Осмысленный и беспощадный Реклама БАД спровоцировала самый мощный флешмоб за последние годы

На протяжении многих лет одной из самых распространенных забав в Рунете, помимо подшучивания над всевозможными сайтами знакомств и сообществами эльфов, разглядывания забавных картинок и коллажей с "чумазиком", а также прочих "преведов" и общения в социальных сетях, являются флешмобы. Массовое действо минимальной осмысленности, когда, например, к одной записи в ставшем жертвой флешмоба журнале блоггера публикуются сотни комментариев приблизительно одинакового содержания. Подобные акции происходят в ЖЖ и в других, менее популярных в России блог-сервисах каждую неделю. Но 12 октября был дан старт самой масштабной акции такого рода за последние несколько лет.

Началось все с записи в дневнике блоггера brockhurst, рассказавшего своим друзьям историю о том, как его пожилая мать собиралась приобрести некое лекарство за 22 тысячи рублей. Женщина узнала о чудодейственном препарате, который якобы должен избавить ее от проблем с суставами на ближайшие девять лет, из рекламы на радио. О благотворном воздействии на суставы препарата под названием "Гравиколл-21" в эфире рассказывали "очень известные кардиологи с неизвестными фамилиями". Далее brockhurst написал, что по радио сообщили, что цена препарата составляет 38 тысяч рублей, а для пенсионеров предусмотрена специальная цена в 22 тысячи.

Блоггер привел результаты своих изысканий, в ходе которых он установил, что в реестре лекарственных средств "Гравиколл-21" не значится и является на самом деле биологически-активной добавкой (БАД) "типа отрубей". Затем brockhurst позвонил по телефону, названному в рекламе "Гравиколла", и начал задавать вопросы оператору о препарате, об основном действующем веществе "Гравиколла" и так далее. Молодость голоса и характер вопросов, по словам блоггера, сотруднику компании, торгующей БАДом, не понравилась, их разговор прервался на обещании "перезвонить".

Изложив эти факты, блоггер призвал распространять ссылки на его запись и дать отпор мошенникам, наживающимся на пенсионерах, а также попросил своих читателей звонить компании-продавцу "Гравиколла-21" и мешать им работать.

Поначалу, когда эта запись только-только возглавила рейтинги блогов Livejournal.ru и blogs.yandex.ru, казалось, что история с попыткой продать матери brockhurst обычную биологически-активную добавку за огромные деньги окажется очередным флешмобом продолжительностью максимум в один-два дня. Однако запись блоггера вызвала очень широкий и продолжительный отклик среди пользователей Сети. За считанные дни на эту запись появились тысячи ссылок, а комментариев к исходной записи оставили более трех тысяч. На нашей памяти, последний раз такая активность в отечественном сегменте ЖЖ наблюдалась во время выборов президента Украины в 2004 году, когда, кажется, впервые был достигнут лимит в 5000 комментариев к одной записи.

Всем по палатам

Поиски виноватых были начаты блоггерами немедленно. Первая волна возмущения пришлась, вполне естественно, на компанию-продавца "Гравиколла-21". ЖЖ-сты довели операторов фирмы до невменяемого состояния, в результате чего досталось журналистке "Новой Газеты", которая, позвонив по указанному brockhurst телефону и спросив о составе лекарства, получила в ответ встречный вопрос, касавшийся половой связи журналистки с составом "Гравиколла".

А затем настала пора выяснять, жертвой рекламы какой радиостанции чуть было не стала мать автора самой популярной записи в ЖЖ. Варианты блоггерами назывались самые разные: и радио "Маяк", и "Радио России", но в итоге, благодаря сервису "Москва.FM" была обнаружена запись программы "Дневной обход" на "Эхе Москвы", в рамках которой ведущая общалась с ведущим специалистом центра "Фармит" (собственно, продавца "Гравиколла") Палазник Фаиной Борисовной.

Фаина Борисовна в рамках медицинской программы на "Эхе" рассказывала о симптомах болезней суставов, о том, как плохо болеть, и о моменте, "когда мы не можем самостоятельно одеться", а также о побочных эффектах обезболивающих. "Гравиколл помогает вне зависимости от возраста и состояния суставов всем", "при артритах... при артрозах... способствует быстрому восстановлению соединительных тканей", "Гравиколл - новая разработка российских ученых, решает причину, а не следствие болезни", "содержит 58 активных компонентов", которые помогают чуть ли не от всей болезней суставов и "улучшают качество внутрисуставной жидкости" и даже снижают болевой синдром, рассказывала специалист "Фармита" о "Гравиколле". "Сегодня в день прямого эфира каждый желающий может приобрести комплекс "Гравиколл" со скидкой в 15 процентов, а дозвонившиеся по горячей линии - 30 процентов...
box#2072842

звоните, не ленитесь",- добавила Палазник, повторив в эфире "Эха" телефон своего центра с полдюжины раз. В конце программы последовал традиционный для "Дневного обхода" "дисклеймер": слушателей призвали выбирать верные методы лечения и консультироваться с лечащими врачами. Ни слова о том, что эта программа носит рекламный характер, за все 15 минут эфира сказано не было.

Запись программы "Эха" стала отличной красной тряпкой, и гнев блоггеров перекинулся на радиостанцию: в Сети появились призывы устроить лавину звонков в рекламную службу "Эха", блог, зарегистрированный на имя главного редактора радиостанции Алексея Венедиктова, забросали гневными комментариями (благо оставлять такие сообщения на сайте самого "Эха" - бесполезно). И это все не считая килобайтов гневных пожеланий в адрес "Эха", на которые и без "Гравиколлов" горазды отечественные блоггеры.

При сравнении исходной записи brockhurst и записи программы "Эха" становится понятно, что мать блоггера услышала рекламу "Гравиколла" на другой радиостанции (такой вывод можно сделать исходя из того, что гость программы был представлен не как кардиолог, да и о скидках для пенсионеров речи не было). Однако это не помешало ЖЖ-стам устроить масштабную кампанию против "Эха" и методов работы его рекламной службы.

Это не ЗАГС!

"Биологически активные добавки к пище (БАД)(нутрицевтики и парафармацевтики) - это концентраты натуральных или идентичных натуральным биологически активных веществ, предназначенные для непосредственного приема или введения в состав пищевых продуктов с целью обогащения рациона питания человека отдельными биологически активными веществами или их комплексами..." (из приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации N 117 от 15.04.97). При этом БАД не относятся к классу лекарственных средств и считаются пищевыми добавками.

Массовый дозвон для Рунета - давно не в новинку. Многие помнят, как год назад пользователи Сети самозабвенно звонили в один из московских ЗАГСов с просьбой "позвать Серегу".

В считанные часы после того, как запись brockhurst возглавила рейтинги популярности, в Сети появилось сразу два сообщества, посвященных борьбе с "мошенниками" от медицины. Кроме того, несколько пользователей ЖЖ опубликовали подробные инструкции по борьбе с компанией Фармит. В числе их указывалось размещение телефона фирмы на сайтах объявлений под видом службы эскорта, а также заказы препарата по несуществующим адресам, либо по адресам режимных объектов. И это не считая обычного телефонного хулиганства: позвонил, признался в искренней ненависти и бросил трубку.

Дурной пример, как известно, заразителен. Сегодня мы тоже решили набрать заветный номер, указанный в тысячах записей в ЖЖ. Нашего корреспондента поприветствовал усталый женский голос. Девушка не представилась и не сказала, куда он дозвонился. На вопрос корреспондента о том, действительно ли это консультационный центр "Фармит", ему с напряжением в голосе ответили,
box#2072844

что "да". Затем наш коллега попросил девушку не бросать трубку и представился. Задал вопрос, прекратилась ли волна звонков от блоггеров. Тут барышня из "Фармита" сказала "Стоп!" и попросила продиктовать название нашего издания по буквам. После этого она буркнула, что "перезвонит" и повесила трубку. Телефон, по которому надо перезванивать, естественно, она не спросила. Так что, по всей видимости, "Фармиту" до сих пор звонят. По сведениям блоггера delicateline, за выходные распространителям "Гравиколла" позвонили 14 миллионов раз.

Вместо Ктулху

Не остался в стороне от конфликта и президент России, Владимир Путин. Начало приема вопросов к ближайшей телеконференции Путина совпало с пиком популярности борьбы с "Гравиколлом-21" и "Эхом Москвы", и блоггеры решили не упустить возможности устроить флешмоб и для президента.

В прошлом году, если помните, Рунет развлекался с интернет-конференцией Путина на "Яндексе", задавая ему вопросы про Ктулху, поцелуй мальчика в живот и то, как пропатчить KDE под FreeBSD. Сегодня же президента спрашивают о включении "Гравиколла-21" в потребительскую корзину россиян. Увидеть, сколько именно раз Путину задали подобный вопрос, пока нельзя, но судя по количеству отзывов к записи с подобным призывом, про "Гравиколл" президента спросили многие.

Обратит ли Путин и его пресс-служба внимание на "Гравиколл"? Ответ вы и так знаете.

Результат

Удивительно, но факт: банальным хулиганством, обвинениями в адрес "Эха" и флешмобом с Путиным эта история не ограничилась. "БАДовый" флешмоб стал одним из немногих (не считая случая с ЦУМом), приведшим к действиям со стороны официальных лиц.

В понедельник, 15 октября, стало известно, что на скандал вокруг "Гравиколла" обратила внимание Федеральная антимонопольная служба, которая проверит рекламу этой пищевой добавки, рекламируемой как средство от болезней суставов, на соответствие закону о рекламе.

Будьте здоровы.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше