Колония российских беженцев в Лондоне приняла пополнение. По информации газеты "Коммерсант", в британскую столицу с просьбой о предоставлении политического убежища прибыл бывший замгендиректора "Аэрофлота" Николай Глушков, обвиняемый на родине в мошенничестве в особо крупных размерах. В Лондоне уже находится предприниматель Борис Березовский, также проходивший по этому делу сначала в качестве обвиняемого, а затем - свидетеля.
История с хищениями в "Аэрофлоте" началась, по версии следствия, в 1996 году, когда Глушкову и его подельникам удалось убедить тогдашнего руководителя авиакомпании Евгения Шапошникова сконцентрировать большую часть валютной выручки в компании "Андава", зарегистрированной в Швейцарии. Основным акционером этой компании был Борис Березовский, а Глушков входил в совет директоров.
Следствие утверждает, что на счета "Андавы" с мая 1996 года по ноябрь 1997 года были переведены 252,4 миллиона долларов валютной выручки "Аэрофлота". В дальнейшем эти средства были использованы в сделках с дочерними компаниями бенефициара, одной из которых стала Финансовая объединенная корпорация (ФОК), возглавляемая Романом Шейниным. Он также был признан соучастником создания преступной схемы.
Как считает следствие, "Аэрофлот" с подачи обвиняемых брал кредиты под неоправданно высокие проценты и платил крупные штрафы за их несвоевременную уплату. В итоге эти штрафы, вкупе с набежавшими процентами, составили 215 миллионов рублей, которые "Аэрофлот" намерен потребовать с обвиняемых в качестве компенсации нанесенного ущерба.
Уголовное дело о финансовых махинациях было возбуждено в 1999 году. Кроме Глушкова и Шейнина, по нему также проходили бывший главный бухгалтер "Аэрофлота" Лидия Крыжевская и замгендиректора авиакомпании по коммерческим вопросам Александр Красненкер, скончавшийся в январе 2005 года, в связи с чем его уголовное преследование было прекращено.
В декабре 2000 года Глушков был арестован. В апреле 2001 года произошел эпизод, который следствие трактует как попытку побега со стороны Глушкова, а его адвокаты - как устроенную прокуратурой провокацию. В причастности к организации побега тогда был обвинен председатель совета директоров ТВ-6 Бадри Патаркацишвили, дело в отношении которого выделили в отдельное производство.
В марте 2004 года суд признал Глушкова и Красненкера виновными в превышении должностных полномочий. Обвинительный приговор был вынесен также Шейнину и Крыжевской. Тем не менее, никто из приговоренных не отправился за решетку. Глушков был освобожден из-под стражи в зале суда, поскольку отбыл срок в предварительном заключении. Красненкер и Крыжевская были амнистированы по случаю 55-летия победы в Великой Отечественной войне, а Шейнина суд решил не наказывать в связи с истечением срока давности.
Однако прокуратура не согласилась со слишком мягким приговором, и в июне 2004 года Савеловский суд Москвы отправил дело на новое рассмотрение. Новый процесс завершился в начале июля 2006 года. Суд признал Глушкова, Шейнина и Крыжевскую виновными в хищении путем мошенничества 215 миллионов рублей, принадлежащих "Аэрофлоту", и приговорил всех троих к двум годам лишения свободы условно с испытательным сроком в один год.
Подсудимые свою вину не признали и отвечать на вопросы гособвинителя отказались. Вместе с тем их адвокаты по указанию Глушкова не стали обжаловать приговор, хотя Крыжевская и Шейнин не были с ним согласны. "Аэрофлот" же сразу после вступления приговора в законную силу направил в Головинский суд столицы иск о взыскании с троих осужденных 215 миллионов рублей в качестве компенсации.
В 2002 году авиакомпания уже подавала аналогичный иск, но его рассмотрение было отложено в связи с проведением повторного процесса. При этом первоначально представители истца оценивали ущерб от действий подсудимых всего в 350 тысяч рублей.
Оставшимся в России Крыжевской и Шейнину теперь придется оспаривать сумму иска, подача которого была бы отложена, если бы они обжаловали приговор. Адвокат Семен Ария, представляющий интересы Глушкова (так же, как и Березовского) отметил, что приговор лишь устанавливает вину подсудимых в совершении конкретного преступления. А сумма возмещения ущерба, по его мнению, должна обсуждаться отдельно в процессе гражданского судопроизводства.
Что касается пребывания Глушкова в Лондоне, то информацию об этом "Коммерсант" получил в неофициальном порядке. Во всяком случае, на предварительное слушание по иску "Аэрофлота" один из его бывших руководителей не явился, что послужило причиной переноса судебного заседания.
По данным газеты, Глушков отправился в Великобританию к своему "другу" Борису Березовскому. Однако еще один "друг" обвиняемого, бывший замгендиректора "ЛогоВАЗа" Юлий Дубов, заявил, что ему ничего не известно о пребывании Глушкова на Туманном Альбионе. Адвокат Семен Ария, в свою очередь, выразил надежду, что с Глушковым "все в порядке".
Если сведения о нахождении Глушкова в Лондоне подтвердятся, то российскому правосудию будет весьма непросто заполучить его в свое распоряжение. Бывший замгендиректора "Аэрофлота" присоединится к обширной русской колонии, которая отбивается от запросов об экстрадиции в Россию с помощью Магистратского суда Лондона. В этом случае Глушкову придется разделить судьбу политэмигранта с теми же Дубовым и Березовским, а также тремя фигурантами дела "ЮКОСа" - главным юристом нефтяной компании Дмитрием Гололобовым, вице-президентом "ЮКОСа" Александром Темерко и бывшим начальником отдела приватизации банка МЕНАТЕП Натальей Чернышевой.