Эстафету от киргизского президента и МИДа, пообещавших находящейся в республике авиабазе США большие проблемы в связи с убийством местного водителя, принял парламент. Депутаты поручили правительству "рассмотреть целесообразность дальнейшего пребывания базы на территории республики". Пусть даже призывы отдельных парламентариев, требовавших немедленно выгнать американских военных из Киргизии, остались за рамками постановления, посыл был сохранен: депутаты указали американцам на дверь.
Призывы депутата Дооронбека Садырбаева, который на следующий день после убийства убеждал коллег оставить расследование профессионалам и заниматься своими делами, не нашли понимания. Недавние политические противники отвлеклись от драк в парламенте и включились в борьбу со злополучной авиабазой имени Питера Ганси.
И вот уже депутат Кабай Карабеков заявляет, что его коллеги "должны проинформировать общественность и рассказать, что на самом деле произошло в аэропорту "Манас". А парламентарию Каныбеку Иманалиеву даже этого кажется мало: по его словам, к расследованию следует привлечь также "общественность и журналистов".
С подобной инициативой несколько дней спустя выступил и Алик Аскаров, замдиректора департамента гражданской авиации киргизского министерства транспорта и коммуникаций. Как заявил Аскаров на пресс-конференции, посвященной ситуации в аэропорту "Манас", "мы требуем пересмотра соглашения с США и поэтому обращаемся за помощью к общественности и журналистам".
Какую "помощь" рассчитывает получить представитель правительства? Общественность не может дать ситуации правовую оценку, для этого существует суд. Журналисты не обладают полномочиями, чтобы пересматривать межгосударственные соглашения, этим занимаются президент, правительство и парламент.
Вместе с тем "возмущение народа", на которое, в частности, ссылаются парламентарии в постановлении от 15 декабря, создает необходимый политический фон для давления на США, особенно в ситуации, когда перспективы официального расследования, проводимого киргизскими властями, выглядят весьма сомнительными.
Как отмечают коллеги убитого водителя, на которых ссылается газета "Белый пароход", 6 декабря на контрольно-пропускном пункте базы, где был застрелен Александр Иванов, как обычно находились двое военнослужащих. "Что произошло на КПП, никто кроме них не видел", - заявляют сотрудники аэропорта. Ранее в СМИ фигурировали мнения неких "свидетелей инцидента", заявивших, что американский военный стрелял водителю в спину. Пресс-служба аэропорта эту информацию опровергла.
Сам Закари Хэтфилд, которого киргизская сторона обвиняет в убийстве, "на допросах молчит, как партизан", пишет издание. Его командование придерживается версии, согласно которой погибший угрожал находившемуся на посту солдату ножом, а тот, в полном соответствии с инструкцией, стрелял на поражение.
Киргизская сторона настаивает на том, что ножа не было, а если и был, то не использовался в качестве орудия нападения. Зинаида Семеновых, возглавляющая профсоюзный комитет аэропорта "Манас", заявила, что у погибшего была с собой только "пилочка для ногтей". Коллеги водителя, которых цитирует "Белый пароход", сообщили, что в кабине его машины нож все-таки был - "самодельный, не более десяти сантиметров длиной". "Угрожать таким ножом вооруженному и облаченному в бронежилет военному психически здоровый человек не мог", - подчеркивают сотрудники аэропорта.
Противоречивые сведения об инциденте, а также возможное отсутствие свидетелей киргизских парламентариев не смущают. Они дали понять, что не желают отдавать расследование на откуп правоохранительным органам, и уже внесли в него свой вклад. Депутаты потребовали, чтобы американская стороны выдала правоохранительным органам республики Закари Хэтфилда "для проведения с ним соответствующих следственных мероприятий", а также его пистолет для экспертизы. Впрочем, ранее с точно такими же требованиями выступал и киргизский МИД.
Также парламентарии поручили министрам, чтобы те выплатили семье погибшего компенсацию "за счет виновной стороны". Финансовую сторону вопроса не обошли вниманием и другие киргизские чиновники, комментировавшие ситуацию на авиабазе в течение последней недели. МИД республики на следующий день после убийства водителя заявил, что киргизская сторона оставляет за собой право "требовать от США компенсацию за гибель своего гражданина".
13 декабря денег потребовали киргизские авиадиспетчеры: выступая на пресс-конференции, представители профсоюза киргизской госкомпании "Кыргызаэронавигация" заявили, что авиабаза имени Ганси задолжала им 15 миллионов долларов. Если долг не будет погашен, предупредил профсоюз, диспетчеры прекратят обслуживать американские самолеты.
Официальный счет за экологический ущерб от авиабазы, о котором в настоящее время говорят киргизские политики, американцам пока не предъявлен, но это, очевидно, только вопрос времени. Рано или поздно официальный Бишкек, вероятно, вернется и к вопросу о стоимости аренды для базы имени Ганси, если конечно не решит окончательно выдворить американских военных из республики.
Напомним, что предложение киргизского президента, который в начале 2006 года потребовал значительно увеличить плату за аренду (с 2,5 до 207 миллионов долларов в год), сопровождали шумные дебаты об экологической угрозе со стороны базы, а также призывы расторгнуть договор с США. После того, как стороны сошлись на цифре в 150 миллионов долларов, тема экологии потеряла для политиков значительную часть своей актуальности.
Между тем в пылу дебатов некоторые парламентарии обратили внимание и на российскую военную базу, которая располагается в окрестностях киргизского города Кант. Депутат Кубатбек Байболов заявил, что следует пересмотреть договор и с российской стороной, "не дожидаясь, пока на базе в Канте произойдет убийство". Его коллега Болот Шерниязов, в свою очередь, напомнил парламентариям об инциденте на одной из дискотек, где, по его словам, "сотрудник российского посольства выстрелил в киргизскую девушку, отказавшуюся с ним танцевать". В августе прошлого года о подобном происшествии сообщала газета "Лица". Как писало издание, "дипломат жестоко избил двух девушек, а в одну выстрелил из пистолета ПМ". В российском посольстве, как отмечало издание, подтвердили, что в инциденте был замешан их сотрудник, однако заявили, что "он уже экстрадирован в Россию".
Впрочем, к российской базе киргизские депутаты отнеслись менее критично, не пожелав обсуждать пересмотр соглашений с РФ. Председатель парламентского комитета по обороне и безопасности Рашид Тагаев объяснил это тем, что "у американской и российской военных баз разные цели и задачи, поэтому сравнивать их и применять к ним единые подходы нецелесообразно".
Как выяснилось немного позже, подобный подход оказался вполне оправданным. По инициативе президента РФ Владимира Путина российская сторона подарила Киргизии самолет Ту-154, на замену тому, что пострадал при столкновении с американским заправщиком в конце сентября 2006 года (пострадавший Ту-154, как сообщалось, был последним работоспособным лайнером этой модели в республике и использовался киргизским президентом). Об этом главе киргизского правительства Феликсу Кулову сообщил руководитель Федерального агентства по атомной энергии РФ Сергей Кириенко.
Как сообщалось ранее, правительственная комиссия Киргизии, расследовавшая аварию, возложила всю вину на американскую сторону. Представитель авиакомпании "Кыргызстан" Наталья Смоленская оценила ущерб, нанесенный киргизской авиации в результате столкновения, в три миллиона долларов. Упомянутый чиновник Минтранса Алик Аскаров заявил, что этот ущерб "должен быть компенсирован в любом случае".
Президент республики Курманбек Бакиев уже поблагодарил российского коллегу за щедрый дар. Он заявил, что "у Киргизии и России нет проблем в сотрудничестве, которому, - подчеркнул Бакиев, - способствует внимательное и чуткое отношение самого президента Владимира Путина к народу нашей республики и ко мне, как президенту".
Напомним, что Россия не платит Киргизии за аренду базы в Канте, однако периодически оказывает республике помощь военной техникой. Так, в ноябре 2006 года глава российского министерства обороны Сергей Иванов передал киргизскому военному ведомству техники на 2,5 миллиона долларов. Эта помощь действительно значима, если принять во внимание оценки, которые несколько месяцев назад киргизские депутаты дали собственной армии. Оппозиционер Темир Сариев предложил вообще ликвидировать министерство обороны как заведомо неэффективное. А Дооронбек Садырбаев отметил, что армия Киргизии "не продержится и часа", если на республику вздумают напасть ее соседи: Казахстан, Таджикистан или Узбекистан. Зато теперь на этот случай у киргизского президента есть российский самолет Ту-154. Тоже неплохо.