Глава МВД Грузии Вано Мерабишвили, находясь с визитом в США, заявил, что еще летом 2006 года грузинские спецслужбы совместно со специалистами из ФБР и ЦРУ задержали в Тбилиси гражданина России, пытавшегося сбыть контрабандным путем 100 грамм высокообогащенного урана-235, который может быть использован для производства ядерной бомбы.
Грузия на страже безопасности
Информацию, содержащуюся в заявлении грузинского министра, распространило агентство Associated Press. По словам Вано Мерабишвили, на след торговца радиоактивными материалами, живущего во Владикавказе, власти Грузии вышли благодаря сведениям, полученным от своих агентов, действующих на территории Южной Осетии.
После этого было решено выманить подозреваемого с территории РФ и завлечь в ловушку. Для этого с ним якобы связался представитель грузинских спецслужб, который под видом богатого иностранца выразил желание приобрести партию высокообогащенного урана. Когда торговец приехал в Тбилиси, его арестовали на съемной квартире. Вместе с ним были задержаны его сообщники - три гражданина Грузии.
Любопытная деталь: 100 грамм высокообогащенного урана-235 контрабандист привез в нагрудном кармане пиджака, завернутыми в целлофан.
Задержанный россиянин, как отмечается, отказался сотрудничать со следствием, но при этом почему-то сообщил, что у него есть еще много урана. Несмотря на упорство подозреваемого, как пояснил Мерабишвили, грузинским спецслужбам удалось раскрыть целую сеть незаконных поставок радиоактивных материалов с территории России. "Когда мы направили "покупателей", стали открывать каналы поставок через Абхазию и Южную Осетию, то мы увидели огромный поток материалов", - добавил он.
За помощью в проведении расследования грузинские следователи обратились к России. Российские специалисты якобы взяли на анализ часть изъятого радиоактивного вещества, но на этом дело и закончилось. Никакой реальной помощи российская сторона следствию не оказала. В результате Грузия была вынуждена обратиться к США. Агенты ФБР и американского министерства энергетики отвезли материал в Соединенные Штаты, где смогли установить, что это действительно высокообогащенный уран, который можно использовать при создании ядерного оружия.
Тогда же Мерабишвили сообщил, что главный обвиняемый был приговорен в ходе закрытого судебного процесса к 10 годам тюремного заключения, которые он будет отбывать в грузинской тюрьме. Его сообщникам тоже вскоре будет вынесен приговор, им грозят схожие сроки наказания.
Но дело считалось бы неоконченным, если бы справедливого осуждения удалось избежать еще одним виновным - тем, кто с прохладцей относится к своим обязанностям по борьбе с нелегальной торговлей радиоактивными материалами и даже не считает нужным помогать следствию - российским властям.
Именно поэтому Вано Мерабишвили решил обнародовать детали этого дела, как он выразился, "с досады на бездействие России" и из-за опасений, что российские террористы могли бы воспользоваться выявленной утечкой радиоактивных материалов.
В заявлении Мерабишвили, переданном Associated Press, оставалось много непонятного, недоговоренного: не названо имя россиянина, хотя следствие по его делу уже дошло до суда, и он получил свой срок. Ничего конкретного не сказано о сетях незаконного распространения радиоактивных материалов и о том, где раскинуты эти "сети".
…при поддержке США
Вероятно, чтобы пресечь возможные кривотолки и развеять сомнения в серьезности заявлений Мерабишвили, несколькими часами позже на страницах The New York Times появилась развернутая статья по данной теме, где помимо портрета собственно Мерабишвили приведена фотография задержанного россиянина, фото двух целлофановых пакетиков с ураном-235, а также раскрыты существенные детали этого громкого дела: имя преступника, которым оказался 50-летний Олег Хинсагов, особенности его задержания, ход расследования, заключения американских экспертов, которые проводили анализ изъятого вещества.
Однако призванная поставить точки над "i" статья парадоксальным образом порождает еще больше вопросов, так как многие детали в изложении The News York Times не совпадают со сведениями, сообщенными ранее со слов грузинского чиновника.
Прежде всего, это касается даты проведения операции по задержанию Хинсагова. Мерабишвили заявил, что она прошла в июне 2006 года. Однако по сведениям газеты, Хинсагов прибыл в Тбилиси в конце января 2006 года на старой машине по горной дороге и был задержан 1-го февраля на квартире в одном из бедных городских районов.
Перед тем как выйти на Хинсагова, "покупатель" связался с тремя гражданами Грузии, которые уже находились на примете у правоохранительных органов, и вместе с ними поехал в Осетию. Там они встретились с Хинсаговым и убедили его приехать в Тбилиси. Неясно, правда, почему Хинсагов согласился ехать "с грузом" через границу, да еще на автомобиле по дороге, где попадаются и российские миротворцы, и грузинские военные.
Сообщается также, что, вызвав Хинсагова в Грузию, разыгрывающий роль покупателя агент спецслужб представился не просто богатым иностранцем, а - внимание! - "мусульманином из серьезной организации". Здесь трудно не заметить явного намека на беспринципность российского торговца радиоактивными материалами, котрый в погоне за наживой не остановится перед тем, чтобы продать их исламским террористам, мечтающим создать ядерную бомбу и жахнуть по неверным.
Следом уточняется общее количество урана-235, которое Хинсагов, помимо привезенных им с собой 100 грамм, готов был потом продать "покупателям" - 2-3 килограмма, и тут же сообщается, что этого вполне хватит для изготовления небольшой атомной бомбы.
При этом приводится описание внешности самого Хинсагова: бедно одетый человек с впалыми щеками. По сведениям газеты, основным его занятием является торговля рыбой и сосисками. Сами журналисты отмечают, что до сих пор неясно, как он получил доступ к радиоактивным веществам.
Кстати, срок, на который его осудили, по сведениям The New York Times, не десять, как говорил Вано Мерабишвили, а восемь с половиной лет тюремного заключения.
Насчет любопытной детали о том, что Хинсагов хранил уран-235 в нагрудном кармане. The New York Times ничего об этом не сообщает, зато приводит другой интересный факт. Изъяв уран, грузинские силовики положили его в коробку, опасаясь радиоактивного излучения. Однако потом, когда в Грузию прибыли специалисты ФБР, один из них, к изумлению грузинских коллег, просто взял и положил пакетики себе в карман, так как излучение вещества крайне мало.
Неужели грузинские силовики, поставив хитроумную ловушку Хинсагову, не знали толком, что он везет? Проводя операцию по изъятию радиоактивного вещества, готовясь к сделке, они могли бы уточнить, что покупают и каковы свойства товара, иначе в следующий раз им подсунут пакетик с песком, и вся операция пойдет насмарку.
Главный подозреваемый
Однако несомненно, куда более значимым вопросом является происхождение урана-235, потому что ответ на него затрагивает не только аспекты, относящиеся к конкретному делу, но и к сфере политики и межгосударственных отношений. Очевидно было бы предположить, что раз уран привез в Грузию гражданин России, то и произведен он был в РФ.
Между тем, как пишет The New York Times, ФСБ РФ, которое, по словам грузинских властей, никак не помогало в расследовании инцидента, отправило грузинскому правительству секретный доклад, в котором сообщило, что на основании анализа предоставленных Грузией образцов невозможно определить страну-производителя вещества. Кроме того, российские специалисты установили, что уран был получен более десяти лет тому назад.
Однако такая помощь со стороны России Грузию, судя по всему, не удовлетворила. Образцы радиоактивного вещества были отправлены в США. По данным The New York Times, после проведения серии анализов в правительственной лаборатории США один из представителей независимой организации Совета по охране природных ресурсов Томас Б. Кочран (Thomas B. Cochran) заявил, что есть "убедительные основания" предполагать, что уран был произведен в РФ.
В своем заявлении грузинские власти не упомянули о заключении российских экспертов, а привели только данные анализов американской лаборатории. В результате в западных СМИ сам собой нарисовался портрет небольшой демократической страны, которая, в одиночку борясь с сепаратизмом отдельных сопредельных областей и имперскими устремлениями со стороны России, помогает США защищать мир от угрозы международного ядерного терроризма.
В статье американской газеты приведены свидетельства, согласно которым из-за политической нестабильности в регионе пышным цветом расцветает коррупция и контрабанда, особенно в отколовшихся от Грузии сепаратистских областях, превратившихся в "криминальный рай". Только в городах США американские специалисты якобы обнаружили контрабандных товаров, попавших туда из Осетии через Грузию, на 100 миллиардов долларов.
Вывод напрашивается сам собой. Его озвучил посол США в Грузии Джон Ф. Теффт (John F. Tefft), который заявил: "Последний случай с изъятием урана еще раз подчеркивает, что контрабанда и плохой пограничный контроль, вызванный сепаратисткими конфликтами, представляют угрозу не только для Грузии, но и для всего мирового сообщества". Как ожидается, вопрос об изъятии у Хинсагова 100 грамм контрабандного урана может быть вынесен на обсуждение в МАГАТЭ 26 января.
А что Россия?
Иными словами, дело может приобрести международный размах. Как же ведет себя Россия? Реакция российских политиков на заявления Вано Мерабишвили достаточно сдержанная, что, судя по всему, объясняется нежеланием лишний раз раздувать новый политический скандал.
В РФ еще раз напомнили о том, что нет достаточных доказательств того, что уран был именно российского производства. В четверг, 25 января, представители Росатома заявили, что предоставленные им грузинской стороной образцы не позволяют определить страну происхождения вещества.
Одновременно в Росатоме подтвердили, что знают о задержании в Грузии российского гражданина, жителя Северной Осетии, по подозрению в контрабанде урана, отметив при этом, что о задержании им стало известно еще в декабре 2005 года. Кроме того, сообщается, что группа российских специалистов из представителей Росатома и ФСБ тогда же "посетила Грузию и присутствовала на одном из первых допросов упомянутого гражданина".
Наконец, в Росатоме вернули Мерабишвили его же собственные обвинения, заявив, что это Грузия продемонстрировала очевидное нежелание сотрудничать с РФ по делу о нелегальной торговле ураном.
Со своей стороны, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по делам СНГ Борис Третяк заявил изданию "Общая Газета.РУ", что, по его мнению, россиянина задержали "в рамках еще не погашенного конфликта между Россией и Грузией". "Грузия со своей стороны не делает попыток погасить конфликт, и ей нужно поддерживать его чем придется. Я бы не стал уделять пристальное внимание фактам, представленным грузинской стороной", - добавил он.
Возможно, Грузия, преследуя свои политические цели, действительно отказалась от сотрудничества с Россией, разыграв из себя одинокого борца с терроризмом, которому никто кроме США не хочет помочь. Но представляется также вполне очевидным, что российской стороне не удастся выйти из скандала с контрабандным ураном, отделавшись лишь невнятным ответом экспертов о невозможности установить происхождение радиоактивного вещества или прибегнув к попытке списать все на политически окрашенную неприязнь Грузии к своему северному соседу. Москве все равно придется объяснить не только Грузии и США, но и всему миру, каким образом уран оказался на территории РФ в нагрудном кармане российского гражданина, контрабандой доставившего его в Тбилиси, и какие меры принимаются российскими властями для предотвращения утечки радиоактивных веществ.
Алексей Демьянов