Публичное размещение акций "Роснефти" близится к своей кульминации. 12 июля в 20.00 по московскому времени компания закроет книги заявок на свои акции, а уже 14 июля бумаги смогут торговаться на трех биржах - лондонской LSE и российских РТС и ММВБ. Подготовка к самому крупному IPO в истории российского бизнеса, растянувшаяся на год, была наполнена драматизмом.
Сейчас уже мало кто помнит волнения по поводу того, где же все-таки будет происходить IPO и слухи о том, что "Роснефть" может разместиться, например, на японской бирже. Или скандал с бывшим министром торговли США и другом Джорджа Буша Дональдом Эвансом, который отказался возглавить совет директоров "Роснефти". Или беспрецедентно высокую премию банкам, помогающим госкомпании выходить на биржу.
Сама "Роснефть" определила свою стоимость весьма расплывчато - от 60 до 80 миллиардов долларов. Диапазон цены за акцию составил от 5,85 до 7,85 доллара. 3 июля правительство разрешило владельцу "Роснефти" "Роснефтегазу" продать не более 14,3 процента акций компании.
Стоимость размещения зависит от двух обстоятельств - плохой репутации компании, с одной стороны, и гигантских перспектив на рынке, с другой. Накануне объявления результатов IPO "Лента.Ру" предлагает еще раз вспомнить то, как "Роснефть" пыталась разрекламировать свои возможности и уменьшить репутационные риски.
Роль №1: "Покупатель "Юганска"
Главная претензия к репутации "Роснефти" - это история с "Юганскнефтегазом". Основной добывающий актив "ЮКОСа" перешел к госкомпании на сомнительных условиях. Особенно подозрительной выглядела компания "Байкалфинансгруп", располагавшаяся в Твери по адресу популярной рюмочной, которая и купила "Юганск". Эту фирму "Роснефть" выкупила впоследствии за 10 тысяч рублей. Не способствовало улучшению прозрачности госпредприятия и то, что после перехода "Юганска" в "Роснефть", с добывающей компании постепенно сняли налоговые претензии.
- Структура собственности: 100 процентов минус одна акция принадлежит "Роснефтегазу", одна акция "Росимуществу";
- Добыча по итогам 2005 года: 74,6 миллиона тонн нефти тогам 2005 года;
- Выручка по итогам 2005 года: 23,95 миллиарда долларов;
- Чистая прибыль по итогам 2005 года: 4,2 миллиарда долларов;
- Количество "дочек": более 40.
Что компания Сергея Богданчикова сделала для того, чтобы снять с себя обвинения по поводу незаконного приобретения "Юганска"? Ничего, разве что старалась лишний раз не напоминать о нашумевшей истории. И, наверное, была права. Для того, чтобы понять, почему "Роснефть" не стала отбиваться от выпадов противников IPO, необходимо посмотреть, на кого рассчитано размещение компании.
Во-первых, в "Роснефть" вложатся простые россияне (о раскручивании бренда "народной компании" мы скажем позднее). Они, как видно из многочисленных опросов, склонны винить в тюремном заключении Ходорковского исключительно Ходорковского, а дело "ЮКОСа", вновь и вновь подогреваемое адвокатами компании, уже надоело, кажется, даже самым решительным сторонникам МБХ.
Во-вторых, вероятно, что значительную часть акций выкупят азиатские компании, в том числе китайские, которые активно стремятся занять позиции на российском нефтяном рынке. Думают ли потенциальные покупатели из государственной CNPC о репутационных рисках? Вряд ли, ведь и китайский рынок не отличается безупречностью.
Есть еще крупные западные компании, которые хотели бы участвовать в капитале "Роснефти". Они-то и могли чутко отреагировать на негативныое мнение о "Роснефти". Но крупнейшая из них - британская British Petroleum - уже заявила, что будет участвовать в IPO, причем вложит в "Роснефть" около миллиарда долларов.
Противники размещения компании пытались всеми силами пытались напомнить инвесторам о репутации "Роснефти" как компании, незаконно присвоившей себе чужую частную собственность. С письмом в британское управление по финансовым услугам (Financial Services Authority) обратился "ЮКОС", требовавший приостановить IPO в Лондоне. Подобное воззвание написал и лично адвокат Михаила Ходорковского Роберт Амстердам. Только обратился он не в FSA, а к банкам, помогающим "Роснефти" размещаться.
Роль №2: "Народная компания"
"Народная компания", "народное размещение" - такие словосочетания часто фигурировали в официальных СМИ накануне IPO "Роснефти". В середине апреля Сергей Богданчиков заявил, что цена на акции будет достаточно маленькой, чтобы бумаги могли купить широкие слои населения. Обещание Богданчиков выполнил - одна акция "Роснефти" будет стоить от 150 до 212 рублей. Правда, есть одно "но". Менеджмент компании запретил физическим лицам покупать акции менее чем на 15 тысяч рублей, что отсекло многих потенциальных инвесторов. В итоге, по данным ряда СМИ, "Роснефть" не получила заявок от населения даже на полмиллиарда долларов.
Но репутация "народной компании" все еще устойчива и в случае удачного размещения может стать чуть ли не слоганом "Роснефти". Россияне могли купить акции компании не только в отделениях "Роснефти", но и в "народном" Сбербанке. Легкий доступ к нефтедолларам "Роснефти" получили даже жители крупных деревень, ведь у "Сбербанка" больше 20 тысяч отделений по всей России.
Amtel, автомобильные шины; "Татнефть", нефть; "Комстар", телекоммуникации; Evraz Group, металлургия; "Газпром нефть", нефть; "Лукойл", нефть; "Норильский никель", металлургия; "Новатек", газ; НЛМК, металлургия; "Пятерочка", сеть магазинов; "Ростелеком", телекоммуникации; "Система", телекоммуникации; "Сургутнефтегаз", нефть; "Вимм-Билль-Дан", продукты; Rambler, телекоммуникации.
Роль №3: "Хищник"
"Роснефть" известна своим агрессивным поведением на рынке. Перед IPO компания пыталась всячески подчеркнуть свои гигантские возможности по приобретению всего, что "плохо лежит".
Самым интересным эпизодом наращивания мощностей в 2006 году стала покупка "Роснефтью" крупнейшего добывающего актива Удмуртии - "Удмуртнефти". Неожиданно выставленная на аукцион ТНК-ВР успешная компания привлекла внимание многих крупных предприятий, в том числе "Газпрома" и "Роснефти". Стоимость "Удмуртнефти", как выяснилось позднее, составила 3,5 миллиарда долларов.
"Роснефти" хотелось получить актив, но не хотелось тратить на него средства в преддверии IPO. Свободных денег на покупку "Удмуртнефти" у компании не хватило бы, а занимать в банке было невыгодно, поскольку новый кредит снизил бы стоимость акций самой "Роснефти".
В итоге "Роснефть" нашла самый подходящий вариант - "Удмуртнефть" выкупила китайская Sinopec, которая по договоренности с "Роснефтью" должна продать контрольный пакет акций предприятия компании Сергея Богданчикова. Сделку полностью оплачивает китайская сторона, а "Роснефть" отдаст Sinopec около 1,8 миллиарда долларов уже после IPO.
Другие планы госкомпании касаются инвестиций в уже принадлежащие ей предприятия. К 2010 году "Роснефть" планирует, например, увеличить количество собственных автозаправочных станций до тысячи и утроить мощность Туапсинского НПЗ. Подобные "агрессивные" новости появлялись буквально каждые несколько дней. Достаточно взглянуть на ленту пресс-релизов "Роснефти", чтобы оценить масштабы скупки. Вот заголовки нескольких заявление пресс-службы только за последний месяц: "Роснефть" выиграла аукцион на Северо-Чарский перспективный участок", "Роснефть" приобрела Находкинский нефтепорт", "Роснефть" выиграла аукцион по продаже 25,49% ВБРР", и так далее.
Конкурентам компании Сергея Богданчикова в России действительно очень сложно. Частные "Лукойл" и ТНК-ВР не имеют такой поддержки государства, а "Газпром" пока еще не нарастил мощностей в нефтяной области. К тому же госкомпаниям почти всегда удается находить компромисс. Примером тому может служить соглашение между Сергеем Богданчиковым и главой "Газпрома" Алексеем Миллером о продаже всего добываемого "Роснефтью" газа "Газпрому".
Мнения
Репутация компании также зависит от мнения конкретных людей. Лента.Ру предлагает несколько цитат, характеризующих отношение бизнеса и государства к IPO "Роснефти".
"Успешное размещение ее [Роснефти] акций будет способствовать повышению капитализации всех российских компаний. "Роснефть" имеет хорошие перспективы, это ликвидная компания", - Вагит Алекперов, глава "Лукойла".
"IPO "Роснефти" укрепит российские реформы", - Михаил Горбачев, президент СССР.
"Капитализация компании [за 5 лет ] выросла в 15 раз, и это беспрецедентный случай. Это вклад в капитализацию всей российской экономики", - Владимир Путин, президент России, на встрече по случаю десятилетия "Роснефти".
"Роснефть - это государственный инструмент, который всегда будет служить на благо политических интересов России в ущерб интересов акционеров. Это создает серьезные этические проблемы и проблемы надежности поставок", - Джордж Сорос, известный финансист.
"[Я не понимаю], каким образом подготовка IPO "Роснефти" совместима с обязательствами по борьбе с отмыванием средств", - Роберт Амстердам, адвокат Михаила Ходорковского, в обращении к западным банкам.
"Разрешение FSA разместить акции "Роснефти" на бирже будет означать распродажу незаконно изъятого имущества и процесс отмывания денег", - Клэр Дэвидсон, представитель "ЮКОСа".
И, наконец, бывший советник Владимира Путина Андрей Илларионов назвал IPO Роснефти "преступлением". По его мнению, продажа любой государственной компании является "хищением в особо крупных размерах".