Высокие цены на нефть, нестабильность американской экономики и непрекращающийся ипотечный кризис во всем мире в очередной раз обвалили фондовые индексы почти всех стран мира – от США до России. Возможностей для получения сверхприбылей, которые инвесторы могли привлечь при вложении в акции и ПИФы в течение 2006 года и даже в начале 2007 года, на рынке больше нет.
Начинался 2007 год для инвесторов очень удачно: американский индекс Dow Jones одну за одной брал психологически важные отметки – сначала в 12 тысяч пунктов, потом в 13 тысяч пунктов, а потом и в 14 тысяч пунктов. За экономикой США тянулись и остальные рынки – в том числе и российский, где индекс РТС перешел отметку в 2000 пунктов. Поначалу казалось, что к концу года эта отметка будет давно пройденным этапом, но чем ближе приближалась осень, тем яснее становилось, что на рынках наступил ледниковый период.
Сейчас на российских фондовых биржах два определяющих фактора, борющихся друг с другом за направление индексов. С одной стороны, общая конъюнктура в мире настоятельно «рекомендует» инвесторам избавляться от рисковых активов, к которым, в том числе относятся и российские ценные бумаги. С другой стороны, почти восьмипроцентного роста ВВП в России пока никто не отменял, а высокие цены на нефть продолжают поддерживать котировки нефтяных компаний.
Трудности на фондовых биржах начались, когда обнаружилось, что американские банки выдали слишком много ипотечных кредитов, не слишком тщательно проверяя заемщиков. Появилась опасность невозвратов, которая усилилась в связи с тем, что цены на недвижимость в США перестали расти, и заемщики не могли оплатить кредиты с помощью перезаклада домов и квартир.
Центральным банкам, как в США, так и в Европе пришлось выдавать межбанковские кредиты по минимальным ставкам для того, чтобы поддержать ликвидность банков. В общей сложности они поддержали финансовые системы разных стран на сотни миллиардов долларов.
Россию мировой ипотечный кризис напрямую не коснулся, однако отечественным компаниям стало сложнее занимать средства для развития бизнеса за рубежом. Между тем, именно на Западе большие российские концерны предпочитали брать в долг – размер задолженности корпоративного и финансового секторов за последнее время вырос до 36 процентов от ВВП.
Долг только одной госкомпании "Роснефть" составляет около 34 миллиардов долларов. О том, что она постепенно пытается диверсифицировать свой портфель задолженностей, косвенно свидетельствует заявление "Роснефти" о намерении выпустить рублевые облигации на 45 миллиардов рублей.
Несчастливая пятница
В течение последних сессий американские и европейские рынки вели себя одинаково. Когда росли Dow Jones и Nasdaq, вслед за ними росли и британский FTSE и германский Dax, и российские РТС с ММВБ. В минувшую пятницу все они синхронно обвалились. Индекс РТС упал ниже отметки в 1900 пунктов – впервые в сентябре. Его отечественный "коллега" - ММВБ – опустился на 2,09 процента.
На американских фондовых площадках ситуация была почти зеркальной – Dow Jones отдал 1,87 процента, S&P 500 – на 1,69 процента, а Nasdaq – на 1,86 процента. Западноевропейские биржи поддержали общую тенденцию, снизившись на два – два с половиной процента.
Аналитики поспешили объяснить новый обвал тремя факторами. Во-первых, на инвесторов продолжает влиять ипотечный кризис, даже несмотря на то, что представители американских и европейских центробанков поспешили заявить, что мировым финансовым системам ничего не угрожает.
Оказалось, что трейдеры гораздо больше доверяют другим авторитетам. На минувшей неделе ситуацию на фондовых рынках прокомментировал Алан Гринспен, пожалуй, самый авторитетный финансист в США, если не в мире. 81-летний Гринспен сравнил кризис в Америке по многим факторам схож с обвалами 1998 и 1987 годов. 20 лет назад американские акции за несколько часов подешевели на 22,6 процента.
Что касается России, то международное рейтинговое агентство Standard & Poor's даже выпустило специальный пресс-релиз, посвященный отголоскам ипотечного кризиса в нашей стране. В релизе утверждается, что российская экономика наименее уязвима в условиях глобального дефицита ликвидности (читай – отсутствия дешевых денег). Игроков на фондовом рынке это сообщение, увы, не порадовало – биржевые индексы продолжили падение.
Вторая причина, заставившая опуститься все мировые индексы – отчет министерства экономики США о новых рабочих местах. Выяснилось, что в августе рабочих мест в производстве и сфере услуг не только не стало больше, но и оказалось меньше на 4 тысячи. Этот, казалось бы, не слишком значительный и временный фактор может на самом деле свидетельствовать о глобальной рецессии в американской экономике и стать дополнительным стимулом для того, чтобы снизить ставку рефинансирования ФРС США.
И, наконец, третья причина – цены на нефть. В течение сентября контракты на топливо почти непрерывно растут в цене. К 7 сентября фьючерсы на нефть марки WTI с поставкой в октябре подорожали в Нью-Йорке уже до 76,7 доллара за баррель, а в Лондоне нефть марки Brent – до 75,07 доллара за баррель. В условиях нестабильности рынков высокие цены на нефть могут заставить инвесторов перекладывать деньги в более надежные инструменты – например, золото. На прошлой неделе фьючерсные контракты на унцию золота с поставкой в декабре впервые в 2007 году подорожали до 700 долларов.
Подлили масла в огонь и корпоративные отчеты нескольких американских компаний. В частности, сразу на 9,24 процента подешевели акции Harley-Davidson – компания, известная своими мотоциклами, второй раз за год понизила прогноз по прибыли. Ненамного лучше дела обстояли и у автомобилестроительной General Motors – ценные бумаги этой компании упали на 4,8 процента из-за того, что прогноз ее прибыли снизил инвестбанк Goldman Sachs.
К 14.30 по московскому времени РТС опустился на 0,08 процента до 1896,72 пункта. ММВБ за то же время даже вырос – на 0,02 процента до 1638,46 пункта. Европейские рынки также пока движутся разнонаправлено – британский FTSE растет, а французский CАС-40 и германский Dax опускаются.
Наверняка, единая тенденция на рынке сложится после открытия американских рынков. Что касается среднесрочной перспективы, то все будет зависеть также от экономики США: если многочисленные отчеты будут и дальше демонстрировать, что в самой большой экономике мира намечаются признаки стагнации, мировые фондовые индексы могут снизится до уровня начала года.