В понедельник случились сразу четыре авиационные аварии: из них в три России и одна в Пакистане. Событие само по себе далеко не рядовое. Но по-особому зловещий оттенок ему придает тот факт, что эти аварии произошли в день общенационального траура, объявленного по случаю случившейся накануне катастрофы аэробуса А-310, в результате которой погибли 124 человека. Дальнейшие совпадения грозят вызвать среди российских авиапассажиров совсем уже апокалиптические настроения.
Итак, 10 июля в Крыму на аварийную посадку заходит аэробус той же авиакомпании S7 ("Сибирь"), самолет которой разбился накануне в Иркутске. По счастью, посадка проходит успешно, пострадавших нет. Спустя некоторое время приходит сообщение, что не где-нибудь, а в том же Иркутске требует аварийной посадки Ту-154 и потом еще три часа кружит над городом, сжигая топливо, чтобы не получилось, как вчера. Как вчера, слава Богу, не получилось: самолет благополучно сел. А теперь снова Крым: там терпит аварию самолет главкома ВМФ Владимира Масорина. Во время аварийной посадки самолет выходит за пределы посадочной полосы и загорается. Пассажиры и экипаж успевают вылезти. Жертв нет. Однако на этом день не кончился. На сей раз катастрофа произошла в Пакистане, не у нас, но жертвы есть. 45 человек. Хочется надеяться, что на сегодня полетов хватит. Чтобы никто не запутался в этих авариях, далее по порядку.
В ночь с воскресенья на понедельник в аэропорту Симферополя совершил внеплановую аварийную посадку самолет А-310 компании S7, ("Сибирь"), совершавший чартерный рейс из Антальи в Москву. На борту самолета находилось 243 пассажира и 8 членов экипажа. Никто не пострадал. По одним сведениям, командир экипажа принял решение о вынужденной посадке после того, как бортовые приборы зафиксировали падение масла в одном из двигателей. Между тем, представители Минтранса выступили со своей версией произошедшего, заявив, что, согласно их данным, во время полета на борту сработала сигнализация сбоя в системе запуска двигателя. Несмотря на то, что эта система не используется в полете, экипаж посадил самолет в ближайшем аэропорту, "исходя из соображений безопасности пассажиров и ввиду повышенного внимания к авиакомпании S7 из-за катастрофы в Иркутске". В пресс-службе авиакомпании S7 сообщили, что в аэропорту Анталии А-310 прошел необходимое техническое обслуживание. Пассажиры самолета были отправлены в Москву другими бортами.
В тот же день около 13.30 по московскому времени в Иркутске совершил аварийную посадку Ту-154, принадлежащий компании "Уральские авиалинии". На борту самолета, следовавшего рейсом 286 из Владивостока в Екатеринбург, находились 130 пассажиров и девять членов экипажа. В 10.42 самолет совершил в Иркутске плановую промежуточную посадку, после чего вылетел по дальнейшему маршруту. Однако уже после двадцати минут полета командир сообщил об отказе хвостового двигателя. Во избежание возгорания при посадке, как это произошло накануне с аэробусом авиакомпании S7, Ту-154 еще около трех часов кружил над городом, сжигая топливо. Приземление прошло удачно. Позже представительница "Уральских авиалиний" выступила с официальным заявлением, в котором уточнила, что настоящей причиной посадки явился не отказ двигателя, а поломка прибора, показывающего расход топлива в одном их хвостовых двигателей. По инструкции в данной ситуации полет можно было продолжать, но посадку было решено осуществить "в свете последних событий".
Почти одновременно с ЧП в Иркутске, в 13.30 в Крыму недалеко от Симферополя на аэродроме Гвардейское совершил аварийную посадку Ту-134 главкома ВМФ РФ Владимира Масорина. При отрыве самолета от земли у него отказал и загорелся левый двигатель. Экипажу удалось посадить самолет, но из-за большой скорости он выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы. Экипаж и офицеры, сопровождавшие командующего (всего около 20 человек), организованно покинули борт. Три человека были доставлены в больницу. Их жизни ничто не угрожает. Сам самолет, получивший серьезные повреждения при посадке, сгорел. Причиной аварии предположительно стала птица, попавшая в двигатель. По словам начальника службы информации ВМФ Игоря Дыгало, аэродром Гвардейское окружен полями с "высоким травяным покрытием", где прячется множество птиц.
Тем временем в Пакистане произошло крушение двухмоторного турбовинтового самолета Fokker 27, принадлежащего компании Pakistan International Airlines. Находившиеся на борту 41 пассажир и 4 члена экипажа погибли. Согласно имеющимся данным, все они были гражданами Пакистана. Среди погибших было 8 женщин. Авария произошла спустя всего две минуты после вылета самолета из аэропорта Мутлан. Очевидцы катастрофы сообщают, что самолет шел на очень малой высоте. Потом его начало болтать, и спустя некоторое время он упал в поле и взорвался. Причины аварии пока остаются невыясненными. По некоторым предположениям, пилот, обнаружив неисправность, пытался посадить машину в поле, но зацепился за линию электропередачи. Представители авиакомпании сообщили, что, несмотря на солидный возраст в 38 лет, машина была в исправном состоянии и еще не выработала своего летного ресурса.
Алексей Демьянов