Крылья над морем, часть 2 20-30-е годы стали для авианосцев "временем поиска".

Несмотря на успешный опыт Митчелла и появление все более совершенных самолетов, авианосцы не спешили признавать оружием будущей войны. Линейный корабль по-прежнему оставался в глазах адмиралов и политиков главной силой, решающей исход морских битв и определяющей господство на море. В результате, именно линейные корабли стали основными жертвами Вашингтонского соглашения, первого в мире договора об ограничении стратегических вооружений.

Вашингтонский договор, подписанный 6 февраля 1922 года, наложил ограничения на характеристики кораблей и их общий тоннаж в составе флотов. Значительное количество кораблей всех классов, не укладывавшихся в рамки соглашений, было отдано на слом во всех странах, подписавших договор - Великобритании, США, Японии, Франции и Италии.

Авианосцы также попали под ограничения - Великобритания и США имели право содержать корабли этого класса суммарным водоизмещением не более 135 тысяч тонн для каждой из сторон, Япония - не более 81 тысячи тонн, Франция и Италия - не более 60 тысяч тонн. Но, в отличие от линкоров, для авианосцев Вашингтонский договор стал "путевкой в будущее" - их ТТХ не подверглись ограничению (за исключением артиллерийского вооружения, второстепенного для этих кораблей).

Впрочем, на момент подписания договора, о большом будущем авианосцев мало кто задумывался. Новый класс кораблей виделся оптимальным вариантом решения разведывательных задач, и вдобавок - приемлемым способом сэкономить деньги, переоборудовав линкоры и линейные крейсера, попадающие под договорные ограничения.

Авианосец "Глориес". Фото с сайта maritimequest.com

Авианосец "Глориес". Фото с сайта maritimequest.com

Lenta.ru

В результате, к таким экспериментальным авианосцам, перестроенным из транспортных судов как британский "Аргус", американский "Лэнгли" или японский "Хошо", прибавились крупные, довольно быстроходные бронированные корабли. Из кораблей линейного класса были перестроены "Лексингтон" и "Саратога" в США, "Кага" и "Акаги" в Японии, "Глориес", "Фьюриес", "Корейджес" и "Игл" в Великобритании. Первые, "экспериментальные" АВ, водоизмещением чуть выше 10 тысяч тонн, имевшие скорость 18-20 узлов, лишенные бронирования и несущие не более 18-20 самолетов, были обречены на вспомогательную роль. В отличие от них, новые корабли, водоизмещением от 20 тысяч тонн и выше, со скоростью от 23 до 33 узлов, имеющие броню и способные нести авиакрыло в 30-70 самолетов, претендовали на роль части главных сил флота.

Использовать такие крупные и дорогостоящие боевые единицы в качестве носителей разведывательных самолетов было нерационально, и, в результате, основные морские державы - Великобритания, США, Япония - начали разработку специализированных боевых самолетов палубной авиации. Одновременно началась разработка тактики боевого применения авианосцев.

Авианосец "Рейнджер". Фото ВМС США

Авианосец "Рейнджер". Фото ВМС США

Lenta.ru

Практически одновременно с "перестроенными", в составе ВМС ведущих держав появились первые авианосцы специальной постройки. Японский "Рюхо", британский "Гермес" и чуть запоздавший американский "Рейнджер" по размерам не ушли далеко от остававшихся в строю "протоавианосцев" - "Лэнгли", "Хошо" и "Аргуса". Но, в отличие от перестроенных транспортов, они имели нормальные силовые установки боевых кораблей, обеспечивающие высокую скорость хода и более мощное зенитное вооружение.

С постройкой первых специализированных авианосцев оформилось разделение этого класса кораблей на подклассы. Экспериментальные авианосцы предназначались для обучения личного состава, а в военное время должны были эскортировать транспорты. Корабли, перестроенные из линкоров, стали флагманами авианосных соединений, предназначенных для нанесения торпедных и бомбовых ударов по вражескому флоту и береговым целям. Новые авианосцы специальной постройки предназначались для сопровождения главных сил флота - линейных кораблей, обеспечения ПВО и разведки.

Наибольшее развитие тактика авианосцев получила в Японии, где к руководству военно-морскими силами пришел адмирал Исороку Ямамото. Роль этого человека в становлении японского авианосного флота столь же велика, как роль Гудериана в становлении германских танковых войск.

Адмирал Ямамото. Фото с сайта answers.com

Адмирал Ямамото. Фото с сайта answers.com

Lenta.ru

Японские авианосцы были выделены в отдельное соединение - 1-й воздушный флот (1-й Коку Кантай). Второй воздушный флот (2-й Коку Кантай) объединял бомбардировщики-торпедоносцы береговой авиации.

В рамках воздушного флота авианосцы были разделены на дивизии ("Сентай"). Каждая дивизия насчитывала два авианосца, число дивизий росло со вступлением в строй новых кораблей (в середине 30-х годов Япония перестала соблюдать ограничения Вашингтонского договора).

Авианосцы первого воздушного флота комплектовались лучшими летчиками Японской Империи. Во второй половине 30-х годов пилоты палубной авиации Японии проходили длительный и крайне жесткий курс обучения, включавший несколько тысяч летных часов, многочисленные учения в самых разных условиях и командировки "на боевое применение" в Китай. Итогом стало создание к 1941 году трех элитных соединений - 1-й, 2-й и 5-й дивизий авианосцев, насчитывавших шесть кораблей и более 400 самолетов.

В то же время Великобритания и США, где у руля флота по-прежнему находились специалисты "старой школы", видя в авианосцах достаточно серьезную силу, все же не решались сделать на них главную ставку. Роль авианосцев, по мнению командования британского и американского флотов, сводилась к нанесению повреждений линкорам и крейсерам противника с целью облегчить задачу главных сил, разведке и ПВО соединений, и добиванию подранков, уцелевших в бою с линкорами. В итоге, британский Королевский флот (Royal Navy) и американский флот (US Navy) не уступали японскому флоту (Imperial Japanese Navy) по числу авианосцев "главных сил" - в середине 41 года в строю этих флотов, так же, как и в японском, было по шесть тяжелых авианосцев. Но, Великобритания и США проиграли первый этап битвы за господство в воздухе над морем на стадии подготовки к войне.

Продолжение следует

Илья Крамник

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше