Охота на поезд

В подрыве "Невского экспресса" подозревают националистов и боевиков

Правоохранительные органы, расследующие дело о подрыве "Невского экспресса", определились с версиями совершения теракта, однако выбрать из них основную, судя по всему, так и не смогли. Два главных направления, которые отрабатываются следствием, - это деятельность националистических организаций либо "кавказский след". Однако, как следует из заявлений прокурорских работников, доказательств для подтверждения хотя бы одной из этих версий у них практически нет.

Подрыв

К вечеру 14 августа, то есть почти через сутки после крушения "Невского экспресса" на перегоне Бурга-Малая Вишера, следователи, как они утверждают, полностью восстановили картину происшествия и замысел террористов. Подрывники установили самодельную бомбу мощностью более двух килограммов в тротиловом эквиваленте под правый рельс на четном пути, по которому поезда двигаются из Москвы в Санкт-Петербург. Взрыватель был контактным, то есть состав, наехав на замыкатель, сам приводил в действие детонатор.

Провода, тянувшиеся от рельсов в близлежащий овраг, заставили взрывотехников предположить, что террорист использовал их как предохранитель, размыкая цепь и пропуская, например, товарняки. На эту мысль экспертов натолкнуло и то, что на месте происшествия не были обнаружены элементы питания (батарейки могли быть прикреплены к бомбе и полностью разрушиться при взрыве), да и точно рассчитать место подрыва поезда, несущегося со скоростью 190 километров в час, практически невозможно.

О том, что детонатор был контактным говорит и тот факт, что взрыв произошел под передней колесной парой локомотива (вырванный взрывной волной метровый кусок рельса пробил пол и крышу головного вагона и вылетел наружу). Бомба была установлена в 30 метрах от моста через реку Черная и, по замыслу террористов, после взрыва поезд должен был свалиться под откос в лог глубиной несколько десятков метров.

Эксперты отмечают, что террористы имели хорошие познания в том, как изготовить и привести в действие взрывное устройство. Однако они, очевидно, не знали устройства железной дороги, в частности, того, что на мостах устанавливают контррельсы, позволяющие поездам не скатываться с насыпи при сходе с путей. Кроме того, подрывники не рассчитали скорость состава, который после взрыва по инерции проскочил мост, и еще ряд технических моментов.

Вместе с тем, эксперты вполне справедливо отмечают, что к теракту преступники готовились долго и кропотливо. Другими словами, только благодаря стечению обстоятельств из 252 человек, находившихся в "Невском экспрессе", никто не погиб, пострадали 60 пассажиров, 19 их них попали в больницы.

Версии

Расследование теракта, порученное сначала транспортной прокуратуре Санкт-Петербурга, по распоряжению генпрокурора Юрия Чайки было передано следователю по особо важным делам Генпрокуратуры Зигмунду Ложису. Такое решение было вполне ожидаемым, учитывая то, что контролировать ход этого дела взялся лично президент Владимир Путин.

Правда, с выбором основной версии у следствия ситуация пока напряженная. Опросив жителей деревни Бурга и поселка Малая Вишера, милиционеры составили три фоторобота человека, возможно, причастного к совершению теракта. Проанализировав все описания, в прокуратуре объединили их в один фоторобот. По описаниям местных жителей, незадолго до теракта мужчина славянской внешности ходил около железнодорожного полотна и даже перелезал через заграждение к рельсам. А в момент взрыва сел в автомобиль на ближайшей поселковой дороге и уехал.

Поскольку мужчина по описаниям не был кавказцем, появилось предположение, что к теракту причастны активисты националистических организаций. Следователи также вспомнили, что в 2005 году аналогичным образом был подорван поезд Грозный-Москвы, причем за то преступление были привлечены к ответственности бывший инженер и мастер-мостостроитель, имевшие отношение к группировкам праворадикального толка.

14 августа следователи допросили лидера Движения против нелегальной иммиграции Александра Белова, а также руководителя новгородского отделения ДПНИ Сергея Ларионова. Белов в интервью "Коммерсанту" заявил, что ничего нового они следователям не сообщили, подчеркнув лишь, что не имеют отношения к подрыву поезда. Руководитель ДПНИ утверждает, что местным оперативникам дали указание из Москвы "провести профилактические беседы с лидерами патриотических и националистических движений".

По словам Белова, он интересовал следователей прежде всего как эксперт, а не как подозреваемый. Исходя из такой активности правоохранительных органов, можно было сделать вывод, что версия о причастности националистов является основной. Кстати источник "Интерфакса" в МВД так и заявил, что теракт "мог стать актом устрашения со стороны экстремистских сил, которым правоохранительные органы объявили войну".

Однако выяснилось, что и "кавказский след" со счетов не сбрасывается. На допрос был вызван руководитель чечено-ингушского общества "Вайнах" Салам Юнусов. Он отметил, что разговаривали с ним корректно. У него выясняли, "не встречал ли он в последнее время незнакомых ему выходцев из Северо-Кавказского региона".

15 августа версия о причастности к подрыву поезда чеченских боевиков стала неожиданно развиваться. В Северо-Кавказскую редакцию радио "Свобода" позвонил неизвестный, представившийся заместителем Саид-Эмина Дадаева - командира батальона "Рияд ас-Салахин" ("Райские сады"). Он заявил, что "Невский экспресс" подорвали их люди, чтобы отомстить "за страдания чеченского народа".

Однако это сообщение вызвало скорее больше вопросов, чем как-то прояснило ситуацию. Батальон смертников "Рияд ас-Салахин" был создан Шамилем Басаевым сразу после захвата заложников в Театральном центре на Дубровке и участвовал в теракте в Беслане. По данным чеченских спецслужб, на которые ссылается "Время новостей", о "Рияд-ас-Салахин" ничего не слышно с момента уничтожения Басаева в июле 2006 года.

Глава Северо-Кавказской редакции радио "Свобода" Аслан Аюбов, в свою очередь, заметил, что не уверен в том, что звонивший является тем, за кого себя выдает: "Я слышал, что есть полевой командир по имени Дадаев. Он, по моей информации, командует у боевиков Юго-Западным фронтом, а вот про то, что он руководит батальоном "Рияд ас-Салахин", я слышу впервые". Вместе с тем, стоит также отметить, что сайт чеченских боевиков "Кавказ-центр" никаких заявлений по взрыву поезда не делал.

Кстати, есть и более экзотичная версия, навеянная, очевидно, американскими вестернами. Поезд был подорван с целью ограбления пассажиров. Такое, по словам новгородских милиционеров, уже случалось, причем примерно на том же участке железной дороги. В 1988 года на перегоне Березайка-Поплавенец сошел с рельсов и сгорел поезд "Аврора", пассажиров которого до приезда сотрудников МВД ограбили цыгане (правда, в сходе состава с рельсов обвинили путевого мастера). В 1996 году все ту же "Аврору" под откос едва не пустили двое бывших уголовников, собиравшихся после аварии также обобрать пассажиров. Генпрокуратура назвала эту версию несостоятельной.

Следователи признаются, что кроме фоторобота, говорить о конкретных подозреваемых пока не приходится. За последние несколько дней задерживались и проверялись на причастность к взрыву достаточно много подозрительных лиц. Два человека, например, были задержаны сотрудниками УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, но обоих вскоре отпустили. Глава Следственного комитета при Генпрокуратуре Александр Бастрыкин заявил, что дело "сдвинется с мертвой точки" после того, как будет проведена экспертиза остатков бомбы. Однако точных сроков он не назвал.

Руслан Кадрматов