Французские рабочие Airbus провели 6 марта массовые митинги, протестуя против увольнения 10 тысяч сотрудников компании. Профсоюзы обещают продолжать борьбу, пока план реструктуризации Airbus Power8 не будет изменен. Ситуация осложнена тем, что в апреле во Франции пройдут президентские выборы. Политики используют митинги на Airbus для того, чтобы привлечь на свою сторону избирателей.
Airbus - одно из образцовых предприятий в Европе. Его достижения наглядно показывают, какие плюсы можно извлечь из экономического партнерства внутри Евросоюза - заводы Airbus располагаются во Франции, Германии, Великобритании и Испании. В течение пяти лет с 2001 по 2005 год европейский концерн обгонял по числу заключенных контрактов своего американского конкурента Boeing.
Однако хорошо отлаженная работа Airbus в 2006 году дала сбой. Разработка главной надежды компании, самого большого дальнемагистрального самолета ближайшего будущего, Airbus A380, неожиданно затянулась. Компании пришлось несколько раз откладывать серийный выпуск лайнера. Теперь постоянные партнеры Airbus уже не спешат заключать с европейской корпорацией контракты, за счет чего у Boeing становится все больше и больше заказов.
Полномасштабный кризис на Airbus начался в середине 2006 года. За несколько месяцев в компании сменились три топ-менеджера. Сейчас кресло руководителя Airbus занимает глава совета директоров European Aeronautic Defence and Space (EADS), частью которой и является Airbus, Луи Галлуа (Louis Gallois). Именно под его началом и был разработан план массовых сокращений.
Основная идея Power8 в том, чтобы снизить издержки компании за счет массовых увольнений и закрытия ненужных заводов. Руководство Airbus считает необходимым сократить около 10 тысяч работников, что позволит сэкономить до 2010 года пять миллиардов евро. На сторону компании встали президент Франции Жак-Ширак и премьер-министр страны Доминик де Вильпен (Dominique de Villepin), а также канцлер Германии Ангела Меркель.
Против Power8 выступают многочисленные профсоюзы рабочих по всей Европе. Митинги проходят, в основном, во Франции и Германии - в этих странах в общей сложности планируется уволить восемь тысяч человек.
Франция
Во Франции митинги на заводах Airbus воспринимаются многими политиками в контексте предвыборной кампании. 22 апреля состоится первый тур президентских выборов. А, значит, массовые выступления рабочих - хороший шанс для того, чтобы отработать предвыборные тезисы, а также привлечь на свою сторону новых избирателей.
В отличие от Германии, массовые протесты во Франции начались только спустя несколько дней после того, как руководство Airbus объявило об окончательном утверждении плана Power8. Самые масштабные митинги прошли в Тулузе, где находится штаб-квартира компании.
По данным зарубежных информационных агентств, только в этом городе на улицы вышли от 10 (Reuters) до 15 (AFP) тысяч человек. Рабочие не понимают, почему за четыре года надо сократить почти пятую часть сотрудников, когда книга заказов на самолеты Airbus заполнена на несколько лет вперед. "Если нас не услышат сегодня, мы устроим более масштабные митинги. Битва только начинается", - заявил глава одного из самых многочисленных профсоюзов Франции Force Ouvriere Жан-Франсуа Кнеппер (Jean-Francois Knepper).
В другом французском городе - Меольт (Meaulte) - митинговали около полутора тысяч человек. Учитывая, что здесь на заводе Airbus работает всего 1700 человек, на акцию протеста многие наверняка пришли с родственниками или знакомыми.
Между тем, о кризисе на Airbus высказались почти все основные политические силы Франции. Естественно, и социалисты, и центристы не хотят бросать в беде компанию. Вот только методы у них, как и положено конкурентам, разные.
Кандидат от социалистов Сеголен Руаяль (Segolene Royal) предложила французским регионам выкупить акции акционера Airbus концерна EADS. Тогда владение ценными бумагами EADS во Франции будет приближено к германскому варианту, где федеральные земли республики владеют символическими долями концерна. По мнению Руаяль, это позволит лучше контролировать дела Airbus. Как и положено социалисту, Руаяль выступает против массовых увольнений на заводах концерна.
В свою очередь, Николя Саркози (Nicolas Sarkozy), министр внутренних дел Франции и одновременно кандидат в президенты на предстоящих выборах от партии UMP ("Союз за народное движение"), заявил, что необходимо инвестировать в Airbus государственные средства.
Иными словами, кандидат от центристов выступил с требованием увеличить долю Франции в уставном капитале EADS. Сейчас главными акционерами компании являются одновременно Франция и Германия - им принадлежит по 22,5 процента ценных бумаг EADS. По словам Саркози, необходимо покончить с этим равенством, а на ключевые должности просто назначить лучших профессионалов.
В самой Airbus пока неохотно идут на уступки рабочим. Глава компании Луи Галлуа (Louis Gallois), впрочем, заявил, что детали плана Power8 еще можно изменить. Однако его основы останутся неизменными, несмотря ни на какие акции протеста. Из-за "очень серьезной" ситуации на Airbus забастовки "неизбежны", отметил Галлуа.
Кроме того, глава Airbus попросил оградить компанию от предвыборных лозунгов. "Несмотря на то, что заинтересованность государственных деятелей (в делах компании) представляет обычное явление, я бы не хотел их вмешательства в процесс руководства фирмой", - отметил Галлуа.
Германия
В Германии до президентских выборов еще далеко, а потому акции протеста здесь гораздо малочисленнее. Правда, на следующий же день после объявления планов Power8 на работу не вышли сотрудники заводов в Лаупхайме (Laupheim) и Норденхаме (Nordenham). Но акции протеста к началу недели закончились - германские профсоюзы договорились с руководством Airbus временно не выходить на улицы.
Тем не менее, в Германии очень внимательно прислушиваются к новостям из Франции. Слова Саркози о необходимости увеличения французской доли в уставном капитале Airbus здесь восприняли со скепсисом. "Airbus является успешным проектом не в последнюю очередь из-за того, что его развивали вместе Германии и Франция, - отметил министр экономики Германии Михаэль Глос (Michael Glos). - Мы будем защищать совместный проект и в будущем".
Уговорить Ангелу Меркель отказать от проекта Power8 попробует на личной встрече Сеголен Руаяль, которая сейчас находится в Берлине. Получится ли у женщин договориться - вопрос открытий, однако с большой вероятностью можно сказать, что Меркель не станет изменять свое решение, которое ранее было согласовано с Жаком Шираком, не потенциальным, а пока еще реальным президентом Франции.
Нельзя сказать, что инвесторы на фондовом рынке отреагировали на план Power8 и забастовки слишком негативно. В конце прошлой недели ценные бумаги EADS действительно сильно подешевели, однако было ли это вызвано общим настроением рынка или конкретными новостями от Airbus - сказать сложно. Во вторую же неделю марта, когда мировые фондовые площадки начали восстанавливаться после кризиса, ценные бумаги EADS стали потихоньку дорожать. Скорее всего, рынок ждет более ожесточенных баталий за план Power8, которые будут происходить все чаще с приближением президентских выборов во Франции.