Не успел выйти в прокат новый фильм, рассказывающий о приключениях черепах-ниндзя, как компания Ubisoft выпустила игру с участием тех же персонажей. Причем последняя версия Teenage Mutant Ninja Turtles появилась буквально на всех существующих платформах, включая персональные компьютеры, портативные консоли и даже полузабытый GameCube. Создатели игры обещали сюжет, рассказывающий о внутрисемейных проблемах братьев-черепах, и множество акробатических трюков в духе Prince of Persia. В результате же получилась довольно банальная аркада.
С первого же уровня становится ясно, что ожидает игрока в дальнейшем. На старт, внимание, марш! Побежали! Куда и зачем - разбираться придется уже в процессе. Даже раскладка кнопок подсказывает: "прыжок" тут важнее, чем "удар". Когда герои, по сути, бессмертны (даже бой с боссом не закончится гибелью, если только черепаха случайно не сорвется с крыши или со скалы), главным противником автоматически становится таймер. При стычках с врагами вопрос победы как таковой даже не стоит, единственное, чего хочется добиваться, - все той же скорости: отделать супостатов быстро и, по возможности, всухую: именно так игра учитывает успехи по итогам пройденного уровня.
Жаль, но рейтинги в игре мало на что годны - разве что открыть десяток-другой бестолковых бонусов. В общем, при желании можно на гонку со временем плюнуть и играть осторожно, однако делать этого не стоит: все очарование TMNT заключено именно в стремительном беге ловкого ниндзя по городу. Акробатика "Принца Персии" стала прямолинейней (теперь перед каждым сальто не приходится долго размышлять и оценивать дистанцию), но выиграла в скорости. Прыжок, другой, пробежка по стене, подтягивание, сальто; конечно, если нестись сломя голову, всегда есть риск свалиться и свернуть себе шею. Но тем самым игра бросает хоть какой-то вызов, иначе она была бы слишком легкой. Имеющиеся 16 уровней и так пролетают почти незаметно.
Бои по правилам
Битвы случаются нечасто и происходят только на специально отведенных "аренах", когда путь на время схватки перекрывается. Только в таких условиях черепахам позволено побыть ниндзя: у каждого из четырех персонажей найдется удар из прыжка, однокнопочное комбо из пяти-семи ударов, которое можно прерывать в любой момент, и могучий пинок, который раскидает нападающих, временно отправив их в нокдаун. За отвоеванную секунду передышки можно "зарядить" специальный черепаший прием: стоит отпустить зажатую ненадолго кнопку, и герой в стремительном рывке "наваляет" по очереди пятерым хулиганам сразу. Даже если они и не умрут, то испугаются уж наверняка. Глядишь, уже и особая шкала заполнилась - можно жать новую кнопку, чтобы замедлить время и без особых помех навешать супостатам вдвое сильнее.
"Семейные" уровни позволяют переключаться между героями и призывать на помощь брата в случае необходимости. Вдвоем родственники сокрушат врагов "семейным" спецприемом. Всего таких показательных выступлений четыре штуки, по одной разновидности на каждого мутанта-ниндзя. К этому времени враги кончаются, а игрок остается в недоумении: вроде, приемов хватает, да и стиль боя у черепах формально разный, но все стычки похожи друг на друга как две капли воды. Враги неторопливы, даже неповоротливы, взаимовыручкой пренебрегают, на бой выходят группами (на PS2 не более чем по пять штук, на Хbох 360 примерно вдвое больше), не слишком агрессивны, нападают однотипно и предсказуемо. Не составит труда уже через полчаса игры выработать даже не тактику, а последовательность действий, при которой вожделенная надпись "Зона пройдена" возвестит окончание боя как можно скорее.
Вызова от боссов тоже ждать не стоит. Немногочисленные "главари" столь же скучны и скудоумны, только сильней и выносливей. Имеющимися в арсенале приемами они распоряжаются более чем предсказуемо. Бой с любым боссом укладывается в совершенно 8-битную схему: уворачиваемся от пары-тройки атак, дожидаясь, пока несчастному надоест скакать по арене, даем "уставшему" врагу несколько пинков и повторяем до полной готовности.
В общем, как видно, алчущему ниндзя-экшна игроку тут ловить нечего: TMNT - это намного больше аркада, чем боевик. Авторы это и сами прекрасно понимали и оттого не стали засовывать боевые эпизоды куда ни попадя; за пятнадцатиминутный уровень подраться доведется от силы восемь-двенадцать раз.
Победа стиля
Осталось рассказать, как игра выглядит. В трех словах: технически графика ужасна. Особенно это бросается в глаза на первых уровнях, когда играть приходится за Леонардо: в джунглях все скалы и "естественные препятствия" - такие же гладкие и прямоугольные, как бетонные постройки в городских трущобах. Хотя игра использует движок известного всем "Принца", да и геймплей примерно такой же, выглядеть (в 2007 году) она умудряется хуже, чем поседевшая от прожитых лет Sands of Time. И даже версии для Xbox 360 и PC, обладающие более четкими текстурами и заоблачными разрешениями, ситуацию не спасают.
Казалось бы, приговор подписан, но нет, привыкший к позавчерашней графике и угловатым моделям глаз вдруг подмечает разнообразную и подчас весьма симпатичную анимацию, выдержанный стиль, слегка условный, но все же занимательный дизайн уровней. А заведует картинкой строго неуправляемая, но "разумная" камера, не только не мешающая совершать сложные прыжки, но и выбирающая зрелищные ракурсы. Кроме того, черепахи скачут через препятствия под замечательную музыку. TMNT - это одна из тех немногочисленных игр, где стиль и тщание перевешивают и копеечную графику, и залежалый движок. Ведь не за количество треугольников в кадре любят игры.
В лишенном эмоций остатке имеем вот что: технически игра бесповоротно устарела еще до собственного рождения, геймплей вторичен, сюжет весьма условен и прикручен для галочки. Любой ценящий свое время игрок этот продукт Ubisoft может с чистой совестью пропустить, не потеряв почти ничего. Однако графике противопоставлен стиль, а игровой процесс вполне сойдет за свежий, особенно если вы каким-то чудом пропустили "Принца Персии". В конечном итоге TMNT оказывается игрой, которой вполне может заинтересовать нетребовательного пользователя. Поклонникам черепах-мутантов ее даже стоит порекомендовать.
Артем Шорохов ("Страна Игр")