После отказа руководства Лондонской биржи LSE продаваться американской Nasdaq, последняя решилась на ее недружественное поглощение. Nasdaq постепенно скупает акции LSE в обход руководства биржи. Но делать это становится все сложнее и сложнее из-за того, что за ценными бумагами LSE стали охотиться профессиональные перекупщики.
В самое ближайшее время структура европейского фондового рынка может резко измениться. Вместо национальных игроков управлять многомиллиардными финансовыми потоками станут трансатлантические корпорации. Правда, если сделка американской NYSE с Euronext уже близка к завершению, то Nasdaq для того, чтобы объединиться с Лондонской LSE, потребуется приложить немало усилий.
Финансовый центр мира
Лондон традиционно считается деловым центром Европы. Поэтому логично, что и самая большая европейская биржа находится именно в Великобритании. Главный ее соперник в Европе немецкая Deutsche Boerse не может похвастаться подобным LSE объемам сделок. Другие соперники в расчет вовсе не берутся - например, биржам в Париже, Лиссабоне, Брюсселе и Амстердаме даже пришлось объединиться для того, чтобы конкурировать с LSE и Deutsche Boerse. Но и это не спасло европейскую компанию от поглощения - Euronext уже в самое ближайшее время станет частью трансатлантической компании, которая объединит площадки в Европе с американской NYSE.
В последнее время Лондонская биржа стала претендовать не только на роль финансового центра Европы, но и всего мира. Во всяком случае именно эта биржа оказалсь лидером по объему первичных размещений в течение девяти месяцев 2006 года. Российские компании, например, выбирают для своих IPO исключительно Лондон.
Справедливости ради стоит сказать, что такие компании как МТС и "Вимм-Билль-Данн" разместили свои акции в Нью-Йорке, но это случилось еще до того, как США повысили требования к отчетности эмитентов. Размещаться в Нью-Йорке российским компаниям стало невыгодно. Благодаря этому и многим другим причинам операционный доход LSE все время растет. Только за первые шесть месяцев 2006 года он увеличился на 60 процентов по сравнению с тем же периодом прошлого года.
Поэтому неслучайно, что LSE в последнее время хотели купить компании со всех концов света. В 2004 году объединиться ей предложили в Deutsche Boerse, в 2005-м - акционеры австралийского Macquarie bank. В 2006 году встрепенулась и главная азиатская биржа - токийская TSE. Она предложила британцам создать стратегический альянс.
Однако самым главным предложением по покупке LSE считается предложение американской Nasdaq. А вернее, целых два предложения, выдвинутые весной и осенью 2006 года.
Порядок цен
Австралийский Macquarie bank предлагал скупить акции LSE за 1,56 миллиарда фунтов. Сделка была отвергнута, поскольку руководство лондонской биржи сочло названную цену слишком низкой.
Первое предложение Nasdaq существенно отличалось от Macquarie bank. Американцы предлагали уже 2,4 миллиарда фунтов, или 9,5 фунта за акцию. Однако в LSE и тут посчитали, что не ошибутся, если подождут еще немного.
И действительно, новое предложение от той же Nasdaq, которое руководство компании назвало "финальным", составило уже 2,7 миллиарда фунтов. Но топ-менеджеры LSE и тут нашли повод отказаться - предложение меньше рыночной цены акций биржи.
Лондонская биржа основана в 1801 году, однако первые торги в Лондоне прошли в далеком 1698 году. Сейчас брижа разделена на две части - главный рынок (main market) и альтернативный (AIM). Отдельно проводятся торги деривативами (EDX London).
Это действительно так. Однако вряд ли о реальной стоимости LSE можно судить по котировкам на бирже. Ведь если сравнить график движения индекса FTSE 100 и акций LSE, то окажется, что стоимость ценных бумаг биржи растет вовсе не благодаря общему подъему британской экономики. Постоянные слухи вокруг поглощения биржи разогревают рынок ее акций, спрос на ценные бумаги растет, и следовательно, растет и капитализация биржи. За последний год индекс FTSE 100 вырос всего на 12 процентов, а акции LSE подорожали более, чем в 2,2 раза.
Удар ниже пояса
Классическую ситуацию поглощения на мировом рынке россияне успели изучить, следя за объединением сталелитейных гигантов Mittal Steel и Arcelor, которое происходило при участии отечественной "Северстали".
Если руководство поглощаемой компании долгое время отказывается от слияния, то потенциальный покупатель начинает так называемое недружественное поглощение. Это означает, что он пытается скупить акции компании в обход руководства у акционеров, накапливая все больший и больший пакет ценных бумаг.
Руководство Nasdaq, видя неуступчивость британских топ-менеджеров во главе с председателем совета директоров LSE Крисом Гибсоном-Смитом (Christopher Gibson-Smith), также предприняло попытку недружественного поглощения биржи. Для этого, по сообщению британской The Times, американцы готовы увеличить свои долги с 1,3 до 5,8 миллиарда долларов.
В апреле американцы купили 14,99 процента акций LSE, став таким образом самым крупным акционером биржи. Позднее им достался уже блокпакет, а к настоящему моменту на счетах Nasdaq более 28 процентов акций. Но скупать LSE кусочками становится все сложнее.
Виной тому предприимчивые американские и европейские бизнесмены. Они, увидев, что акции LSE постоянно растут, а спрос на них подогревается со стороны Nasdaq, быстро скупили относительно дешевые пакеты акций биржи, и теперь держат их в ожидании скачка цен.
Например, американская компания Heyman Investment Associates, которая принадлежит бизнесмену и известному корпоративному рейдеру Самуэлю Хейману (Samuel Heyman), скупила 8,8 процента акций LSE. Каждая акция была оценена в 12,9 фунта - на 47 пенсов больше, чем предлагает Nasdaq в "финальном" заявлении.
Не продаваться американцам LSE попросили и владельцы хедж-фондов. Они отмечают, что сами покупали акции биржи дороже. Например, компания Cheyne Capital Management объявила, что выкупила 1 процент акций LSE за 12,74 фунта. Другие фонды также скупали акции в диапазоне 12,72-12,75, хотя на бирже они стоили уже за 13 фунтов.
Своим чередом
На LSE, между тем, работа движется своим чередом, а менеджеры биржи, похоже, даже не обращают внимания на ажиотаж вокруг их персон. Они продолжают работать в обычном режиме и устраивать запланированные конференции и встречи.
Например, 22 ноября торги LSE открыл президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Впрочем, для британских трейдеров визит казахстанского лидера оказался не слишком удачным - индекс FTSE 100 к концу дня опустился на 0,68 процента.
Зато акции самой LSE продолжают расти - на утренних торгах 23 ноября они подорожали еще на 0,23 процента до 13,17 фунта за акцию, достигнув исторического максимума...