В ночь с 4 на 5 июля 2006 года в Одессе умер Андрей Иванович Краско, один из самых востребованных российских актеров последних лет. Ему довелось сыграть десятки ролей в кино и на телевидении, его узнавали на улицах, о нем говорили как о разностороннем и пластичном даровании. Он скончался от сердечного приступа после длинного дня на съемках остросюжетного сериала "Ликвидация" Сергея Урсуляка. Обаятельному актеру не довелось сыграть ни одной по-настоящему главной роли, но он останется одним из самых ярких характерных талантов отечественного кино.
Андрей Краско родился в семье Ивана Ивановича Краско, артиста петербургского театра имени Коммисаржевской. Будущая звезда "Агента национальной безопасности" и "Блокпоста" пошел по стопам отца: поступил в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК). Окончив вуз, он сыграл небольшую роль в фильме Алексея Лебедева "Личное свидание" и отправился по распределению в томский Театр юного зрителя. После возвращения из Томска снялся у Динары Асановой в "Никудышной" и поступил в Ленинградский театр имени Ленинского комсомола, но проработал там недолго: был призван в армию.
После армии Краско на короткое время вернулся в театр Ленинского комсомола, а затем уехал в драматический театр Димитровграда (Ульяновская область). В 1986 году актера пригласил на съемки фильма-катастрофы "Прорыв" (об аварии в ленинградском метро) режиссер Дмитрий Светозаров. У него же Краско снялся в "Псах" (1989). Актер часто говорил, что ему всегда везло с режиссерами, но именно Светозаров и еще, пожалуй, Дмитрий Месхиев по-настоящему решили судьбу Краско, хотя это произошло не так быстро, как этого бы всем хотелось.
Первая половина 1990-х - странный период в истории отечественного кино. Было снято не так мало фильмов, как кажется, но большая часть из них канула в Лету. На последнем "Кинотавре" этой эпохе даже посвятили специальную ретроспективу. Краско нередко говорил, что в те годы занимался чем угодно, кроме кино, но это не совсем так: он брался за небольшие роли, его можно увидеть, например, в некогда культовом "Лохе - победителе воды" Аркадия Тигая (одном из трех фильмов, где снялся Сергей Курехин) и в "Городе" Александра Бурцева, посвященном Александру Башлачеву. В 1995-м Краско появляется в короткометражке Дмитрия Месхиева "Экзерсис №5" (часть замечательного, но забытого киноальманаха "Прибытие поезда"). В 1996-ом едва ли не случайно Краско удалось сыграть в эпизоде у Александра Рогожкина в "Операции "С новым годом!". Еще через год он снялся уже в трех нашумевших фильмах - в "Брате" Алексея Балабанова, в "Американке" Месхиева и в "Шизофрении" Виктора Сергеева. Роли были невелики, но лицо и манеры Краско запоминались мгновенно: он был очень "свой", живой, непосредственный, простодушный. Его захотели видеть на всех съемочных площадках. Следующий, 1998-ой год стал для него поворотным.
Одна из самых запоминающихся ролей Краско в кино - Ильич в "Блокпосте" Александра Рогожкина, на телевидении - Андрей Краснов в "Агенте национальной безопасности", популярном сериале давнего товарища - Дмитрия Светозарова. Симпатичный, негероический напарник Михаила Пореченкова расположил к себе миллионы зрителей. Оба проекта вышли на экраны в том самом 1998 году. Новые роли - дядя Миша в "Сестрах" Сергея Бодрова-младшего и пианист Жора из "Бандитского Петербурга" Владимира Бортко - окончательно сделали Краско любимцем публики.
В 2004-м Краско сыграл, возможно, лучшую свою роль - капитана Геннадия Янычара в фильме "72 метра" Владимира Хотиненко. Он, как никто другой, идеально годился для парадоксальных, гомерически смешных афоризмов персонажей Александра Покровского.
В последние годы Краско работал невероятно много. Трудно вспомнить громкий фильм или сериал, где он бы не появлялся в кадре: от унтер-офицера Алексея Стрельникова в "Гибели империи" до Сталина в "Есенине", от врача Павла в картине Ренаты Литвиновой "Богиня. Как я полюбила" до дяди Паши в "Сволочах" Александра Атанесяна.
У героев Краско часто не было даже имени: в "Ночном продавце" Валерия Рожнова его персонажа зовут просто Сыщик, в "Жмурках" Алексея Балабанова - Сосед. Перепутать их с кем-то еще все равно невозможно - дело в актере. К Андрею Краско применимо определение капитана Янычара у Александра Покровского: "Это был артист своего дела. Маг и волшебник".