Два крупных российских издателя поссорились из-за журналиста, которого никогда не существовало. Главный редактор "Большого города" Алексей Казаков уже предложил немецкому холдингу Gruner+Jahr встретиться в суде, если последний, конечно, не одумается и не вернет БГ Алену Лыбченко. Какое бы теперь решение ни приняли немцы, прецедента не избежать.
Разногласия между издателями начались после того, как входящий в Gruner+Jahr журнал Gala напечатал текст, подписанный Аленой Лыбченко. В "Большом городе", для которого ранее писала Алена, говорят, что на самом деле никакой Лыбченко не существует и хотят, чтобы Gala перестала использовать чужой псевдоним.
Если дойдет до суда, то это будет, пожалуй, первый судебный процесс из-за несуществующего журналиста. И уж совсем интересный оброт дело обретет, если Gruner+Jahr согласится вернуть Лыбченко. Дело в том, что этой журналистки не существует не только де факто, но и де юре - в июле прошлого года "Большой город" сообщил своим читателям пренеприятнейшее известие - "глубоко законспирированный агент в мире средств массовой информации" устала описывать мир, в котором отсутствуют герои, и "испустила дух". Это ж как придется сообщать о ее возвращении в БГ - тело Алены вернулось из командировки в журнал Gala? В общем, странная история получается.
А так хорошо все начиналось. Писала себе Алена Лыбченко колонку в "Большой город" о всяких медийных полезностях. То подскажет, как к Антону Носику в ЖЖ попасть, то выведет на чистую воду редактора Esquire, то о тайных встречах президента с прессой поведает. Никого не щадила - даже в наше все - "Коммерсант" - как-то летом позвонила и узнала из первых рук, что никаких слияний и поглощений на медиарынке не ожидается. В сентябре, правда, русский Newsweek написал, что в это самое время предприниматель Роман Абрамович стал промежуточным владельцем газеты (а в конце августа издание купил Алишер Усманов). Но к тому времени Алены уже не было в живых - проект "глубоко законспирированного агента" прикрыли еше в первых числах июля.
А несколько дней спустя в редакцию "Большого города" позвонила девушка из премии "Медиаменеджер года" и посоветовала Алене "обязательно быть" на церемонии награждения. У тонкого намека, разумеется, были толстые обстоятельства, и медиаменеджером эту загадочную девушку, которая, наверное, ни разу в своей скоротечной журнальной жизни ничем не руководила, признали. Но за призом она так и не пришла, чем жутко расстроила всю заинтересованную публику.
Потом и вовсе началась мистика. Испустившая дух, которую, если верить июльской колонке Казакова, еще оплакивали родные и близкие, неожиданно воскресла и обратилась к организаторам через YouTube. "Покойница" была на редкость корректна, призналась в том, что, увы, не существует, за приз поблагодарила, а факт вручения назвала отрадным. Казалось бы - конец, the end, спускайте занавес.
Ан нет. В февральском номере журнала Gala, который известен широкой публике лишь тем, что переманил из "Коммерсанта" Валерия Панюшкина, Алена Лыбченко всплывает вновь. Правда, уже в ином качестве. Теперь она глубоко законспирированный агент в мире пиара и озабочена хитросплетениями личной жизни Аниты Цой, Анастасии Заворотнюк и прочих Владов Топаловых.
Весть о чудесном воскрешении быстро облетела Сеть, и многие отправились в киоски за новыми статьями Лыбченко. Но далеко не все нашли, чего искали. Так, главный редактор SmartMoney и без пяти минут инвестиционный банкир Леонид Бершидский хотел увидеть, с кем "можно выпить". Но не нашел. "Настоящая Алена... смешная и, блин, нормальная - с такой и водки можно выпить. Она не слушает Билана...", - возмущается в своем ЖЖ Бершидский, имея в виду, что если бы не подпись под текстом, то и не угадаешь, что это та самая Лыбченко.
В БГ же видят в "Гале" вора и собираются судиться.
- Это была моя любимая игрушка... Ее создали мы с Ильей Ценципером (главный редактор ИД "Афиша". - Ред.).
Глава "Большого города" Алексей Казаков начинает говорить о Лыбченко, даже не услышав вопроса. И тут же оговаривается - за автора под псевдонимом Лыбченко он не писал, а был его редактором.
- А автор был один?
Заминка. Но интонация становится снова уверенной, когда заходит речь о тех, кто знал об авторе под псевдонимом. Редактор "Галы" и бывший автор "Большого города" Маша Гессен его знать не могла, уверен Казаков.
А это уже версия Маши Гессен. "Пришла Алена Лыбченко и предложила... мы согласились", - пишет она в сетевом журнале Бершидского (взять комментарий непосредственно у Маши нам не удалось).
Да, и претензий БГ в "Гале", похоже, не боятся. "У вас же хорошее образование. Вы прекрасно знаете, что этот псевдоним не бренд", - пишет Маша Гессен Леониду Бершидскому. В общем, похоже, что этот спор продолжится в суде. А жаль - вариант с возвращением тела в "Город" будет поинтересней.
Владимир Моторин