В Пресненском суде Москвы началось рассмотрение иска лидера нацболов Эдуарда Лимонова к Федерации еврейских общин России (ФЕОР). Лимонов требует опровергнуть недостоверную, по его мнению, информацию, содержащуюся в письме ФЕОР в Страсбургский суд, в котором возглавляемая им организация именуется "неофашистской". Письмо ФЕОР в начале августа было отправлено в Страсбург вслед за обращением в Европейский суд по правам человека самих нацболов, обжаловавших отказ Минюста зарегистрировать их организацию в качестве политической партии. Таким образом ФЕОР попыталась не допустить положительного решения Страсбургского суда в отношении лимоновской организации. Суду предстоит разобраться, что же такое фашизм в современной России и должен ли Лимонов "отвечать за базар" прежних лет.
Из подполья
Тяжелая история отношений национал-большевиков с властью длится практически с самого создания НБП в 1993 году.
Начиная с 1998 года Эдуард Лимонов неоднократно пытался официально зарегистрировать свою организацию в качестве политической партии. Все кончилось тем, что летом 2005 года Национал-большевистская партия была ликвидирована по решению Мособлсуда на основании того, что в ее названии используется слово "партия", тогда как НБП является межрегиональным общественным объединением. Кроме того, прокуратура утверждала, что НБП с 1998 по 2003 год не предоставляла в госорганы необходимые для регистрации сведения, в том числе о месте нахождения своего штаба и данные о руководстве. В ноябре 2005 года законность решения Мособлсуда о ликвидации НБП была подтверждена Верховным судом.
15 декабря того же года организация предприняла пятую попытку зарегистрироваться и подала в Минюст новый набор документов. Однако в январе 2006 года Минюст вновь отказал лимоновцам в регистрации, на этот раз основанием для отказа стал пункт партийной программы, в котором говорится "о защите прав русских граждан за рубежом". В феврале нацболы в первый раз обжаловали это решение Минюста в Страсбургском суде, а в апреле подали на Росрегистрацию иск в Таганский суд Москвы. Однако российские и зарубежные судьи отказались признать незаконным решение Федеральной регистрационной службы. Затем лимоновцы подали апелляцию в Мосгорсуд, который 15 июня 2006 года подтвердил решение Таганского суда. Кроме того, летом 2006 года Росрегистрация потребовала от Росохранкультуры проследить за тем, чтобы российские СМИ не упоминали НБП в своих материалах, ввиду несуществования этой организации с точки зрения закона.
Однако нацболы не сдались и 2 августа 2006 года вторично обжаловали в Европейском суде по правам человека отказ российских властей зарегистрировать их организацию в качестве политической партии.
Такова краткая история неудачных попыток национал-большевиков перейти на легальное положение.
Тут стоит отметить, что если поначалу лимоновцам отказывали в регистрации, ссылаясь на чисто "технические" причины, то последний отказ уже можно назвать "политическим". Так, в тексте "Официального комментария об отказе в государственной регистрации политической партии "Национал-Большевистская Партия"", размещенном на сайте Росрегистрации, среди прочих причин отказа есть и такая: "Программа политической партии "Национал-Большевистская Партия" содержит признаки национальной принадлежности, выразившиеся в указании целей защиты прав русского и русскоязычного населения, что является нарушением требований статьи 9 Федерального закона "О политических партиях"".
Письмо вдогонку
8 августа Федерация еврейских общин России направила в Страсбургский суд по правам человека обращение, в котором попыталась донести до судей информацию о том, чем, по мнению федерации, является НБП на самом деле. По словам пресс-секретаря ФЕОР Тимура Киреева, федерацию заставила принять такое решение мысль о том, что страсбургские судьи при вынесении вердикта по обращению НБП будут иметь одностороннюю информацию.
В письме ФЕОР содержатся следующие утверждения: "В России эта "партия" воспринимается как одна из ведущих неофашистских организаций. Ее программные документы, которые распространяют активисты НБП, содержат положения, напрямую заимствованные из программ немецкого национал-социализма и итальянского фашизма. То же можно сказать и о символике, которую использует НБП для агитации в России, в том числе – свастики и нацистского приветствия. Лидер этой организации Эдуард Лимонов неоднократно называл свою партию левым крылом российского национал-социализма."
Заявления Лимонова и деятельность членов его организации, подчеркивается в обращении, "не оставляет сомнений в том, что данная организация действительно является экстремистской, а политическая платформа, на которой строится ее идеология, не может называться иначе как неофашизм".
В случае признания за НБП официального статуса политической партии, считает ФЕОР, будет создан опасный прецедент, следствием которого станет распространение экстремизма и фашизма в обществе. "Последствия такого развития событий, увы, известны нам из истории ХХ века. И ответственность за это ложится не только на самих проповедников радикальной идеологии, но и на тех, кто способствовал признанию их равного с солидными политическими организациями права на пропаганду своих идей", - говорится в письме.
Заканчивается обращение ФЕОР призывом к Страсбургскому суду "не допустить признания "Национал-большевистской партии" легальной политической организацией и не оказывать этим неонацистам никакой поддержки".
Прения сторон
Лимонов требует опровержения в судебном порядке обвинений в неофашизме. "Это самые резкие формулировки, которые когда-либо высказывались в адрес организации и самого Лимонова, – пояснил "Коммерсанту" адвокат лидера нацболов Виталий Варивода. – Они порочат честь и деловую репутацию Лимонова". Варивода добавил, что Эдуард Лимонов не требует денежной компенсации от ФЕОР, а просит лишь "защитить его честное имя и не вводить в заблуждение суд в Страсбурге".
Сам Лимонов заявил изданию, что считает обращение ФЕОР в Страсбург "просьбой из администрации президента". "Это пример рабского повиновения власти, – отметил лидер нацболов. – ФЕОР весьма влиятельна, в Евросуде к ней могут прислушаться, и мы вынуждены защищаться".
Пресс-секретарь НБП Александр Аверин в интервью "Ленте.Ру" назвал все обвинения ФЕОР "абсолютно голословными", подчеркнув, что "у них нет никаких доказательств", а саму организацию назвал "прокремлевской", отметив, что в ее руководство входит Роман Абрамович, что многое объясняет.
Тут стоит напомнить об успешном для Лимонова ходе рассмотрения его иска к "Комсомольской правде", которая в феврале опубликовала статью, в которой нацболы обвинялись в фашизме и антисемитизме. В публикации также утверждалось, что Лимонов в одной из своих книг якобы отрицает холокост, а на флагах лимоновцев не серп и молот, а свастика. Стороны уже договорились о том, что газета опубликует опровержение обвинений, содержащихся в статье.
Со своей стороны ФЕОР твердо убеждена в своей правоте и полностью отметает утверждение о голословности обвинений. Как сообщил "Ленте.Ру" пресс-секретарь федерации Тимур Киреев, у них есть неопровержимые доказательства фашистской сути НБП, содержание которых пока, до фактического начала судебного разбирательства, обнародовать преждевременно.
"Это только в последние годы, после выхода из заключения, Лимонов стал "борцом с путинским режимом", - заявил Киреев. - А если вспомнить его высказывания 90-х годов, в которых он открыто заявлял, что НБП является левым крылом русского национал-социализма, да посмотреть программу НБП этих лет, то все станет ясно." Киреев, кстати, отметил, что после возбуждения дела сайт НБП "почистили", убрав оттуда наиболее одиозные материалы.
Кроме того, по словам пресс-секретаря ФЕОР, стоит вспомнить результаты опроса ВЦИОМ, проведенного летом этого года. На предложение социологов назвать экстремистскую партию в России, 16 процентов опрошенных назвали нацболов, которые в этом рейтинге заняли первое место и опередили даже скинхедов с отрывом в пять процентов.
"Мы считаем, что Эдуарду Лимонову не должна быть разрешена политическая деятельность на территории России, а его иск рассматриваем только как политический перформанс", - заявил тот же Киреев "Коммерсанту".
Что касается заявлений противоположной стороны о "прокремлевскости" ФЕОР, то, по словам Киреева, тот факт, что Абрамович является председателем попечительского совета организации, еще ни о чем не говорит, его участие ограничивается лишь благотворительными акциями.
Суд решит
Выдержки из программы НСДАП (Впервые оглашена Адольфом Гитлером 24 февраля 1920 года на собрании в пивной "Хофбройхаус" (Мюнхен). С 01.04.1920 года - официальная программа НСДАП. В 1926 году ее положения объявлены "незыблемыми")
...
...
...
...
Выдержки из программы НБП 1994 года, размещенной на сайте организации (с 2004 года у НБП новая программа, значительно более мягкая, чем вариант 1994 года):
...
...
...
Татьяна Щеглова