я убежден, что новые технологии еще больше демократизируют поп-музыку. Миллионам людей становится проще не только создавать группы и писать музыку, но и основать звукозаписывающую компанию, и по-новому распространять свои сочинения. Этот прогресс будет особенно благотворен для таких стран, как Россия и Украина, удаленных от традиционных центров международной музыкальной индустрии - Великобритании и США.

Мне очень нравятся новейшие программы для создания музыки на компьютере. Надо ли говорить, что эти технологии существенно влияют на то, как будет звучать музыка будущего. И мне нравится быть частью этого процесса. BwO находится на переднем крае прогресса, мы с удовольствием используем новые приемы для создания и исполнения музыки.

Вам интересно манипулировать людьми? Вы написали много песен, которым практически невозможно сопротивляться: заслышав одну из ваших мелодий, невольно начинаешь пританцовывать или, по крайней мере, напеваешь ее чуть ли не сутки напролет. Вы это нарочно делаете или так случайно выходит?

Нет, я против манипуляций: манипуляции и любовь несовместимы. Я хочу, чтобы люди любили мою музыку и разделяли мое увлечение ею. Если бы я хотел манипулировать людьми, чтобы они слушали мою музыку, то не смог бы понять, нравится она им на самом деле или они так говорят, потому что ими управляют. Если приходится выбирать между настоящим чувством и манипуляцией, я всегда выбираю первое.

Вам нравятся синтетические жанры (не считая музыкального видео, конечно)? Станет ли смешение жанров будущим искусства?

Я люблю искусство, и моя частная коллекция стремительно разрастается. Но сам я художником быть не хочу. Большое спасибо, но мне вполне достаточно быть одним из самых успешных в мире поп-композиторов и продюсеров!

Песни Army of Lovers, мягко говоря, раздражали многих религиозных людей. Вам нравится бросать вызов, или к этому вы специально не стремились?

Мне не нравятся провокации ради провокаций. Но если мои идеи оказываются спорными потому, что некоторые люди держатся консервативных взглядов, то это хорошо. Я сам не оплот толерантности, но я нетерпим к нетерпимости как таковой. Поверить не могу, что в 2006 году все еще существуют гомофобы. В этом смысле группа Army of Lovers была политическим заявлением: мы говорили, что сексуальность - это весело, это раскрепощает, но в тоже время она амбивалентна и иногда все запутывает. BwO несет послание более современное: люди разного происхождения, возраста, сексуальной ориентации могут работать вместе и творить красивую музыку, и различия этому нисколько не мешают, напротив, способствуют. До BwO не существовало международных поп-групп, где работали бы вместе люди разных поколений. Но мы показали, что это возможно и востребовано.

Похоже, что вы придумали безотказный способ написания поп-хитов. Что приходит сначала: чистое мелодическое вдохновение или желание опробовать новый прием на аудитории?

Все дело в добротном старомодном сочинительстве. Я учился двадцать лет, чтобы стать композитором мирового класса. Здесь нужны и опыт, и талант. Вот и все: труд и бескомпромиссная, глубокая любовь к качественной поп-музыке.

Вы - известный экономист. Вы испытывали какие-нибудь экономические модели на своих музыкальных проектах?

На самом деле связи между моим экономическим образованием и поп-музыкой практически нет. Конечно, знание бизнеса помогает мне эффективно управлять проектом вроде BwO, но и только.

Что связывает вас и зороастризм?

Я придерживаюсь зороастризма с 1983 года, а с 1991 года вхожу в Шведское зороастрийское общество. Я серьезно отношусь к своим религиозным и философским убеждениям. Мышление придумали не греки, нас не тому учат в школе. Иранцы, индусы и египтяне были серьезными мыслителями задолго до рождения греческой философии. Заратустра повлиял на греков более чем кто-либо еще. Я считаю его оригинальным философом, если таковые вообще существовали.

Юлия Штутина

Культура00:0114 октября

Галактика в опасности

Этот российский фильм 6 лет снимают на бюджетные деньги. Он стоит миллиард и не окупится