Ревностные христиане из штата Нью-Джерси, Роберт и Бренда Мэттни, оба сорока с небольшим лет, приговорены к четырем годам тюрьмы за непреднамеренное убийство приемного сына из России, совершенное почти семь лет назад. Виктор Александр Мэттни умер в октябре 2000 года, с 2004 года семейная пара отбывает наказание за жестокое обращение с ребенком. Все это время Мэттни отрицали свою вину и только в апреле 2007 пошли на сделку с правосудием и признали себя виновными. Последний обсуждаемый в прессе скандал с убийством усыновленных детей из России на самом деле первый. О жестоком обращении с русскими сиротами в США российкие СМИ заговорили позже, в 2005 году, в связи с делами Ирмы Павлис и Пегги Сью Хилт.
Виктор
Супруги Мэттни, имеющие четырех родных сыновей, в декабре 1999 года усыновили шестилетнего Виктора и двух его четырехлетних братьев-близнецов. Через десять месяцев после прибытия в США Виктора доставили в больницу с температурой тела 28,4 градуса и остановкой дыхания. Там он и умер спустя два дня. Причиной смерти было названо переохлаждение, на теле ребенка были также найдены многочисленные порезы и синяки. Следствие утверждало, что Виктора заперли на ночь в неотапливаемом подвале в качестве наказания. Мэттни признавали, что запирали ребенка в подвале, но отрицали, что оставили его там на ночь. Причиной смерти Виктора Мэттни называли некую редкую форму расстройства пищеварения, которую ребенок якобы подхватил еще в России.
В 2004 году присяжные признали супругов виновными в жестоком обращении с ребенком. Подсудимые не признали своей вины и опротестовали приговор. Однако в апреле 2007 года обвиняемые пришли к соглашению с судьей и признали свою вину, отказавшись от апелляции. Взамен десятилетний срок заключения был сокращен до семи лет, и к нему прибавлены еще четыре года за непредумышленное убийство. Однако, учитывая уже отбытый срок и условия досрочного освобождения, приемные родители Виктора смогут выйти на свободу уже в декабре этого года. Братьев Виктора еще в 2004 году усыновила мать Роберта Мэттни, живущая в штате Пенсильвания отдельно от сына.
Алекс
Супруги Павлис усыновили русского мальчика Алексея (Алекса) Гейко в 2003 году из дома ребенка в Ейске. Через шесть недель, 18 декабря 2003 года, Ирма Павлис вызвала к Алексею службу спасения 911. Прибывшие спасатели обнаружили на теле ребенка многочисленные следы ударов. Последний из них - по голове - оказался роковым. Несмотря на то, что мальчик был немедленно отправлен сначала в местную, а потом, по воздуху, в центральную больницу, спасти его не удалось.32-летняя домохозяйка из города Шаумбурга, штат Иллинойс, была взята под стражу. Сначала адвокату Павлис удалось убедить суд, что травмы, из-за которых умер Алекс, не были вызваны побоями со стороны приемной матери. Настоящая его мать была алкоголичкой, что привело к врожденной патологии мозга ребенка. Именно это стало причиной припадков, в ходе которых Алекс бросался на пол, бился головой о стены и в итоге сам нанес себе смертельные увечья. Однако в ходе следствия Павлис показала, что в тот день в очередной раз "потеряла контроль над собой" и ударила мальчика несколько раз по лицу и в живот, а затем била о дверь туалета в течение 15 минут. Женщина остановилась, лишь когда Алекс упал, закатил глаза и стал задыхаться. Женщина подумала, что мальчик притворяется, и вызвала спасателей только через сорок пять минут, когда стало очевидно, что ребенок умирает.
Согласно медицинскому заключению, причиной смерти мальчика стала закрытая черепно-мозговая травма. По словам врачей, ее мог нанести только другой человек. В ходе следствия выяснилось, что Виктор, был "трудным ребенком", отказывался пользоваться туалетом и порой причинял увечья самому себе. Обвинение в убийстве первой степени, по которому Павлис могли приговорить к смертной казни, было снято, и женщина была приговорена к 12 годам тюрьмы. На суде также выяснилось, что органы мальчика с согласия родителей использовались для пересадки.
У семьи Павлис была еще одна приемная дочь, тоже из России. Пятилетнюю девочку отдали в приют, на ее теле не обнаружили побоев. Служба усыновления штата Иллинойс заявляла в ходе расследования, что при усыновлении были проделаны все необходимые длительные процедуры и тщательные проверки, и ничто не предвещало такого исхода.
Нина
Супруги Хилт удочерили Нину (Вику Баженову), воспитанницу иркутского Дома ребенка в январе 2002 года, когда девочке был год и три месяца. 2 июля 2005 года во время посещения родственников в Манассасе, штат Вирджиния, Пегги Хилт вызвала "скорую" и сообщила врачам, что у ребенка остановилось дыхание. Как позже показало вскрытие, Нина умерла от одного или нескольких ударов в живот.Сразу после смерти Нины американка заявила, что девочка пострадала в результате несчастного случая дома. Но в ходе дальнейших допросов приемная мать в подробностях рассказала, как убивала ребенка. Хилт сказала полиции, что в тот день "была разгневанной и возмущенной" на свою приемную дочь. В соответствии с материалами дела, Хилт сначала трясла Нину, потом бросила ее на пол и била в живот. После этого она подняла девочку, положила ее в кровать и продолжала бить кулаком по животу и спине.
Американка Пегги Сью Хилт признала себя виновной в убийстве своей приемной дочери из России. Она была приговорена к тюремному заключению на срок в 25 лет. Если после освобождения Хилт нарушит определенные правила поведения, установленные для таких случаев, тюремный срок будет продлен еще на 10 лет. В семье Хилт был еще один усыновленный ребенок, девочка из Украины. В ходе следствия она была взята под опеку органами социальной защиты.
Реакция в России
Сообщения об убийствах российских детей в приемных семьях в США, естественно, вызвали соответствующую реакцию в России. Сразу после вынесения приговора Ирме Павлис тогдашний генеральный прокурор РФ Владимир Устинов выступил с предложением о заключении международного договора с государствами, граждане которых усыновляют российских детей, а также об установлении контроля за их положением. Как пояснили журналистам в Управлении информации и общественных связей Генпрокуратуры России, это было сделано "в связи с участившимися фактами насилия над российскими детьми, усыновленными иностранными гражданами". На 2005 год прокуратура насчитала 13 русских детей, убитых приемными родителями за рубежом.В ноябре 2007 года постановлением правительства вступили в силу новые правила, касающиеся деятельности иностранных организаций, занимающихся усыновлением. Мнения наблюдателей в отношении новых правил усыновления разделились: одни считают их более либеральными, другие, наоборот, отмечают ужесточение требований.
Упрощены бюрократические процедуры, необходимые для функционирования организаций, занимающихся усыновлением. По старым правилам, аккредитация для них действовала всего год. По новым правилам, перерегистрироваться в Министерстве образования и науки РФ им придется всего раз в пять лет.
В то же время новые требования направлены на ужесточение контроля как за квалификацией иностранных организаций, занимающихся усыновлением, так и за дальнейшей судьбой усыновленных детей. В частности, в Россию будут допущены только те организации, которые занимаются усыновлением не менее пяти лет и имеют официальное представительство в России. Причем это может быть только либо некоммерческая организация, либо государственная структура. Коммерческим компаниям доступ в эту сферу закрыт, так как Семейный кодекс РФ запрещает любую посредническую деятельность по усыновлению.
В настоящее время в России насчитывается около 800 тысяч сирот и детей, от которых отказались родители. Из них на попечении государства находятся более 260 тысяч, остальные воспитываются в приемных семьях или опекунами. В России самой популярной формой ухода за сиротами является опека или попечительство, которая охватывает 375 тысяч детей. Еще почти 160 тысяч детей прошли процедуру усыновления, а в приемных семьях воспитывается только 11 тысяч детей. В целом в России ежегодно усыновляется или берется на воспитание в семьи около 100 тысяч детей, тогда как на учете в федеральном банке данных состоят почти 180 тысяч детей. Из общего количества усыновлений лишь каждый десятый приходится на иностранных граждан. При этом, по Семейному кодексу РФ, усыновление детей иностранными гражданами допускается только в тех случаях, когда их отказываются брать на воспитание в свои семьи россияне. Поэтому чаще всего за рубеж уезжают дети, имеющие врожденные болезни, и, как правило, именно в развитых странах им оказывается гарантирован надлежащий уход. При этом на долю США приходится более половины детей, усыновляемых иностранцами.
Сообщения средств массовой информации зачастую однобоки. Пресса выбирает самые громкие дела, вольно или невольно заставляя аудиторию по крайним, предельным случаям судить о ситуации в целом. А между тем статистика, хоть и выражается в сухих цифрах, зачастую дает более полное и правильное представление о положении дел. Из 10 тысяч детей, взятых на усыновление за рубеж, мы слышали всего о трех делах, связанных с жестоким обращением с детьми, приведшим к их смерти. Повод ли это для ужесточения правил усыновления зарубежными опекунами? Ответ не столь очевиден, как кажется.
Елена Кореневская