25 декабря суд Южно-Сахалинска вынес приговор в отношении троих обвиняемых в смерти генерал-майора Федеральной пограничной службы РФ Виталия Гамова. Исполнителей преступления - Алексея Аникина, Алексея Бритова и Сергея Малютина - фактически не признали убийцами, поэтому осуждены они были на минимальные сроки. Их приговорили к четырем годам тюрьмы с отбыванием срока в колонии общего режима. Однако дело на этом не закончено - на свободе остается заказчик преступления.
Приговор суда стал подтверждением решения коллегии присяжных по этому делу, которое было вынесено еще 17 ноября. Заседатели не согласились с требованием прокуратуры признать подсудимых виновными "в убийстве лица в связи с осуществлением им служебной деятельности и покушении на убийство" и приговорить их к пожизненному сроку. Вместо этого присяжные сочли, что имел место "поджог, повлекший по неосторожности смерть человека". Другими словами, гибель генерала Гамова была признана неумышленной.
Напомним, что, по данным следствия, в ночь на 21 мая 2002 года в квартиру начальника территориального отдела "Южно-Сахалинск" и замначальника Тихоокеанского регионального управления погранслужбы Гамова, находившуюся на первом этаже, были брошены три полуторалитровые бутылки со смесью бензина и масла с привязанными к ним фальшфейерами.
В результате пожара Виталий Гамов получил более 90 процентов ожогов поверхности тела и через семь дней скончался в клинике японского города Саппоро. Его жена Лариса, получившая 80 процентов ожогов, выжила. В момент возгорания в квартире находился их 13-летний сын. Он не пострадал, поскольку, когда огонь только разгорался, родители сразу же вывели его на улицу, а сами попытались самостоятельно потушить пожар и спасти имущество.
Следствие основной версией покушения на генерала Виталия Гамова рассматривало месть одной из приморских преступных группировок, занимавшихся браконьерским ловом рыбы и морепродуктов (против нее активно действовали южносахалинские пограничники). Круг подозреваемых был определен еще в июне 2002 года, однако задержать их удалось только через три года. Ими оказались Алексей Аникин, Алексей Бритов и Сергей Малютин. Все они 1979 года рождения, вместе учились в Калининградском морском колледже, а позже, по данным следствия, входили в одну из преступных группировок. После гибели Гамова они так же вместе уехали с Сахалина.
Аникин, объявленный в международный розыск, был задержан сотрудниками УБОП при УВД Сахалинской области в московском аэропорту 6 октября 2005 года. Все это время он использовал поддельный паспорт гражданина Украины. 15 октября того же года в Калининграде арестовали Малютина, а 12 ноября в Москве и Бритова. Все это время, как установило следствие, эти двое спокойно жили в родном городе Черняховске Калининградской области.
Судебный процесс над обвиняемыми открылся в октябре 2006 года. Аникин, Бритов и Малютин попросили, чтобы их судила коллегия присяжных. Сторона обвинения в свою очередь привлекла для участия в заседаниях Ларису Гамову, которая вместе с сыном после смерти мужа переехала в Сочи. Она должна была поддерживать в суде позицию прокуратуры, требовавшей признать обвиняемых убийцами.
Обвиняемые и их адвокаты признавали причастность к нападению на квартиру Гамовых, но категорически отрицали умысел в его гибели. Заказчик преступления (его имя до сих пор держится в тайне в интересах следствия) просил всего лишь "напугать несговорчивого генерала", с которым браконьерам, по всей видимости, не удалось договориться. Как вариант акции устрашения Виталия Гамова рассматривалось сожжение его машины или дачи. Но, по словам адвокатов обвиняемых, так как у пограничника ни того, ни другого не было, преступники решили устроить поджог в его квартире. Очевидно, что прокуратуре так и не удалось доказать присяжным умысла в убийстве генерала, как, впрочем, и связи коммерческой деятельности заказчика с борьбой Гамова с дальневосточными браконьерами. В результате, коллегия, по сути, поддержала версию обвиняемых.
Лариса Гамова, присутствовавшая на вынесении вердикта присяжными, не согласилась с ним. По ее словам, он фактически "отмыл" преступников, "поскольку признание лишь одного факта поджога автоматически сделало гибель мужа результатом неосторожности обвиняемых". Гамова заявила, что продолжит "борьбу". О желании опротестовать приговор объявила и прокуратура.
Однако позднее государственный обвинитель неожиданно потребовал признать подсудимых Алексея Аникина, Алексея Бритова и Сергея Малютина виновными в совершении преступления, предусмотренного частью 2 статьи 167 УК (умышленное уничтожение и повреждение имущества, совершенное из хулиганских побуждений, путем поджога либо повлекшее по неосторожности смерть человека). То есть прокуратура фактически согласилась с присяжными, потребовав вынести наказание Бритову и Малютину в виде лишения свободы сроком на 4 года, а Аникину - на 4 года и 3 месяца с отбыванием срока в колонии общего режима (он обвинялся еще и в подделке документов).
В итоге суд согласился с доводами обеих сторон. Адвокаты обвиняемых заявили, что, скорее всего, не будут обжаловать приговор суда. Лариса Гамова подчеркнула, что это решение ее не устраивает. "Я буду обжаловать его в вышестоящей инстанции. Наказание должно быть более суровым", - сказала она. Между тем, гособвинитель Сергей Чинский заявил, что приговор суда соответствует вердикту присяжных. Но он считает, что Сахалинская областная прокуратура, скорее всего, будет опротестовывать решение суда и требовать изменения юридической классификации преступления, то есть предъявления обвинения "по вышеназванным статьям" (30 и 227 УК РФ - "покушение на убийство" и "посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля"), по которым подсудимым может грозить минимальное наказание в виде 20 лет тюрьмы.
Окончательное решение остается за Верховным судом РФ (а он неоднократно отменял вердикты присяжных по громким уголовным делам). Не меньший интерес теперь вызывает дело о заказчике "акции устрашения" генерала Виталия Гамова. Известно, что он объявлен в международный розыск, а его дело выделено в отдельное производство. В 2003 году тогдашний министр внутренних дел Борис Грызлов (ныне спикер Госдумы) заявлял, что по одной из версий за покушением на чиновника погранслужбы стоит преступный авторитет Василий Наумов, известный по кличке Якут. Однако это заявление Грызлов сделал через несколько дней после убийства Наумова в южнокорейском городе Пусан. Сейчас версия о причастности к гибели Гамова этого "авторитета" следствием не рассматривается.