Резкое выступление Владимира Путина в Мюнхене, в котором он фактически обвинил США в попытке создания "однополярного мира", заставило иностранных политиков с особым вниманием следить за трехдневным визитом президента России на Ближний Восток. Однако Путин в ходе переговоров с представителями Саудовской Аравии, Катара и Иордании избегал политических заявлений, дав понять, что ездил в первую очередь "делать бизнес".
Не случайно в составе российской делегации оказалось очень много бизнесменов. Вместе с президентом на переговоры приехали топ-менеджеры нефтегазовых компаний, в том числе "Газпрома", "Лукойла" и "Роснефти", а также представители "Рособорнэкспорта", телекоммуникационной "Системы" и "Русала". Иными словами, Владимир Путин взял с собой руководителей основных госмонополий и компаний, лояльных к власти и, как правило, сопровождающих президента в ходе его заграничных турне. Почти все те же лица сопровождали Путина в Китай в 2004 году, в ЮАР в 2006 году и в другие представительные поездки президента.
Несмотря на внушительный состав российской делегации, конкретных контрактов подписано почти не было - компании ограничились только общими переговорами или меморандумами о взаимопонимании. В этих условиях на первый план вышли комментарии Владимира Путина, который, во-первых, зазывал арабские компании делать бизнес в России, а, во-вторых, добивался создания совместных предприятий на территории Иордании, Катара и Саудовской Аравии.
"Газовый ОПЕК"
Однако главный вопрос, который интересовал журналистов в ходе турне Путина, - это возможность создания "газового ОПЕК", то есть организации, защищающей интересы основных экспортеров газа в мире - России, Катара и Ирана, который и выдвинул эту идею.
Существующая сейчас ОПЕК объединяет экспортеров, контролирующих до 40 процентов мировой добычи нефти. От действий организации во многом зависит движение цен на нефть на мировых рынках. Фактически ОПЕК управляет нефтяными ценами - как только они опускаются ниже определенного уровня, представители стран - членов организации заявляют о снижении добычи. Когда же стоимость нефти бьет рекорды роста из-за дефицита на рынке, то ОПЕК повышает темпы добычи и тем самым охлаждает рынок. При этом в организацию входят как страны Ближнего Востока, так и Африки и Латинской Америки, что позволяет ОПЕК оперативно реагировать на все мировые события. Россия является едва ли не единственным крупным экспортером нефти, который не входит в организацию.
Создание газового альянса, подобного ОПЕК, позволило бы экспортерам "голубого топлива" превратиться из конкурентов в партнеры, распределить сферы влияния и фактически монополизировать рынок газа. Возможное сотрудничество Ирана и Катара вызывает серьезные опасения потребителей - в первую очередь, Европы, которая боится высоких цен на газ и полной энергетической зависимости от предполагаемого альянса.
Однако создать "газовый ОПЕК" сложнее, чем нефтяной. Это объясняется структурой газового рынка - в отличие от нефти, газ чаще направляется потребителям не транспортом, а с помощью трубопроводов. Следовательно, экспортные потоки газа невозможно безубыточно перенаправить в случае осложнения отношений с той или ной страной. Это вынуждает производителей и потребителей подписывать долгосрочные контракты, почти не оставляя свободного газа на рынке. По такой тактике действует и "Газпром" - в течение 2006 года отечественная монополия продлила контракты на поставку топлива со многими партнерами из Западной Европы вплоть до 2030 года. В этих договорах хоть и не называется окончательная цена на газ, но предлагается четкая схема, по которой он будет оплачиваться.
Из-за этой особенности механизм влияния на рынок предполагаемого "газового картеля" пока оставляет больше вопросов, чем ответов. Не добавили определенности и слова Владимира Путина, сказанные на пресс-конференции по итогам российско-катарских переговоров. "Я бы не сказал, что мы отвергли предложение о создании картеля. Мы ничего не отвергали - наоборот, я сказал, что это интересное предложение. А нужен ли этот картель, будем ли мы его реализовывать - это отдельный разговор", - цитирует слова президента его администрация.
Путин пообещал вернуться к вопросу о картеле весной, когда в Катаре будет проводиться конференция производителей газа. Однако уже сейчас понятно, что страны добились предварительных соглашений о сотрудничестве. "Для нас очень важно вырабатывать общие подходы и защищать интересы производителей, создавать единые условия работы производителей, строить соответствующую систему отношений с нашими основными потребителями", - отметил Путин.
Договариваться с Катаром тем удобнее, что экспортные потоки российского и катарского газа пока не слишком пересекаются - если Россия продает топливо, в основном, в Европу, то Катар ориентирован на рынки Южной Кореи и Японии. Тем не менее, восточные страны, как и Европа, заинтересованы в диверсификации поставок - японская компания Osaka Gas уже выкупила 98 процентов сжиженного природного газа с завода, который будет построен на Сахалине.
Вертолеты и автомобили
Выступая перед российскими и арабскими бизнесменами в Эр-Рияде, Владимир Путин поделил свою речь на две части. Первая касалась сотрудничества компаний в нефтегазовом секторе, вторая - всех остальных. Такая композиция четко отражает существующее положение дел в товарообороте между Россией и Саудовской Аравией - если страны и заинтересованы друг в друге, то исключительно в энергетической сфере.
Путин заявил о необходимости сотрудничества и в других областях, предложив арабским банкам открывать представительства в России. Президент отметил, что отечественные законы допускают создание дочерних финансовых организаций со стопроцентным зарубежным капиталом. Однако заявление Путина вряд ли было воспринято всерьез - обычно иностранные банки открывают свои представительства в России для того, чтобы финансировать сделки между двумя странами. Но поскольку товарооборот между Саудовской Аравией и Россией составляет около 250 миллионов долларов в год, а между Россией и Иорданией - 60 миллионов долларов, то финансировать здесь фактически нечего.
Путин разрекламировал на весь Ближний Восток и российский рынок целиком. "Устойчивый рост экономики, политическая стабильность, добротная правовая база - все это благоприятные условия для долгосрочного вложения капиталов", - заявил президент России. Но вряд ли и эти слова сильно подействовали на арабских инвесторов, которые и без российского президента знают о том, что рост российской экономики основан на высоких ценах на топливо, и наверняка не забыли "дело ЮКОСа", которое показало плюсы и минусы "добротной правовой базы" и "политической стабильности".
Президент России также предложил услуги отечественных компаний в области строительства железных дорог и в сфере металлургии. Однако заявлений по конкретным проектам так и не последовало. Зато российские бизнесмены и чиновники подписали "Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве между Внешэкономбанком и Росэксимбанком и Саудовским фондом развития", а также Конвенцию об избежании двойного налогообложения доходов и капитала.
Компаниям удалось в ходе визита и того меньше - из всех нефтегазовых концернов конкретные документы подписал только "Лукойл" - компания Вагита Алекперова договорилась о взаимопонимании с Qatar Petroleum. А в ходе визита Путина в Саудовскую Аравию "Лукойл" внес в переговоры оживление, объявив, что его дочернее предприятие обнаружило в этой ближневосточной стране "скопления углеводородного сырья". Найти их, впрочем, в Саудовской Аравии несложно - эта страна является лидером по запасам нефти в мире.
Исключением стал и "Рособоронэкспорт", сумевший подписать контракт на поставку в Иорданию многофункциональных вертолетов Ка-226, одной из последних разработок "Камова". С Саудовской Аравией холдингу Сергея Чемезова пока ни о чем конкретном договориться не удалось, хотя этот рынок считается традиционно привлекательным. Именно Саудовская Аравия закупает на Ближнем Востоке больше всего оружия, причем как один из главных союзников США в регионе - в основном у американских компаний.
Кроме того, "Рособоронэкспорт" как один из основных акционеров "АвтоВАЗа" договорился о строительстве на территории Иордании сборочного производства Lada мощностью 30 тысяч машин в год. Документы о создании производства были подписаны главой "АвтоВАЗа" Владимиром Артяковым в присутствии Владимира Путина и короля Иордании Абдаллы II.
Несмотря на эти немногочисленные успехи, главным итогом поездки Владимира Путина и топ-менеджеров российских компаний на Ближний Восток стал сам ее факт, а не конкретные переговоры или документы. Россия ясно дала понять, что намерена развивать торговые отношения буквально со всеми странами мира, которые готовы предложить ей совместные проекты на своей территории или территории других стран.
Визит Путина еще раз показал, что пока экономической мощи России способствует мировая конъюнктура, страна будет пытаться ей воспользоваться для усиления своих позиций по всему миру, в том числе и в тех странах, которые традиционно считаются партнерами США - например, в Саудовской Аравии. Для этого усиления Россия будет пытаться использовать свою энергетическую мощь, при ее поддержке добиваясь контрактов в оборонной, металлургической и транспортной отраслях. Остается только гадать, что произойдет, когда конъюнктура изменится.