Президент Молдавии Владимир Воронин, отчаявшись дождаться милостей от Москвы на переговорах о возвращении молдавского вина на российский рынок, решил взять инициативу в свои руки. Он сам запретил местным виноделам торговать с Россией до тех пор, пока сосед не одумается и не снимет все введенные ранее запреты.
Более года руководство Молдавии пыталось договориться с Москвой о возобновлении поставок, демонстрировало примерное поведение и шло на разного рода уступки. Совсем недавно казалось, что стороны готовы наконец прийти к соглашению и распить бутылку "Фетяски" в знак вечной дружбы. И вот теперь эта бутылка, можно сказать, торжественно разбита об стол переговоров. Правда, кого Кишинев пытался напугать получившимся грохотом, а также оставшейся в руке "розочкой", до сих пор непонятно.
Эй вы трое, оба ко мне!
Напомним, что в середине июля переговоры об экспорте молдавского вина в РФ вроде бы сдвинулись с мертвой точки. Роспотребнадзор, который в марте прошлого года обнаружил в бутылках с местным алкоголем некие вредные примеси, согласился снять запрет для трех компаний: Vismos, Calaras Divin и "Букет Молдавии".
В Кишиневе на это решение отреагировали довольно кисло. Директор госагентства "Молдова-Вин" Валериу Миронеску заявил, что эти компании отнюдь не являются лидерами по качеству продукции. "Нам непонятно, на какой основе отобраны претенденты, - возмущался Миронеску. - Многие отечественные компании не хуже, а даже лучше их". При этом Calaras Divin, как писало издание "Газета", после смены владельца, произошедшей два года назад, остается убыточным, а по данным "Коммерсанта", завод вообще не работает уже несколько лет.
Зато у трех счастливчиков, получивших разрешение на экспорт (с запросами о "реабилитации" в Роспотребнадзор обратились 35 молдавских производителей алкоголя), оказалось одно весьма полезное качество. Некоторые полагают, что именно оно и стало решающим. Все эти компании, как отмечало молдавское агентство "БАСА-Пресс", принадлежат российским инвесторам.
По данным "Газеты", Calaras Divin два года назад был куплен Московским межрегиональным винодельческим заводом. Что же касается Vismos и "Букета Молдавии", то они, как уточняет "Коммерсант", принадлежат торговому дому "Арома", долей которого (ее размер издание не называет) владеют российские инвесторы. Кстати, по данным "Газеты", следующей "зеленый свет" из Москвы получит DK-Intertrade - компания, которая принадлежит российскому "Дионис клубу".
Это тебе, это опять тебе, это обратно тебе…
Возмущение молдаван понятно: почти полтора года слушали нотации Геннадия Онищенко, боролись за качество продукции, возили по своим заводам российских экспертов, даже пустили Россию в ВТО и выпустили из тюрьмы советника Чубайса. И все это ради того, чтобы несколько компаний с российским капиталом получили возможность продавать в Россию молдавское вино, да еще при этом именно тому импортеру, которого укажет Москва.
В качестве уполномоченной компании по импорту вина, как писал ранее "Коммерсант", была выбрана российская госкомпания "Союзплодоимпорт" (СПИ). По данным издания, последние несколько месяцев СПИ вела переговоры с молдавской стороной, однако чем они в итоге завершились - неизвестно. По другой версии, которую озвучил представитель российского Союза участников алкогольного рынка Вадим Дробиз, эксклюзивным импортером молдавского алкоголя может стать специально созданный торговый дом.
Кстати, "Коммерсант" писал, что подбором "правильного" покупателя запросы Москвы не ограничиваются. По словам участников рынка, на которых ссылалось издание, российская сторона также потребовала, чтобы Молдавия переоформила на СПИ наиболее популярные марки местного алкоголя. В частности, права на коньяк "Белый аист", которые принадлежат молдавскому правительству. Как подсчитали специалисты, если бы передача брендов состоялась, то до конца года новый владелец получил бы не менее 12 миллионов долларов в качестве роялти от молдавских производителей.
Сам дурак
Первым свое недовольство выразил директор госагентства "Молдова-Вин" Валериу Миронеску. Это произошло в начале июля, еще до того, как Роспотребнадзор дал "зеленый свет" трем из 35 претендентов. Тогда поводом для скандала послужило решение экспертов из ведомства Геннадия Онищенко взять на проверку образцы только у пяти производителей (по данным "БАСА-Пресс", все они принадлежат российским инвесторам). Миронеску заявил, что Роспотребнадзор занимается "дискриминацией" и "иезуитством". "Каждый раз, когда мы сдаем документы, появляются новые требования, а многие из них вообще нелогичны", - заявил чиновник.
Онищенко не замедлил ответить. Претензии Кишинева к своему ведомству он назвал "шантажом". Досталось и его оппоненту: главный санитарный врач РФ назвал его "неким господином Маринеску, который, как представляется, обслуживает собственные интересы, а не интересы молдавской экономики". Нарисовав зловещий портрет, Онищенко посоветовал Кишиневу вообще отказаться от услуг столь сомнительного субъекта. "Думается, что для дальнейших контактов с российской стороной правительству Молдавии необходимо подыскать другого ответственного работника", - сказал российский чиновник.
Президент Молдавии поступил как раз наоборот. Не убоявшись, что в следующий раз Москва посоветует Кишиневу "подыскать другого президента вместо некого господина Воронина", он выступил в эфире молдавского ТВ и заявил, что на российском рынке "будут или все молдавские компании, или не будет ни одной". Президент пообещал, что не позволит всяким там "бюрократам и бюрократикам из России" навязывать его стране невыгодные условия экспорта. Хотя он и не показал пальцем лично на Геннадия Онищенко, можно предположить, что именно его ведомство президент и имел в виду.
"Мы однозначно не будем работать по тем схемам, которые предлагают руководители каких-то российских ведомств, даже если они себя бьют в грудь, что они там самые важные и самые главные, - гремел молдавский президент. - Мы не будем экспортировать вино фирмам, которые они будут называть" (а это, вероятно, камень в огород СПИ - примечание Ленты.Ру). В довершение он заявил, что президент России поддерживает его позицию. "Что бы там ни говорили бюрократы из России, у меня прямая договоренность с Путиным", - заверил Воронин своих соотечественников.
Вероятно, имелась в виду ноябрьская встреча в Минске, в ходе которой президенты вроде бы договорились о возобновлении поставок. Вот только какой толк от этих таинственных "договоренностей", если им уже скоро год исполнится, а молдавское вино на свой рынок Россия как не пускала, так и не пускает?
Спустя несколько дней молдавский президент перешел к активным действиям. Он запретил агентству "Молдова-Вин" выдавать предприятиям акцизные марки на алкоголь. Местные виноделы, по его словам, не получат "ни одной акцизной марки", пока Россия не согласится открыть свой рынок для всех молдавских производителей. Иначе, как пояснил президент, будет действовать "хитрая схема": "предприятия, получившие доступ на российский рынок, будут договариваться с теми, кто такого доступа не получил, о том, чтобы за определенную мзду пропускать через себя чужую продукцию".
Кто это там крякает?
Едва ли глава Молдавии всерьез рассчитывал, что в России его демарш кого-нибудь напугает. Фактически, пустив Россию в ВТО и не добившись при этом снятия запрета на импорт вина, молдавское руководство продемонстрировало, что не очень хорошо умеет торговаться. Очевидно, что от попытки Кишинева выдвинуть Москве ультиматум будет еще меньше толка.
Можно, правда, предположить, что Воронин пошел на скандал, заранее получив от Москвы гарантии, что всех молдавских виноделов пустят в Россию (непонятно только, что еще осталось у Кишинева, чтобы предложить взамен). После этого он мог бы выступить с ультиматумом, а затем сообщить об успехе и предстать перед согражданами в облике блестящего переговорщика, который (подумать только!) заставил Россию пойти на уступки, в нужный момент хлопнув кулаком по столу.
Правда, пока не похоже, чтобы ситуация развивалась именно по этому сценарию. Главный санитарный врач РФ, например, уже заявил, что недавние откровения Воронина его только порадовали. Дескать, не хотите - не надо, одной проблемой меньше. Вряд ли стоит полагаться и на то, что президент РФ решит послушаться своего молдавского коллегу и приструнить упомянутых им "бюрократов". Путин и сам иногда ругает нерадивых чиновников, однако едва ли из солидарности с Ворониным он стал бы ссориться с Геннадием Онищенко, который неоднократно доказывал свою незаменимость при создании "асимметричных ответов" для внутренних и внешних врагов.
Пока что от выступления Воронина пострадали только молдавские виноделы. Как те, которым Роспотребнадзор уже выдал разрешения на экспорт, так и те, кто ждал своей очереди. Возможно, впрочем, что президентский демарш был направлен как раз против тех компаний, которые успели получить индульгенцию из Москвы. Издание Moldovatoday.net напоминает, что на недавнем съезде энологов (специалистов по вину) руководители этих компаний выступили против экономической политики президента и подписались под итоговым документом съезда, в котором изложили свои требования к власти. А глава Vismos Константин Олару, отмечает издание, "был и остается одним из лидеров антиправительственной оппозиции в винодельческой промышленности".
При этом молдавский президент, судя по всему, не намерен серьезно ругаться с Москвой. Несмотря на все претензии к Роспотребнадзору, его критические выпады не затрагивают, например, президента Путина, с которым он вроде бы договорился о поставках. На той же пресс-конференции, на которой было объявлено о запрете на выдачу акцизных марок, Владимир Воронин сообщил, что молдавско-российские отношения, оказывается, "значительно улучшились за последнее время". Он даже разглядел в них "четкую позитивную динамику".
Теперь, правда, ему придется убеждать в этом мрачных виноделов, для которых перспектива вернуться на российский рынок в очередной раз отодвинулась на неопределенный срок. Можно, конечно, попытаться развлечь их заочной перебранкой с главой Роспотребнадзора. Последний едва ли будет против. Онищенко, непримиримый борец с зеленым змием, признавшийся недавно, что под видом водки пьет обычную воду, а потом "покрякивает", чтобы обмануть собутыльников, - не привык лезть за словом в карман. Так что молдавские виноделы в ближайшее время смогут, наверное, не раз проводить взглядом фразу "Сам дурак!", улетающую в сторону Москвы. И услышать в ответ асимметричное кряканье.